-Цитатник

Без заголовка - (0)

Стихи Юрия Волка(Юрий Вологодский) "Женщинам госпиталя" стихи бойца " Вагнера " Юрия Волка, м...

Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой - (0)

Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой Впервые Adagio ...

Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно..." - (0)

Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно... " Владимир Борисович Мирза-известный бард, поэт, ...

Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." - (0)

Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." Uncle Sasha. Göran Söllsc...

Из альбома "Двое". Henry Mancini - Moon River . - (0)

Henry Mancini - Moon River .

 -Метки

абсолютный слух альбинони т. артемьев э. балет бах и.с. бетховен л. библейский сюжет блоггеру большая опера в. моцарт в. спиваков венгеров м. верди д. вивальди а. визбор ю. вов война гайдн й. гендель г. ф. глинка м. и. григ э. дворжак а. дети джадзотто р. джаз дирижёры для блоггера живопись и. с. бах. интересно интернет история ицхак перлман к. дебюсси к. сен-санс композитор композиторы компьютер конкурс концерты культшпаргалка л.бетховен лекции о классической музыке. лист ф. м. казиник м.воскресенский манчини г. мацуев д. музыка музыка классическая музыкант музыканты опера п.и.чайковский паганини н. память партитуры не горят певцы передача пианист пианисты победа поэты православие программы религия рождество розенбаум а. россия с. рахманинов с.прокофьев с.рахманинов сарасате п. синяя птица современная классическая музыка соколов и. стихи тагор р. художники чайковский п. шнитке а. шостакович д. шуберт ф. шуман р. эйвазов ю. энигма юбилеи я.сибелиус

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MILYI_DRUG

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 21741


Ария Далилы: феерия женской лжи.

Пятница, 19 Августа 2022 г. 04:07 + в цитатник
9989 (560x378, 283Kb)
Соломон Джозеф Соломон. Самсон. 1887 г.

В знаменитой и прекрасной третьей арии Далилы из оперы Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила" на самом деле нет ничего прекрасного. Точнее, это прекрасное - только инструмент феерической лжи, двигателем которого является ненависть, а целью - физическое уничтожение. Но мало кто помнит об этом, когда слушает эту арию. Как и бедный Самсон, мы поддаёмся очарованию вдохновенного музыкального обмана.
В опере Сен-Санса, написанной в 1877 году, речь идёт об известной истории, рассказанной в Книге Судей из Ветхого Завета. Либреттист немного изменил детали, но суть осталась прежней.

Стратегия и тактика обмана
Легендарный израильский силач Самсон призывает сограждан сбросить иго рабства и поднять восстание против филистимлян. Филистимляне хотят устранить опасного бунтаря. Но как это сделать? Если он когда-то голыми руками разорвал огромного льва и перебил тысячу филистимлянских воинов ослиной челюстью, то, конечно, ему нипочём ни стражники, ни цепи.

За это дело совершенно бескорыстно, исключительно из патриотических побуждений и личного чувства ненависти к Самсону берётся жрица Далила - бывшая его любовница. Её танец и несколько томных взглядов разжигают в нём былую страсть, и вечером он приходит к дому Далилы (всего лишь попрощаться с ней навеки, как говорит он сам себе), где она с блеском выполняет свой жестокий план (всё это происходит во втором действии оперы).


5565 (560x387, 283Kb)
Хосе Эченагусия. Самсон и Далила. 1887 г.

В её тактике два главных рычага: сластолюбие Самсона и его чувство вины. Сначала она без труда разжигает первое, а затем начинаются горькие упрёки со слезами в том, что
она его так любила! а он её безжалостно бросил
и при этом дважды цинично обманул - рассказал небылицы в ответ на её вопрос, в чём его сила,
и если и на этот раз она не узнает правду, то он может отправляться домой,
потому что какая же любовь без доверия!
На все оправдания Самсона (я люблю тебя больше жизни, но мой долг перед Богом и моим народом...) она говорит одно: нет! ты меня, несчастную, совсем не любишь, это всё пустые слова, а доказательства твои где?

