-Я - фотограф

Победительница конкурса "Коронация слова" М.Малина

Запорожская молодежь на презентации книги Марианны Малиной "Фиолетовые дети" ("Фіолетові діти")Слушают с интересом. Крупным планом - пресса...)Раздаем автографіФото на памятьТянемся к светуОбразовалась очередь

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Galadriel999

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.12.2008
Записей: 1264
Комментариев: 8193
Написано: 17838


Руны и руническое искусство

Пятница, 03 Апреля 2009 г. 15:46 + в цитатник

Автор: Валентина Новомирова   
http://www.vert.kiev.ua/point/57-runes.html

"Много есть свидетельств о собаке Баскервилей, но, будучи прямым потомком Хьюго Баскервиля и будучи наслышан о сей собаке от отца своего, а он — от моего деда, я положил себе записать сию историю, не сомневаясь в подлинности ее" (Артур Конан Дойл. Собака Баскервилей).

Много есть свидетельств о рунах, о глубоком и сокровенном смысле, заключенном в них, а также о силе, в них содержащейся и от них исходящей:

"Мы живем в эпоху радикальных перемен. Уроки становятся все настойчивее и настойчивее, словно бы и души наши, и само Мироздание подталкивают нас к выходу на новый уровень развития. Воды, такие знакомые и безопасные до сих пор, внезапно оказываются полны опасностей; мы мечемся меж мелями и омутами, которых нет на картах. Прежние карты устарели, нам необходимы новые вехи, указующие путь. И вот он, неоспоримый факт: отныне ты — сам себе картограф. Подобно викингам, использовавшим информацию, полученную при помощи метания Рун, чтобы в облачный день вести свои корабли верным курсом, вы тоже теперь можете воспользоваться Рунами для изменения курса вашей собственной жизни. Изменение курса на несколько румбов может быть совершено не только на морских просторах".

Продолжая параллель с повестью Конан Дойла, не можем не согласиться, что "изменение курса жизни на несколько румбов" и в самом деле не обязательно производить на морских просторах; его с успехом можно осуществить где угодно. Но особенно хорошо этот маневр удается на торфяных болотах. Однако продолжим:

Камень с руническими письменами. Уппланд, Швеция, ок. 1050 г.

Камень с руническими письменами. Уппланд, Швеция, ок. 1050 г.

"Чем бы ни были Руны — мостом между эго и Я, связующим звеном между Я и Божественным, извечным помощником в выборе пути, — энергия, которая направляет их, есть наша собственная энергия, равно как и, в конечном счете, мудрость. Поэтому, едва приступив к установлению контакта с нашим Знающим Я, мы начинаем получать послания, исполненные совершенства и действительно полезные, поскольку, подобно снежинкам и отпечаткам пальцев, всякое проявление нашей провидческой индивидуальности есть уникальное в своем роде самовыражение Мироздания, адресованное им самому себе" (Ральф Х. Блюм. Книга рун. — М.: "София", 2000).

Сказано хоть и непонятно, но сильно, особенно про отпечатки пальцев и снежинки. Попытаемся рассеять туман, сгустившийся над болотами, и обратимся к другому "свидетельству":

Руны"Руны — таинственный магический алфавит. Само слова "руна" обозначает тайну. Германская языческая традиция, пришедшая на смену чисто друидской, связывает появление рун с богами, конкретнее с Одином, и здесь, на рунах, пересекаются два мира: Мидгард — мир людей и мир богов — Асгард. С Одином же связана легенда о происхождении рун.

Чтобы получить знание рун, Один принес себя в жертву, пронзив себе копьем левый глаз и "приколовшись" им к дереву. Позднее это дерево стало ассоциироваться с Деревом Жизни — ясенем Иггдрасиль. Когда он висел на дереве, то обломил случайно девять ветвей — три длинные и шесть коротких, которые и упали на землю, окрашенные кровью его ран. Как они упали? Тут преобладают две гипотезы, имеющие равные права на существование. По одной, малые ветви образовали правильный шестиугольник, а длинные три его основную диагональ. По другой, длинные упали параллельно друг другу, а короткие на них, в виде трех косых крестов. В этом узоре затуманенному болью взору Одина и открылось очертание всех 24 рун" (Антон Планов, Алекс ван Дарт. Практический курс рунического искусства. — Киев: "София", 1999).

 

Рунический алфавит Старший Футарк

Рунический алфавит Старший Футарк

Один — верховное божество в пантеоне древних германцев. История же "обретения" им рун изложена в исландской саге "Старшая Эдда" (записана в XIII веке). К ней и обратимся.

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял, —
и с дерева рухнул.

Стал созревать я
и знанья множить,
расти, процветая;
слово от слова
слово рождало,
дело от дела
дело рождало.

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал…

Этот фрагмент древнего эпоса лежит в основе всех современных трактатов о рунах и об искусстве гадания и прорицания по рунам. Впрочем, гадание, похоже, отходит в прошлое. На смену ему приходит "рунная медитация" — глубокомысленное созерцание давно забытых и потому малопонятных знаков на выпавших рунных камешках и осмысление "сокровенного космического" смысла, сокрытого в них. В древности руны тоже использовались не только для гадания, но в те времена, похоже, над ними не медитировали:

"Применение рун не ограничивалось гаданием и предсказанием судьбы. Немаловажным было и их способность влиять на судьбы людей, а также охранные свойства. Руны вышивали на одежде, привязывали на шею младенцам, вырезали на гробницах умерших. Естественно, руны использовались и в сакральном (заклинательном) смысле".

Фрагмент кости с руническими письменами. Англия, VIII в.

Фрагмент кости с руническими письменами. Англия, VIII в.

Какой же сакральный (тайный, божественный) смысл сокрыт в рунах и способны ли они и в самом деле влиять на судьбы людей? Чтобы ответить на эти вопросы, попытаемся понять, о чем идет речь в приведенном выше фрагменте из "Старшей Эдды". Итак, приступим.

Один висел на дереве. На каком именно? На мировом древе. К такому выводу нас подводят восьмая и девятая строки:

...чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

В "неведомых недрах" сокрыты были корни мирового древа. Согласно мифам, мировое древо росло корнями вверх, а кроной вниз. Так получилось в силу того, что это дерево росло из "тверди небесной" по направлению к земле. За видимой же "твердью", по ту ее сторону, простирались те самые "неведомые недра", куда уходило своими корнями мировое древо. В общем, Один висел на мировом древе. Древо же это было интересно еще и тем, что произрастало оно не просто из тверди небесной, а из определенной точки на этой тверди — той самой, которую мы сегодня называем северным небесным полюсом. А отсюда следует, что "мировое древо" — это древний термин для такого понятия, как земная ось. Получается, что Один висел на земной оси. Германцы, как и все народы в древности, о земной оси представления не имели, как, впрочем, и о вращении Земли, но они видели, что небесная сфера — "небесная твердь" — совершает круговерть вокруг некой неподвижной точки на севере. Вот из этой точки и выросло у них мировое древо.

Читаем дальше, но при этом не выпускаем из виду, что исследуемый нами фрагмент саги — это точное и полное описание происхождения рун. Следовательно, каждое слово в этом тексте содержит определенную информацию. Какую же информацию можно извлечь из фразы "Знаю, висел я в ветвях на ветру"? Самую что ни есть конкретную и весьма полезную. Здесь говорится о том, что Один раскачивался на ветру, подвешенный к ветвям (или ветви) мирового древа. Висел он, как сказано в четвертой строке, "пронзенный копьем". Представим, какие конфигурации может давать система: ствол мирового древа — ветвь древа — тело человека — копье, — если подвергнуть эту систему воздействию ветра. Под воздействием ветра и при наличии известной доли воображения (а на отсутствие воображения древние не жаловались) данная система порождает тот самый "таинственный" рунный алфавит Футарк, на котором основана рунная магия. Какие "свидетельства" мы приводили о сверхъестественном характере рун? Что в них говорилось?

"Чем бы ни были Руны — мостом между эго и Я, связующим звеном между Я и Божественным, извечным помощником в выборе пути..."

Чем бы ни были руны, они не являются тем, чем их хотят видеть современные оккультисты. Потому что рунические знаки — это схематичное изображение тела повешенного, ствола дерева, ветки и копья. Вот вам и "связующее звено между Я и Божественным", "извечный помощник в выборе пути" и прочая, прочая, прочая. Что может узреть человек, размышляющий над камешками, с нанесенными на них руническими знаками? Он может увидеть только одно: на что способен ветер, если позволить ему раскачивать тело человека, бессильно висящее на ветке дерева и, к тому же еще, пронзенное копьем. И, что интересно, какая бы руна ни выпала при "метании" (выбрасывании), смысл остается неизменным — повешенный человек, дерево, копье... И ничего более, разве что какой-либо из перечисленных атрибутов может отсутствовать (скажем, для начертания какой-то руны достаточно было тела Одина, а все остальное не потребовалось). Такова, если можно так выразиться, этимология и семиотика рунических знаков. Однако история рун, изложенная в "Старшей Эдде", на этом не заканчивается. Напротив, она только начинается.

Один висел на древе "девять долгих ночей". А чем он был занят днем? Да тем же, чем и ночью, — висел на дереве. Почему же, в таком случае, речь в саге идет о девяти ночах, а не о девяти днях? Очевидно потому, что в той культурной среде, которая дала миру миф об Одине и обретении им рун, более значимым временем суток являлась ночь, а не день. Объяснить это можно тем, что с ночью были связаны основные "события" мифологии, а мифология, как известно, отражала представления людей о мироздании. Но это общие, отвлеченные положения, нам же следует придерживаться нашего текста. И поскольку в тексте речь идет о ночи, следовательно, в деле обретения рун значимую роль играла ночь, а не день. Отметим это и продолжим чтение:

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял, —
и с дерева рухнул.

Итак, Один взирал на землю. Это не только понятно, но и само собой разумеется: поскольку он был подвешен к небесному древу, он, с высоты окидывал взглядом землю. Что он мог увидеть на земле? Если бы дело было днем, он мог бы увидеть на земле (мы говорим условно) проекцию тех фигур, которые образовывало его тело вкупе с копьем и деревом, — светило бы солнце, и на землю падала бы тень. Увы, дело было ночью. Правда, на белом снегу тень и ночью хорошо видна, особенно при полной луне. Но есть ли у нас основания полагать, что описанные события происходили зимой, а не, скажем, летом или осенью? Основания такие имеются. Выше было сказано, что Один висел девять долгих ночей. Долгие ночи — это конец декабря — начало января, иными словами, время зимнего солнцестояния. Именно в это время года ночи — самые длинные в году, самые долгие. И еще. На широте, скажем, Осло (описываемые события должны были происходить где-то на севере Европы, по некоторым признакам — в Норвегии) в летнюю пору ночи не то что короткие, они вообще белые. Одним словом, дело происходило зимой, но снег и тени на снегу (на которые мы так удачно вышли!), увы, в расчет принимать нельзя: мировое древо, согласно мифу, росло над водным потоком, и никакого снега под ним быть не могло. Незадача? Ничуть! На водной поверхности, как известно, отражения гораздо отчетливее, чем на снегу. Вопрос лишь в том, что отражалось в водном потоке под тем самым мировым древом, на котором висел Один и с которого он взирал на землю и видел руны.(Звучит почти как "в доме, который построил Джек!)

Уточним, к какому времени относятся описываемые события. Да, они происходили зимней ночью. Но когда именно? (Не поймите нас превратно, мы отдаем себе отчет в том, что имеем дело с мифологией, и понимаем, как следует относиться к мифическим событиям и героям, в них участвующим. Но поскольку мы пытаемся выяснить, о чем именно повествуется в саге "Старшая Эдда", мы говорим об описанных в ней событиях так, будто они происходили на самом деле. Ведь люди, слагавшие сагу, ко всему, в ней изложенному, подходили именно с таких позиций. Они верили в то, что сочиняли, и самым естественным образом соединяли в одно целое быль и небыль.) Итак, к какому мифологическому времени относятся события, связанные с Одином и его "висением" на ветвях мирового древа? Когда это происходило? После сотворения мира (миф утверждает, что мир был сотворен Одином и его братьями из тела поверженного ими великана)? До сотворения? Или же во время данного процесса?

Никто не питал,
никто не поил меня...

На первый взгляд — ничего не значащие строчки, но только на первый взгляд. Здесь Один обращается к эвфемизму, чтобы таким образом сообщить нам, что на земле еще никого и ничего не было, и потому некому было ни накормить, ни напоить страдальца. Отметим также, что он принес себя в жертву себе же и сделал это сам же. Почему? Что, никто не мог ему в этом помочь? Да, никто, действительно, не мог, потому что никого еще не было. Вот и пришлось Одину, чтобы порядок соблюсти и честь не уронить, быть одновременно божеством, жертвой, этому божеству приносимой, и жрецом, приносящим жертву. Три в одном. Ради чего? Данная жертва была принесена, как следует из саги, якобы ради обретения рун, то есть знаков письменности. Но кому в те времена, когда еще никого не было, могла понадобиться письменность? Никому. Следовательно руны, которые узрел Один, — это что-то другое, а не значки, которые впоследствии стали вырезать на камнях. Но мы несколько отвлеклись. Мы определили, что руны были обретены Одином в то время, когда времени еще не было и процесс сотворения мира еще не был завершен. Это существенно. Ну а теперь снова обратимся к "Старшей Эдде", к "Речам Высокого", то есть к речам Одина.

Один говорит, что он не просто увидел руны, он их поднял. Что же поднял Один? Это явно были не письменные знаки, не тень на снегу и не отражение на зеркальной поверхности воды. Ни то, ни другое, ни третье в физическом смысле поднять невозможно. Это понимали даже древние германцы. Так что же Один поднял? Один поднял то, что создали боги. Об этом речь идет в следующих строках саги:

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
а создали боги
и Один их вырезал...

Из сказанного следует, что руны создали боги, а Один их окрасил и вырезал. (Хрофт — одно из именований Одина.) Что ж, пусть так. Для нас в данном случае важно, что Один поднял то, что создали боги. И вновь мы возвращаемся к вопросу: "Что видел Один в долгие зимние ночи, вися на мировом древе?" Свое отражение в воде? Вполне возможно. Но возможно также, что в воде отразилось нечто более значительное и величественное, чем просто висящий на дереве человек. И это "нечто" было связано с фигурами, которые создавала комбинация "Один—древо—ветвь—копье" плюс ветер. К тому же, нельзя игнорировать то обстоятельство, что руны, как сказано в саге, создали боги. Следовательно, руны — это не столько отражение Одина в водах потока, сколько нечто вещественное, это результат созидательной деятельности. Тогда что же это было? А то самое, что Один поднял ("раскрашивал" и "вырезал он позднее"). Обратим внимание на слова Одина: "Руны найдешь и постигнешь знаки..." Похоже, что "руны" и "знаки" — это не совсем одно и то же, и что Один видел не знаки, а руны. А теперь подумаем, что мог видеть человек (а творцами мифа были люди и исходили они из своего опыта), итак, подумаем, что мог видеть человек темной зимней ночью? (Неважно, что человек, или люди, придумавшие миф об Одине, ни на каком мировом древе никогда не висели!) Сколько ни думай — ответ один: темной ночью хорошо видны только звезды. А также созвездия, которые эти звезды образуют.

Теперь главное для нас — не запутаться. Поэтому будем предельно внимательны. Один висел на мировом древе. Это "древо" растет кроной вниз, корнями вверх (для земного наблюдателя). Но для человека, висящего на этом "дереве", землей будет то, что под ним. То есть небесная твердь. А если так, то слова Одина: "...взирал я на землю, поднял я руны" можно истолковать и таким образом, что взирал он не на Землю, а на небесную твердь. Правда, такое толкование едва ли можно считать правильным, поскольку далее говорится: "...поднял я руны". Вряд ли Один стал бы поднимать их с неба, чтобы опустить, таким образом, на землю. Один "поднял" руны, продолжая процесс сотворения мира:

...стеная, их поднял, —
и с дерева рухнул.

Согласно другому переводу, Один поднял руны "с криком победным". Слово "поднял" не следует понимать так, будто Один сгреб руны руками, поднял их с земли и прижал к груди, поскольку в "Старшей Эдде" "поднимали" не только руны, но и землю, а ее вряд ли возможно поднять в буквальном смысле слова:

Пока сыны Бора,
Мидгард создавшие
великолепный,
земли не подняли,
солнце с юга
на камни светило...

