Стихи Юрия Волка(Юрий Вологодский) "Женщинам госпиталя" стихи бойца " Вагнера " Юрия Волка, м...
Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой - (0)Адажио Томазо Альбинони - Ремо Джадзотто звучит в исполнении Анны Резниковой Впервые Adagio ...
Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно..." - (0)Владимир Мирза. "Не бойся выглядеть смешно... " Владимир Борисович Мирза-известный бард, поэт, ...
Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." - (0)Художник: Richard Blunt. "Вспоминая о вчерашнем..." Uncle Sasha. Göran Söllsc...
Из альбома "Двое". Henry Mancini - Moon River . - (0)Henry Mancini - Moon River .
Йозеф Гайдн |
Гайдн
Когда музыканты берутся за перо и начинают писать музыку, у них далеко не всегда выходят реквиемы. Юмор в музыке отпечатался даже в названиях. Происхождение таких жанров, как шутка, юмореска или скерцо (scherzo – «шутка» по-итальянски), вполне прозрачно.
Хотя, строго говоря, композитор вовсе не обязан предупреждать слушателя и сообщать прямо в названии произведения, что вот сейчас он начнет острить. Он может пошутить и без предупреждения – и эффект может получиться более впечатляющим. Так, веселые проделки позволял себе Йозеф Гайдн. Он написал симфонию, где изложение темы сопровождается юмористическим эффектом: после пиано и пианиссимо струнных внезапно раздается громовой аккорд всего оркестра фортиссимо, в котором выделяется удар литавры — отсюда появились различные названия симфонии, данные ей отнюдь не автором — «С ударом литавры», «Сюрприз». С этим эффектом связаны различные легенды. По одной из них композитор заметил, что публика на концерте задремала, и решил ее таким образом разбудить. Как только убаюканные слушатели погружались в объятья морфея, зал потрясало фортиссимо и фанфары всеми духовыми. По другой версии— сюрприз был задуман заранее.
Гайдн дирижирует струнным квартетом.
Йозеф Гайдн. Симфония № 94, соль мажор, «Сюрприз»
Symphony № 94 in G major, «The Surprise»
В конце 1790 года к Гайдну, только что освободившемуся от почти 30-летней службы в капелле князей Эстергази и жившему в то время в Вене, явился английский известный скрипач Джон Питер Саломон и заключил с ним на очень выгодных условиях контракт на гастроли в Лондоне. Композитор должен был написать, среди других сочинений, шесть симфоний для оркестра Саломона.
Несмотря на опасения друзей, что почти 60-летний композитор не перенесет плавания и будет плохо чувствовать себя в Англии, не зная языка, Гайдн не колебался — ему хотелось сполна насладиться свободой и славой. Новый, 1791 год он встретил уже на английской земле, где пробыл полтора года.
На пути в Англию
Слава не заставила себя ждать. Все газеты сообщали о его прибытии, множество людей желало с ним познакомиться, его чествовали на концертах, принимали на придворных балах, приглашали аккомпанировать во дворец наследника престола. А в июле подневольный капельмейстер князей Эстергази, стал доктором музыки старейшего в Англии Оксфордского университета. В честь этого события прозвучала написанная еще до гастролей симфония No 92, названная Оксфордской.
В этот период создавались шесть симфоний, называемых Лондонскими (№№ 93—98). Они воплотили лучшие черты позднего стиля Гайдна. Картины бьющего через край народного веселья, обилие танцевальных ритмов и юмористических штрихов, вариации на темы народных песен или тем, сочиненных композитором в народном духе— вот их отличительные черты.
Премьера 94-й симфонии состоялась 23 марта 1792 года в Лондоне в концерте Саломона под управлением автора и прошла с шумным успехом.
Худ. Франческо Гварди
I. Adagio - Vivace assai
Симфония начинается очень медленным, в темпе адажио, вступлением, которому контрастирует очень быстрое сонатное аллегро (vivace assai). Экспозиция, полная безудержного веселья, кажется написанной на едином дыхании.
II. Andante
Вторая, медленная часть — вариации на тему моравской детской песни. Очень простая, с обилием повторов, она запоминается мгновенно, и любой слушатель, уходя с концерта, уносит ее с собой. Гайдну полюбилась эта мелодия, и несколько лет спустя он использовал ее в арии пахаря в оратории «Времена года». Именно в этой части симфонии слушателю лучше не расслабляться...
III. Menuetto e Trio Allegro molto
Менуэт воспроизводит образы непритязательного народного танца. Упругую тему ведут флейты, скрипки и фаготы в октаву, фактура сопровождения предвосхищает вальс.
IV. Finale. Allegro di molto
Стихия танца царит и в финале, который перекликается с первой частью. Бойкая тема скрипок с внезапными ритмическими перебивками многократно повторяется, варьируясь, словно все новые танцоры вступают в общий хоровод.
Использованы материалы статьи А. Кенигсберг
Рубрики: | Музыка классическая |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |