Дали как-то тему для подготовки, время ограничили. Источников информации прилично набралось, только трактуют они тему с разных сторон и различных точек зрения. Паника охватила, голова распухла. А дай-ка попробую составить интеллект-карту или кластер. Недостаток конспектирования заключается в линейной подаче информации, что противоречит «сетчатой» системе работы головного мозга. Кроме того при составлении карты мышлении необходимо соблюдать определённые правила, способствующие индивидуальной переработке и запоминанию информации. Результат меня вполне удовлетворил, даже по истечению времени, одного взгляда на карту–шпаргалку достаточно, чтобы воспроизвести наиболее значимую часть информации.
Интеллект-карта (кластер, «паучок»)
Метод составления заметок, предлагающий большую гибкость и преодолевший недостатки схематических и детализированных заметок. Карты мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы пред¬мета (сюжета) исходят от центрального изображения как ветви. Ветви включают ключевые изображения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединенных к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют связанную узловую структуру. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации.
Преимущества интеллект-карты
Гибкость. Воспроизведение в памяти. Обзор и проверка знаний. Ассоциации. Соответствие многомерному мышлению. Выделение сущности. Визуализация информации. Организованность. Составление плана. Объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.
Технология создания интеллект-карты
1. Используйте альбомную ориентацию листа форматом А4.
2. Начните Карту Мышления символом, знаком, рисунком в центре листа.
3. Присоедините основные темы к центральному изображению.
4. Используйте технику «елки–метелки» для соединения вспомогательных линий с основными: 1) от линии в разные стороны, как иглы ветки ели (рыбий скелет) или 2) из одной точки в разные стороны, как прутья метлы (вилы, зонтичное соцветие).
5. Напечатайте (напишите) одиночные ключевые слова на соединительных линиях.
6. Используйте образы, рисунки, символы и коды.
7. Сегментируйте основные темы, рисуя вокруг них ограничивающие линии.
8. Используйте индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.
9. Используйте мнемоники для ключевых пунктов, чтобы сделать информацию более запоминающейся.
Сфера использования интеллект-карты
Конспектирование лекций (вместе с методикой интервалов прослушивания: слушать 2–3 минуты, затем писать–рисовать в течение 30 сек.). Подготовка к чтению лекций, публичным выступлениям, переговорам. Составление записей и отчетов. Ведение протоколов. Стимулирование творчества. Обучение. Выполнение контрольных и курсовых работ. Подготовка к экзаменам.
Тем, кто заинтересовался вопросом могу порекомендовать книгу Тони и Барри Бьюзен «Супермышление»