Можно с известной степенью вероятности предположить, что "поднятие" рун было аналогично "поднятию" земли и что слово "поднимать" в "Речах Высокого" следует трактовать в широком смысле, а именно — в космогоническом. На это указывают и слова самого Одина, к которым нам самое время обратиться:

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же.

Один говорит, что он принес себя в жертву себе же, пронзив копьем и подвесив себя на мировом древе. Сделал он это, чтобы увидеть руны. О рунах же говорилось, что их создали боги. Один — главный из богов. Зачем же понадобилось одному из богов так над собой измываться? Ради рун. Руны создавались, что называется, с натуры. Один выступил в роли "натурщика", он был моделью, по которой создавались руны. Он, качаясь на ветру, являл те "фигуры", по которым выстраивались руны — созвездия. По окончании "процесса" Один поднял "руны" на небо. А потом рухнул. Об этом мы тоже поговорим.

Карта Таро с изображением Одина (Повешенный)

Карта Таро с изображением Одина (Повешенный)

Из текста саги никак не следует, что Один повесился на дереве, пусть и мировом, в прямом смысле этого слова — посредством веревки. О том, что он повесился, тоже ничего не сказано. Сказано только, что он висел на ветвях — как висят плоды на деревьях. И на землю он упал, как падают семена, которые потом начинают прорастать. Один сам говорит об этом в "В речах Высокого".

Очень похоже, что руны являлись не только алфавитными знаками, но и обозначениями для зодиакальных созвездий. Во-первых, рун (в алфавите Футарк) — 24, зодиакальных созвездий — 12, по две руны на созвездие. Во-вторых, Один "поднял" созвездия, после того как "взглянул" на землю. Это его действие позволяет предположить, что речь идет о заходящих и восходящих созвездиях. (Заметим в скобках, что этимологию слова "руны" не обязательно связывать со словами "тайна", "сокровенное" и т. п. Можно ведь вспомнить и об английском "to run" — "бежать" и соотнести его с движущимися, "бегущими", объектами — звездами.)

Итак, процесс обретения рун, как следует из "Старшей Эдды", оказался тесно связанным с сотворением мира и с его упорядочением. А порядка в сотворенном мире не было. Судите сами:

...Солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
месяц не ведал
мощи своей.

Из приведенного фрагмента все той же "Старшей Эдды" ( на сей раз это песня "Прорицания вёльвы") видно, что звезды были сотворены, а вот где сиять — не ведали. То есть боги сотворили звезды и предоставили их самим себе — сияйте где хотите. Так что звезды, очень может быть, сияли и на земле, где их и увидел Один, когда взглянул на землю. Вот Один и поднял их туда, где им надлежит быть, то есть на небо. А может быть, сказанное следует понимать так, что звезды сияли-то на небе, как им и положено, но были разбросаны хаотично, без всякого порядка и организации, поскольку не знали, в каком именно месте неба какой звезде надлежит быть и с какими другими звездами образовывать... Что образовывать? По-нашему — созвездия, по "Старшей Эдде" — руны. Вот Один и принес себя в жертву, чтобы собрать звезды в созвездия-руны, используя в качестве матрицы самого себя (висящего на древе). В общем, темное это дело — выяснять, где именно сияли звезды, не ведавшие, где им сиять, но все же из текста совершенно ясно, что звезды места своего не имели и сияли где придется, пока в дело не вмешался Один. Один вмешался — и появились руны.

К сожалению, не всегда легко определить, какое именно созвездие отражено в той или иной руне, — Один мог импровизировать без всяких ограничений и соединять прямыми линиями звезды-точки совершенно произвольно, нисколько не считаясь с принятой сегодня констелляцией созвездий. Но, тем не менее, отдельные руны можно отождествить с созвездиями без всяких усилий. Например, руна "урус" — это схематическое изображение созвездия Ворона, расположенного в непосредственной близости от созвездия Девы. А Дева "читается" сразу в нескольких рунах: "отила" , "альгис" , "ингус" и др. Что касается таких рун, как "иса" , "кано" , "гебо" и подобных им, то для их начертания подходит практически любое созвездие, поскольку для начертания этих рун требуется лишь две-три звезды. Руна "беркана" угадывается в созвездии Кассиопеи, не являющемся зодиакальным (но, возможно, Один использовал для "берканы" не Кассиопею, а что-либо иное), а руна "йера" хорошо вписывается в созвездие Льва.

Визуально созвездия восходят, или поднимаются, с земли, точнее, из-за кромки земли, из-за горизонта. Если не привязываться к зодиаку, а принять за точку отсчета северный небесный полюс (из которого, как уже говорилось, произрастало мировое древо), тогда представляется гораздо больше возможностей для творчества — в распоряжении оказывается весь небосвод. И в этом случае к уже названным зодиакальным созвездиям можно добавить Волопаса, Орион, Геркулеса, Цефея и многое другое, что подвешенный к дереву Один мог "созерцать" долгими зимними ночами.

Конечно, проще и надежнее заявить, что для рун использовались все созвездия видимого неба, — и можете проверять! Но такому заявлению мешает одно слово в "Речах Высокого":

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей...

Почему именно девять ночей, а не двенадцать? Очевидно, потому, что число "девять" у германцев было священным и лежало в основе их представлений об устройстве вселенной. Так, например, в "Прорицаниях вёльвы", в той ее части, где говорится о сотворении мира, речь идет не об одном мире, а о девяти мирах:

Один, ты хочешь,
чтоб я рассказала
о прошлом всех сущих,
о древнем, что помню.

Великанов я помню,
рожденных до века,
породили меня они
в давние годы;
помню девять миров
и девять корней
и древо предела,
еще не проросшее.

Мы не будем сейчас вдаваться в выяснение причин, в силу которых это число стало у германских народов священным. Стало и стало. Добавим только, что верховных божеств в древнегерманском пантеоне тоже было девять (по некоторым данным все же 12). Вполне возможно, что свою роль в этом сыграли и зодиакальные созвездия. Дело в том, что даже в "долгую ночь" невозможно увидеть все двенадцать созвездий. Максимум девять. Вот и висел Один девять ночей, созерцая звезды. А из этого следует, что изначально рун было не 24, а меньше. И для определения их количества следует, очевидно, отталкиваться от числа 9. Кстати, далее в "Речах Высокого" Один похваляется тем, что знает 18 заклятий.

К сожалению, с каких бы позиций мы ни подходили к проблеме точного и однозначного соотнесения рун с созвездиями — учитывая весь видимый небосвод или только созвездия зодиака, — мы все равно не сможем решить эту задачу. Не сможем по той простой причине, что доподлинно не известно, как изначально выглядели руны, вырезанные Одином. Современное их начертание основано на старинных алфавитах (Старшем и Младшем Футарках). Но знаки этих алфавитов, оставаясь руническими по природе, все же претерпели значительное влияние латинского и других шрифтов. Впрочем, независимо от того, можем мы или не можем соотнести руны с созвездиями, в саге "Старшая Эдда", в приведенном нами отрывке из "Речей Высокого", руны представляются тесно связанными со звездами.

Именно об этом говорится в саге. А это значит, что никакого сокровенного, эзотерического, мистического значения руны в себе не содержат и божественной (или какой-либо иной) силой не обладают. Они также не дают ответов не то что на глобальные вопросы бытия, но даже на частные, бытовые. Руны — это знаки, возникшие в результате определенной "прорисовки" созвездий (моделью якобы служил Один на древе) и выполнявшие функции алфавитных знаков. Благодаря своему "звездному" происхождению руны использовались для гадания и прорицания. Кстати, гадание и прорицание по рунам — это, по сути, примитивная астрология, имевшая мало общего с астрологией традиционной, поскольку исходила от обратного. В рунной астрологии созвездия рассматривались не как заданная величина, а как переменная. То есть реальное положение звезд на небе значения не имело и в расчет не принималось: руны-созвездия высыпали (или вынимали) из мешка ("метали") и по выпавшему "раскладу" делали астрологический прогноз.