"Погибнет он..."
Далила не знает, в чём сила Самсона, но она точно знает, в чём его слабость. И ей хватает ума, настойчивости и женской привлекательности, чтобы добиться своего.

"Вот текст её третьей арии из второго действия:
Открылася душа, как цветок на заре
Для лобзаний Авроры!
Но, чтоб утешилась я, мне слёзы осуши
Жгучей лаской, страстным взором.
Далиле повтори, что ты мой навсегда,
Что все забыты муки,
Повтори те слова, что любила так я!
Ах! нет сил снести разлуку!
Жгучих ласк, ласк твоих ожидаю!
От счастья замираю… От счастья замираю!
Ах, жгучих ласк, ласк твоих ожидаю…

С а м с о н :
Далила, Далила, я тебя люблю!

Д а л и л а :
Как колос на полях, наклоняясь, дрожит
Под дыханьем зефира,
Так трепещет грудь моя, надежду в ней родит
Голос нежный, как звук лиры!
Стрела не так быстра, устремляясь к врагу,
Как я, когда в объятья твои лечу! Как я к тебе лечу!
Ах! нет сил снести разлуку!
Жгучих ласк, ласк твоих ожидаю!
От счастья замираю… От счастья замираю!
Ах, жгучих ласк, ласк твоих ожидаю…

Не всякий герой готов выдержать такой напор, и могучий Самсон попадается как наивный воробей в когти опытной кошки. Он открывает Далиле все свои тайны и, опоённый сладким вином, засыпает. «И усыпила его на коленях своих", - сказано в Библии.
scale_1200 (560x343, 237Kb)
Гюстав Моро. Самсон и Далила. 1882 г.
Ножницы (чтобы отрезать длинные волосы Самсона - источник его силы) и крепкие верёвки - вот всё, что понадобилось Далиле после этого.

В третьем действии, когда филистимлянская стража приведёт ослеплённого, обессиленного и униженного героя в храм Дагона, Далила со смехом напомнит ему, как ловко она его провела. Возможно, это (а не только молитвы Богу) придало ему сил обрушить храм на голову своих врагов.

Как это петь?
Сен-Санс написал партию Далилы для Полины Виардо (и посвятил ей эту оперу), но постановка в Париже откладывалась по разным причинам так долго, что к моменту премьеры французская звезда уже ушла со сцены.
С тех пор и до наших дней эту партию спели очень многие меццо-сопрано и сопрано, а третья ария Далилы перешла в разряд популярных концертных номеров. Её можно слушать раз за разом, потому что это музыка волшебной красоты. Она льётся мёдом и завораживает как пение сирен, так что при хорошем исполнении всякий поймёт, почему Самсон сказал Далиле всё, что она хотела.

Вопрос в том, что есть в данном случае - хорошее исполнение. У певицы здесь как минимум три задачи:

спеть красиво и качественно вокально,
показать в пении подлинный смысл, изнанку этой красоты и хотя бы наметить психологический портрет злодейки Далилы,
остаться в рамках хорошего вкуса - важнейшего критерия всякой французской музыки.
Интересно сравнить (и обсудить в комментариях), как это получилось у разных знаменитых оперных Далил. Для начала выберем пять примеров.

Которой из этих Далил вы открыли бы свою главную тайну?
Свой первоначальный вердикт "да" или "нет" в случае арии Далилы можно выносить с первых трёх звуков. Потому что не может быть Далилы с заурядным тембром голоса (в данном случае - меццо-сопрано). Если вам не ложится бальзамом на слух первая же её фраза ("Mon Coeur s'ouvre a ta voix"), значит, нет особого смысла слушать дальше.

Ольга Бородина (меццо-сопрано)



Ольге Бородиной можно отдать всё, что она попросит, за одно только звучание её драгоценного голоса. Его тембр отдаёт золотом, каждая интонация в арии трепещет обожанием, все линии идеально плавны, красота во всех регистрах. Это обольщение на уровне высокого искусства, "Песнь песней" и чистая поэзия.

Этим шедевром вдохновенной лжи нельзя не восхититься, даже зная, куда она ведёт. Далила входит в образ как гениальная актриса в момент наивысшего вдохновения, так что её игру в огромную и светлую любовь можно было бы принять за чистую монету, если бы не явный избыток вокального опиума.

Послушайте, как отвечает ей очарованный, на грани обморока, Самсон. Реплики Хосе Куры здесь - это шедевр в шедевре.


Анита Рачвелишвили (меццо-сопрано)



Молодая грузинская звезда мировой оперной сцены Анита Рачвелишвили поёт Далилу иначе. Её тактика - вкрадчивость, а оружие - слабость и покорность. Сердце её разбито (якобы) жестоким Самсоном, она робко умоляет его сжалиться.

Только иногда Анита Рачвелишвили полностью раскрывает свой голос, а на последних репликах он буквально тает (в этом концертном варианте арии они заимствованы из партии Самсона). Невозможно не пожалеть такую нежную и очаровательно слабую Далилу, ведь ей, бедняжке, так мало надо!


Елена Образцова (меццо-сопрано)



Елена Образцова поёт отъявленную злодейку. Она ни на минуту не забывает, что Далила одержима ненавистью к Самсону и даёт нам это почувствовать в каждом звуке своего яркого голоса.

Её Далила вообще не церемонится с Самсоном, тонкие тактики - не её стихия. Она не просит, а требует, не соблазняет, а шантажирует. В какой-то момент в голову приходит мысль, а не служит ли Далила на самом деле в филистимлянской контрразведке в звании генерал-полковника?

Судя по репликам Самсона (Пласидо Доминго), он готов выбросить белый флаг перед лицом превосходящей силы противника.


Мария Каллас (сопрано)



Можно сколько угодно говорить о том, насколько распиарена фигура Марии Каллас, но при этом надо понимать, что для этого есть все основания. То, как она поёт Далилу - одно из многих доказательств её выдающегося таланта, ума, мастерства и вкуса.

Её Далила не прикладывает особых усилий, чтобы очаровать Самсона. Она и так знает, что для него она богиня, поэтому в её голосе звучит лёгкий холодок царственного равнодушия. Эмоций в речи Далилы ровно столько, сколько надо, в каждой интонации беспроигрышный расчёт, а в каждой фразе такая законченная, скульптурная красота, что слушать это можно бесконечно.

Здесь, как и в почти во всех её коронных ариях, есть личный штрих, особая, фирменным образом сделанная деталь. На отметке 3:36 есть довольно неудобный вокально восходящий мотив, который она поёт так резко, словно вонзает клинок в сердце врага, но уже в следующей фразе маскирует этот жест агрессии сладостными мотивами обольщения.



Анджела Георгиу (сопрано)



Для Далилы Анджелы Георгиу эта ария - момент "икс". Или сейчас - или никогда. Волнение и внутренний трепет наполняют её пение ("так дрожью бьётся моё сердце"). Каждая фраза так психологически достоверна, а целое так красиво и закончено, что это исполнение можно считать идеальным .

Есть ещё много замечательных и разных Далил, этот список можно продолжить именами: Валентины Левко, Джесси Норман, Кристы Людвиг, Мэрилин Хорн и других .

Камиль Сен-Санс

И конечно, отдадим должное мелодической одаренности Сен-Санса и его умению создавать волшебные эффекты из простых оркестровых средств. Наслаждение следить за тем, какими звуковыми декорациями он окружает чудесные мелодии арии Далилы.







Рубрики:  Музыка классическая
Опера
Композиторы
Певцы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 4 пользователям