Сегодня, 27 марта исполняется 90 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича:
музыкант родился 27 марта 1927 года в Баку.
Его авторитет в мире музыке непререкаем.
Но совершенно очевидно, что личное человеческое влияние Ростроповича
не ограничивалось профессиональным миром и поклонниками классики.
Те, кто хотя бы раз общались с Мстиславом Леопольдовичем или просто находились рядом, неизменно отмечали его невероятную энергию. Он говорил быстро и очень четко, несмотря на некоторую картавость, неизменно был доброжелателен. На сцене, казалось, выкладывался перед оркестром до конца. Так, что эта энергетика чувствовалась на самых последних рядах концертного зала.
И, конечно же, Мстислав Леопольдович всем всегда помогал. После ухода музыканта из жизни его дочери — Ольга и Елена — взяли на себя работу его фондов. Они говорили, что о той помощи, которую их отец оказывал многим, они просто не подозревали.
Роберт Шуман.
Концерт для виолончели с оркестром ля минор (1850) Op.129.
Исполнители:
Мстислав Ростропович (виолончель).
Национальный оркестр Франции (ORTF) .
Леонард Бернстайн (дирижёр).
Сам Ростропович когда-то рассказывал, что еще ребенком ехал в поезде, заснул и замерз. И вдруг почувствовал тепло — оказалось, что попутчики накрыли его чем-то теплым, у кого что было. Этот небольшой эпизод остался в памяти на всю жизнь, и Ростропович хотел как бы наделить людей этим теплом.
Не секрет, что очень часто Мстислав Леопольдович поддерживал многих начинающих музыкантов. Одним из таких молодых исполнителей в свое время был теперь уже известный виртуоз, исполнитель на баяне Айдар Гайнуллин, который рассказал о встрече и работе с Ростроповичем.
Айдар Гайнуллин: "Когда я на самом первом прослушивании отыграл произведение Шнитке, он подошел ко мне, обнял и удивленно спросил: "Расскажи, как это возможно — сыграть на одном баяне за весь симфонический оркестр?" Стал расспрашивать, как я живу, где играю. Я ответил, что непросто быть классическим музыкантом и особенно, если играешь на баяне. Добавил, что вот приходится играть на свадьбах, в ночных клубах.
Он сказал: "Я тебе помогу". Сразу пригласил с концертом на свою золотую свадьбу, потом последовали выступления в Лондоне и Париже. Ростропович меня всегда приглашал и объявлял на концертах вот так: "Айдар Гайнуллин, король баяна". Мне было каждый раз как-то неловко выходить на сцену после такого представления от такого человека".
Виолончелист, дирижер и композитор Денис Шаповалов познакомился с Мстиславом Леопольдовичем в 1997 году, став стипендиатом его фонда.
Денис Шаповалов: "Ростропович, как и Чайковский, сопровождает меня всю жизнь. Еще до моего рождения он выступал с концертом в Астраханской консерватории, где учились мои родители, и после концерта, естественно, пришел на посиделки в студенческую компанию. Возможно, поэтому пластинку Ростроповича в нашей семье слушали чаще других. И, возможно, виолончелистом я стал именно благодаря тому, что мама была им абсолютно очарована.
После моей победы на конкурсе имени Чайковского в 1998 году маэстро пригласил меня на свой фестиваль во Францию. Там началось наше творческое общение. Мы играли вместе в Нижнем Новгороде, Баку, Лондоне, Нью-Йорке. Работать с ним всегда было счастьем.
Если бы в детстве мне кто-нибудь сказал, что я буду учиться у Ростроповича, выступать с оркестром под его управлением и в буквальном смысле есть с ним из одной тарелки, я бы не поверил никогда. Впечатление, возможно, такое же, какое было бы у молодого актера, которому выпал шанс общаться, например, с Чарли Чаплиным. Кстати, чувство юмора у этих двух людей вполне сопоставимое — и талант, несомненно, тоже.
Ростропович всегда старался при каждом удобном случае вызвать у человека улыбку, и даже когда он почти шепотом говорил об очень серьезных глубоких вещах, все равно было слышно, что его фундамент — оптимизм и жизнелюбие".