По прошествии времени руны — алфавитные знаки вышли из употребления и были основательно забыты. Суть гадания на рунах тоже была утрачена, как и изначальное значение каждой отдельной руны — ее привязка к созвездию, из прорисовки которого она возникла как знак. Но именно это обстоятельство и породило интерес к рунам в наше просвещенное время, отмеченное активными "духовными" исканиями. В рунах увидели путь, ведущий к "вершинам духа".

Охота Одина

 

Охота Одина

Согласно поверьям, в самую долгую ночь в году на "дикую охоту" отправляется кавалькада оголтелых всадников во главе с Одином.

Один — повелитель мира умерших (преисподней), и это обстоятельство поясняет, на кого (или на что) он охотится в самую длинную зимнюю ночь. В эту ночь с ним лучше не встречаться!

Охота Одина никак не связана с обретением рун, однако основные моменты обеих историй совпадают: ночь в зимнее солнцестояние, небо, звезды, Один.

 

"Истоки рунического искусства — как и зарождение самих рунических символов — корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н. э. Действительно, это можно считать временем, когда руническое Искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — до позднего средневековья" (Антон Планов, Алекс ван Дарт. Практический курс рунического искусства. — Киев: "София", 1999).

Возрождение рун относится уже к нашему времени. Дабы избежать обвинений в предвзятости, предоставим слово еще одному популяризатору "рунического искусства" — Кеннету Медоузу:

"Истоки рунного возрождения в XX веке следует искать в оккультных обществах и организациях, существовавших в Германии с конца прошлого века и оказавших влияние на подъем нацизма. Оно началось с создания системы, изобретенной немецким оккультистом Гвидо фон Листом... Его система, известная под названием "Арманический Футарк", была основана на неправильном понимании отрывка из "Хавамала", отрывка из "Старшей Эдды"... Многие современные учения... основаны на оккультных теориях и методах Листа.

В оккультных обществах к рунам относились как к системе магии — средству манипулирования рунными силами для исполнения желаний и предсказания будущего. Таким образом, руны стали орудием Воли для обретения власти, а не помощи Духу для понимания Вселенной и нас самих, улучшения нашей жизни через гармонию с естественными силами и продолжения нашего индивидуального эволюционного развития" (Кеннет Медоуз. Магия рун. — М.: Торговый дом "Правда", 2000).

К сожалению, с мнением специалиста по рунам и рунным практикам согласиться никак невозможно: руны не стали "орудием Воли для обретения власти" и не могли стать, как не мог стать таким орудием ни один из изобретенных людьми алфавитов. И оказывать помощь Духу "для понимания Вселенной и нас самих" они тоже никак не могли, как не может это сделать ни один звездный атлас, включая атлас Яна Гевелия. Вернемся к К. Мэдоузу:

"После Второй мировой войны представление о рунах основывалось большей частью на принципах, разработанных фон Листом, Мэрби и другими исследователями, хотя элементы расизма были полностью исключены. (И на том спасибо! — В. Н.) "Общество Одина" — организация, основанная в 1980 г., — относится к рунам с уважением и рассматривает из в религиозном контексте как символы "древней" религии. Оно тоже пользуется 24-рунным футаркским алфавитом и опирается на интерпретации "Старшей Эдды" в качестве главного авторитета".

Что ж, мы в своих рассуждениях тоже опирались на "Старшую Эдду" в качестве главного авторитета в данном вопросе — и это убеждает нас в том, что наши выводы покоятся на прочном фундаменте. Правда, наши выводы в корне отличаются от тех, к которым пришли К. Мэдоуз и другие рунологи, но с этим ничего не поделаешь: мы не интерпретировали текст "Старшей Эдды", мы его просто исследовали, прочитали то, что написано, и не более того. А потому мы не призываем к религиозному преклонению перед рунами или к магическим опытам с ними. Не призываем, потому что знаем: бесперспективное это дело. Да и потом, смешно, право, смешно и нелепо в XXI веке пытаться возродить то, от чего люди отказались еще в средние века!

Так что вопрошать руны — примерно то же, что обращаться с вопросами к школьному атласу по астрономии или к родному русскому (украинскому и т. д.) алфавиту. И все же руны — это уникальная знаковая система, уникальная хотя бы в силу своей многофункциональности. Для народов, населявших в древности север Европы, руны являлись одновременно условными обозначениями созвездий, инструментом для астрологических прогнозов, средством для гаданий и предсказаний и знаками письменности. В первых трех случаях — астрономия, астрология, гадание — применение рун было обусловлено именно их связью с созвездиями. Сам процесс "метания" рун при гадании — это ничто иное, как воспроизведение (условно конечно) восхождения созвездий из-за горизонта и их появления на небе. Связь рун со звездами угадывается и в приведенных ниже словах Одина:

Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки...

И в самом деле, для "знаков", сияющих на небе, эпитеты "сильнейшие" и "крепчайшие" вполне подходят! Но их, предупреждает Один, необходимо "постичь" — опознать, увидеть в рунах. Или наоборот: в рунах, сияющих на небе, увидеть знаки. Изобретатель рун явно был незаурядным, если не сказать гениальным, человеком. Звезды на небе видят все, но мысль соединить отдельные звезды прямыми линиями и получить в результате алфавитные знаки — такая мысль посещает далеко не каждого. Но, тем не менее, при всей своей гениальности эта идея не является божественной и не придает рунам исключительный (по сравнению с прочими древними алфавитами) статус. Вера древних в "божественное" происхождение рун — явление, закономерное для того времени. Древние скифы, например, утверждали, что получили от своих богов плуг, и не простой, а золотой. Он, якобы, упал с неба. После чего скифы начали обрабатывать землю. Что же касается письменности, то практически все народы, обладавшие этим благом цивилизации, в один голос заявляли, что их алфавиты имеют божественное происхождение и существуют от сотворения мира. Исключение составляла, разве что, кириллица, о происхождении которой болгарский монах-черноризец Храбр писал в X веке:

"...Бог-человеколюбец, который правит всем и не оставляет и человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного (в пострижении) Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал (он) для них 30 письмен 8, одни по образцу греческих письмен, другие в соответствии со славянскою речью".

Но и Храбр не избежал общей тенденции:

"И потому еще славянские письмена более святы и (более достойны почтения), ибо создал их святой муж, а греческие — язычники-эллины".

Надпись на сосуде, найденном в с.Алеканово

Надпись на сосуде, найденном в с.Алеканово

К слову сказать, благодаря Храбру мы знаем, что до создания кириллицы наши предки писали "чертами" и "резами", то есть руническими знаками. Так что руны — явление далеко не уникальное и не исключительное. Распространены они были повсеместно, и не резали их только ленивые. Однако наши предки не связывали их с Одином, и рассмотренный нами миф из "Старшей Эдды" знаком им не был. У них была своя мифология, и руны у них тоже были свои.
Надпись на корчаге из Гнездовского могильника

Надпись на корчаге из Гнездовского могильника

И еще одно замечание. Одина иногда сравнивают с Иисусом Христом, напирая на то, что Один, как и Христос, принес себя в жертву, висел на древе и был пронзен копьем. Это, конечно, спекуляция, и рассматривать ее мы не будем. Между жертвой Христа и жертвой Одина нет ничего общего, и сравнения здесь неуместны. Если уж подыскивать для Одина параллели в Библии, то обращаться, на наш взгляд, следует к другим фрагментам Священного Писания:

"Проклят всяк, висящий на древе" ( Послание к галатам, гл. 3, ст. 13).

"Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя серафимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: "И ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам!" В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобой простирается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней..." (Книга пророка Исаии, гл. 14, ст. 9—15).

На этом можно поставить точку в нашем рассказе о "глубоком" и "сокровенном" смысле, заложенном в рунах. Но закончить свое повествование мы хотели бы тем, с чего начали, — цитатой из Конан Дойла: "Таково, дети мои, предание о собаке, причинившей с тех самых пор столько бед нашему роду. И если я решил записать его, то лишь в надежде на то, что знаемое меньше терзает нас ужасом, чем недомолвки и домыслы. Так пусть же не оставит нас Провидение своей неизреченной милостью... И сему Провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно".

Рубрики:  Астрология
Мифы, легенды
Мистика. Магия
Руны
Метки:  

Процитировано 6 раз

Zlata_Sirin   обратиться по имени Пятница, 03 Апреля 2009 г. 16:08 (ссылка)
Не люблю Одина)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку