-Цитатник

Без заголовка - (0)

Стихи Юрия Волка(Юрий Вологодский) "Женщинам госпиталя" стихи бойца " Вагнера " Юрия Волка, м...

Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой - (0)

Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой Впервые Adagio ...

Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно..." - (0)

Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно... " Владимир Борисович Мирза-известный бард, поэт, ...

Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." - (0)

Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." Uncle Sasha. Göran Söllsc...

Из альбома "Двое". Henry Mancini - Moon River . - (0)

Henry Mancini - Moon River .

 -Метки

абсолютный слух альбинони т. артемьев э. балет бах и.с. бетховен л. библейский сюжет блоггеру большая опера в. моцарт в. спиваков венгеров м. верди д. вивальди а. визбор ю. вов война гайдн й. гендель г. ф. глинка м. и. григ э. дворжак а. дети джадзотто р. джаз дирижёры для блоггера живопись и. с. бах. интересно интернет история ицхак перлман к. дебюсси к. сен-санс композитор композиторы компьютер конкурс концерты культшпаргалка л.бетховен лекции о классической музыке. лист ф. м. казиник м.воскресенский манчини г. мацуев д. музыка музыка классическая музыкант музыканты опера п.и.чайковский паганини н. память партитуры не горят певцы передача пианист пианисты победа поэты православие программы религия рождество розенбаум а. россия с. рахманинов с.прокофьев с.рахманинов сарасате п. синяя птица современная классическая музыка соколов и. стихи тагор р. художники чайковский п. шнитке а. шостакович д. шуберт ф. шуман р. эйвазов ю. энигма юбилеи я.сибелиус

 -Приложения

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MILYI_DRUG

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 21741


Роберт Шуман. Новелетты для фортепиано Op. 21

Пятница, 12 Июня 2015 г. 10:55 + в цитатник





Роберт Шуман.
Новелетты для фортепиано Op. 21

В исполнении С. Рихтера звучат новелетты -n°2, n°4 & n°8 -
Toкио, 1979г.




Новелетта - N° 7,
Клаудио Аррау (фортепиано)



"Новелетты", соч. 21 создавались Шуманом в первой половине 1838 года, в период глубоких и порою очень тяжелых переживаний композитора. После тайного обручения с Кларой Вик (соединиться с которой ему суждено было лишь два года спустя) Шуман мучительно воспринял объяснение с ее отцом, потребовавшим разлуки Роберта с дочерью и переезда его в другой город.

Много хлопот доставляло композитору и предпринятое им издание "Нового музыкального журнала".
Тем примечательнее испытанный Шуманом в это время необычайный творческий подъем, на гребне которого были созданы такие изумительные, словно воплотившие разные стороны его гения фортепианные сочинения, как "Крейслериана", "Детские сцены" и "Новелетты".
"Все является ко мне само собою, и временами я чувствую, что мог бы играть все дальше и дальше, никогда не приходя к концу", - писал несколько позднее Шуман. Подобной неистощимой творческой фантазией отмечена и тетрадь "Новелетт".
Если сравнивать три названных, создававшихся примерно в одно время сочинения, то "Новеллетты" отличаются, пожалуй, особенно кипучим, неуемным темпераментом молодости (об этом говорит и большинство авторских ремарок, сопровождающих пьесы: "Чрезвычайно скоро и бравурно", "Быстро и неукротимо", "Очень бодро", "Шумно и празднично", "Все скорей и скорей" и т.п.).
В "Новелеттах" также особенно заметна связь музыки Шумана с народно-жанровыми истоками. Отдельные пьесы написаны в характере марша (новелетта № 1), вальса (№ 3), полонеза (№ 5), озорного, простонародного танца типа польки или галопа (№ 6), охотничьей или военной музыки (эпизоды в новелеттах № 6, 7, 8).
На народно-жанровый характер музыки своих пьес намекал в письме к Кларе сам Шуман, замечая, что среди них есть "семейные сцены с праотцами, свадьбами, словом нечто весьма симпатичное".
Вместе с тем образность "Новелетт" весьма многогранна: здесь и "дикая, фантастическая игра теней" (как писал сам композитор о третьей новелетте), и победно-ликующая, а быть может, и демонически-страстная скачка (сольминорный эпизод в новелетте № 5), и задушевные, напоенные лирической песенностью "темы-признания", и столь же напевно нежные дуэты, и драматически-взволнованные монологи, наконец, образы, полные шутливого задора или безудержного волевого напора.
Редкую щедрость проявляет Шуман в отношении тематического материала: выразительные, несравненные по красоте мелодии, которые могли бы послужить "зернами" целых симфонических полотен, нередко появляются лишь мимоходом: кажется, будто композитор с легкостью срывает их, подобно цветам, для плетения чудесного пестрого венка (таким "венком" представляется, например, шестая новелетта).
Столь же неистощима щедрость неожиданных гармонических и тональных сопоставлений, тончайших модуляционных переливов, игры ритмов и акцентов, прихотливости фактурного рисунка, как правило, насквозь пронизанного свободной шумановской полифонией. Все это проявляется в музыке с полнейшей непринужденностью, без тени надуманности, "изобретательства".
Для "Новелетт", в сравнении с более ранними сочинениями Шумана, характерна тенденция к укрупнению формы, сомфоническому развитию материала. При кажущейся импровизационной пестроте ряда пьес тематические и интонационные связи способствуют их внутреннему единству.
Так, например, в последней части новелетты № 8 совсем в ином эмоциональном "ключе" появляется тема, возникшая ранее на фоне пунктирного ритма и названная автором "голосом издалека" (Stimme aus der Ferne).
Как и во многих других произведениях Шумана, огромную роль в "Новелеттах" играет интуитивная ассоциативность музыкального мышления. Наряду со столь же характерной для него сознательной, "архитектурной" продуманностью общего (в частности - тонального) плана сочинения, это приводит к четкой внутренней организованности материала, порою кажущегося калейдоскопическим.
Особенно типичен для построения "Новелетт" принцип рондообразности, сочетающийся с вариационным обновлением основных тем, включением эпизодов разработочного характера и т.д. Многообразное развитие получает и трехчастная форма с контрастирующей средней частью, то успокаивающе-нежной, то, напротив, еще более бурной, то напоминающей лирическую сцену во время бального танца, подобно некоторым эпизодам из "Карнавала" (новелетта № 4).
Замечательно, что гений Шумана проявляется не только в неистощимой фантазии при нахождении все новых тем-образов и их индивидуального развития, но и в умении придать совершенно новый, глубоко-выразительный смысл таким "общепринятым" приемам развития, как секвенцирование (буквальное транспонирование отдельных тематических оборотов). Именно подобным образом создается драматическое напряжение в пятой новелетте, достигающее подлинно симфонического размаха.
Поражает порою и необычайный лаконизм самого тематического материала: так, в середине и конце той же, пятой, новелетты звучит тема редкой красоты и выразительности, построенная на чередовании всего трех звуков; причем особую внутреннюю значительность обретает многократное повторение одного и того же тона, попеременно становящегося то неустойчиво-вопросительным, то устойчивым, покорным.
"Новелетты" Шумана не обладают таким внутренним единством, как многие сюитно-циклические произведения этого композитора. Скорее это сборник пьес, хотя и представляющий, по словам Шумана, "связанные между собой приключенческие истории".
Восприятию этого опуса, в качестве целостного цикла, мешают и значительные размеры его, и тональное единообразие многих следующих друг за другом пьес, наконец, господство чисто "флорестановской" активности, в целом все же не уравновешивающейся контрастирующими лирическими, созерцательными эпизодами.
Вот почему исполнитель счел возможным в одном случае (вызванном, впрочем, желанием избежать перерыва в середине пьесы) изменить при записи порядок расположения "Новелетт", надеясь, что это не сможет повести к грубому искажению авторского замысла.



Дм. Благой





Милый друг

Рубрики:  Музыка классическая
Композиторы
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Domro4ka   обратиться по имени Пятница, 12 Июня 2015 г. 17:12 (ссылка)
.
4744db9f2beb (200x150, 91Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Maksimych   обратиться по имени Пятница, 12 Июня 2015 г. 19:44 (ссылка)
Спасибо, Галочка! Интересно и познавательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 12 Июня 2015 г. 19:58ссылка
Пожалуйста, Витенька!
Uncle_Sasha   обратиться по имени Суббота, 13 Июня 2015 г. 02:48 (ссылка)
Милый_друг_____, похоже, что Шуман - это "твой" композитор...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 13 Июня 2015 г. 10:51ссылка
Не совсем так, Саша! "Мои" композиторы:
1. Чайковский
2. Рахманинов.
Их произведения я могу слушать в любое время дня и ночи,
в любом расположении духа,
в любую погоду и в любое время года!
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Июня 2015 г. 21:13ссылка
Для того чтобы слушать И. С. Баха, его произведения, нужно особый настрой души. Я говорю исключительно о себе.
Перейти к дневнику

Вторник, 23 Июня 2015 г. 21:26ссылка
Понимаю... Я ведь просто пошутил, Галя...)
К дневнику Страницы: [1] [Новые]