-Цитатник

Без заголовка - (0)

Стихи Юрия Волка(Юрий Вологодский) "Женщинам госпиталя" стихи бойца " Вагнера " Юрия Волка, м...

Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой - (0)

Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой Впервые Adagio ...

Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно..." - (0)

Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно... " Владимир Борисович Мирза-известный бард, поэт, ...

Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." - (0)

Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." Uncle Sasha. Göran Söllsc...

Из альбома "Двое". Henry Mancini - Moon River . - (0)

Henry Mancini - Moon River .

 -Метки

абсолютный слух альбинони т. артемьев э. балет бах и.с. бетховен л. библейский сюжет блоггеру большая опера в. моцарт в. спиваков венгеров м. верди д. вивальди а. визбор ю. вов война гайдн й. гендель г. ф. глинка м. и. григ э. дворжак а. дети джадзотто р. джаз дирижёры для блоггера живопись и. с. бах. интересно интернет история ицхак перлман к. дебюсси к. сен-санс композитор композиторы компьютер конкурс концерты культшпаргалка л.бетховен лекции о классической музыке. лист ф. м. казиник м.воскресенский манчини г. мацуев д. музыка музыка классическая музыкант музыканты опера п.и.чайковский паганини н. память партитуры не горят певцы передача пианист пианисты победа поэты православие программы религия рождество розенбаум а. россия с. рахманинов с.прокофьев с.рахманинов сарасате п. синяя птица современная классическая музыка соколов и. стихи тагор р. художники чайковский п. шнитке а. шостакович д. шуберт ф. шуман р. эйвазов ю. энигма юбилеи я.сибелиус

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MILYI_DRUG

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 21744


Мятежный Й.Гайдна.

Суббота, 16 Сентября 2023 г. 08:29 + в цитатник
гшщ (560x289, 67Kb)

Мятежный Гайдн.


Как правило, все великие композиторы прошлого запечатлеваются в массовом сознании довольно однобоко. Бетховен видится многим исключительно бурно-героическим, Шопен - утончённо-меланхолическим, Россини - остроумным балагуром, а Римский-Корсаков - оперным сказочником. Но всё это верно только отчасти.



Гайдн в миноре

Когда Гайдну было немного за тридцать, он писал музыку, совершенно далёкую от солидных Лондонских симфоний и вечных истин поздних ораторий. Он ставил смелые эксперименты, шёл против правил и "высекал огонь" эмоций в душах аристократов, приезжавших в гости к князю Николаю Эстергази в его великолепный дворец (точнее, дворцы).
В эти годы (с 1765 по 1772) он написал несколько драматических - "патетических" и "аппассионатных" минорных симфоний (№26, 39, 45, 49, 52) - очень необычных и непохожих друг на друга.


333222 (560x334, 137Kb)


Трудно сказать, чем объясняется их появление. Но только не личными обстоятельствами. Это были очень счастливые годы в жизни Гайдна.
Как раз в это время его карьера стремительно пошла вверх. В середине 60-х он стал, наконец, главным придворным капельмейстером со всеми привилегиями этого положения: высоким жалованием, позволившем ему купить дом в Айзенштадте, держать собственный выезд (подарок одного из его учеников) и прислугу. Его талант был высоко оценён князем Эстергази:
«Мой князь был доволен всеми моими работами, я всегда получал от него аплодисменты".
Кстати, не только аплодисменты. Князь Николай I демонстрировал своему капельмейстеру полное уважение и поддержку: он дал ему большую ссуду на покупку дома и дважды полностью восстанавливал его на свои средства после пожаров.
Кроме того, в распоряжении Гайдна было всё, о чём только может мечтать композитор: оркестр из хороших музыкантов, придворная сцена и певцы для постановки опер и зингшпилей, а также изысканная публика, знающая толк в прекрасном - многочисленные гости Эстергази.


scale_1200 (1) (700x420, 116Kb)
Замок Эстергази в Айзенштадте. Изображение с сайта esterhazy.at

Как бы там ни было, мятежные и даже революционные (в широком смысле слова) звуки выливались иногда из под пера молодого Гайдна в те годы, когда Бетховен ещё даже не родился.



⭐"Прощальная симфония" №45 фа-диез минор

Наверняка, каждый, кто учился в хмузыкальной школе, вспомнит эту необычную симфонию Гайдна.
В последней - быстрой четвёртой части музыка вдруг останавливается на полуслове, и после многозначительной паузы следует как бы специальное приложение - музыкальное прошение в почтительной форме, но с прозрачными намёками на жалобу и интересным перфомансом: все исполнители постепенно покидают сцену - сначала духовые, затем струнные. Два последних скрипача заканчивают музыку не точкой, а многоточием.
Гайдн рассказывал своим биографам, что это был намёк князю Эстергази на недовольство музыкантов капеллы, вынужденных дольше обычных сроков оставаться в летней резиденции (в "пустыне", как называл это загородное поместье сам Гайдн). Их семьи оставались в Айзенштадте, и затянувшаяся разлука вызывала упадок духа и недовольство.
Возможно, поэтому началосимфонии - первая часть - имеет такой тёмный и бурный колорит. Её первую, очень яркую тему, Гайдн использовал впоследствии в одной из своих "Парижских симфоний" (№85).






⭐ Симфония №39 соль минор ("Буря на море")


Это первая минорная симфония Гайдна (после тридцати семи мажорных), и в этой музыке невозможно узнать "добродушного старичка" Гайдна в неизменном парике, отца-основателя главных инструментальных жанров XVIII века, который смотрит на нас с портрета в учебнике музыкальной литературы.

Гайдн написал её, вероятно, в 1765 году (такая дата значится в последнем академическом издании его сочинений).
В ней четыре части. Вот первая - настоящая драма, вытекающая из одного простого мотива. Но какую интригу выстраивает Гайдн с помощью неожиданных остановок, эффектных контрастов и энергии ритма!





Но это ещё не всё. В финале Гайдн, не сводит все исходные конфликты к чему-нибудь общепримиряющему, как это было принято в симфониях того времени, а наоборот - добавляет эмоционального жару и мятежных страстей, так что всё это превращается настоящую душевную бурю с "громом и молниями". Недаром эту симфонию иногда называют "Буря на море".





Конечно, эту симфонию стоит послушать целиком, только тогда можно оценить все её эффекты.





Рубрики:  Музыка классическая
Композиторы
культшпаргалка
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям