-Я - фотограф

Победительница конкурса "Коронация слова" М.Малина

Запорожская молодежь на презентации книги Марианны Малиной "Фиолетовые дети" ("Фіолетові діти")Слушают с интересом. Крупным планом - пресса...)Раздаем автографіФото на памятьТянемся к светуОбразовалась очередь

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Galadriel999

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.12.2008
Записей: 1264
Комментариев: 8193
Написано: 17838


Хеймдалль, отсчет времени

Пятница, 03 Апреля 2009 г. 04:52 + в цитатник

 


(Heimdallr)

 

Хеймдалль, в скандинавской мифологии бог из числа асов. Обозначается как «светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «златорогий» и «златозубый», конь его — «золотая челка».

 Хеймдалль — «страж богов» («Старшая Эдда»), «сын девяти сестер», «дитя девяти матерей» («Заклинание Хеймдалля» в «Младшей Эдде»).

Хеймдалль считается сыном Одина. Жилище Хеймдалля называется Химинбьёрг («небесные горы») и локализуется «Младшей Эддой» вблизи моста Биврёст, соединяющего небо с землей. Как страж богов, Хеймдалль отличается острым зрением и слухом, его слух (по другому толкованию — рог) спрятан, как сообщается в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), под корнями мирового ясеня Иггдрасиль (возможно, там же, где глаз Одина).

//i015.radikal.ru/0806/2e/c7f7d2fd2de8.jpg

Перед концом мира (см. Рагнарёк) Хеймдалль трубит в рог Гьяллархорн («громкий рог»), призывая богов к последней битве.

В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») сообщается, что Хеймдалль пьет мед (в «Младшей Эдде» из рога Гьяллархорн мед пьет Мимир, таинственный хозяин источника мудрости).

В первой строфе «Прорицания вёльвы» люди называются детьми Хеймдалля, а в прозаическом вступлении к стихотворению эддического стиля «Песнь о Риге» («Старшая Эдда») Хеймдалль отождествляется с Ригом ( Ріг – укр. Рог) — первопредком и культурным героем, отцом родоначальников трех социальных групп — конунга, свободного крестьянина и раба. Но о том ли изначально велось в эддической песне о Риге?

В ней говорится, что Хеймдалль в образе Рига в своих скитаниях заходит в обитель, где сидят прабабка и прадед. Там герой проводит три ночи, а через девять месяцев прабабка рождает младенца. Далее Риг в своих странствиях заглядывает в следующее жилище,   уже к деду с бабой. Снова проводит с ними три ночи и снова через девять месяцев бабка рождает младенца. Третья стоянка происходит в доме, где находится женщина и мужчина. Риг опять ночует у них три ночи и опять через девять месяцев у пары рождается младенец.

Все это напоминает странствия по Наве, Яве и Праве. Прабаба(дед),прародители, родители и те, кому только предстоит родить. Таким образом, Риг не родоначальник  трех социальных групп, а отправная точка, которая порождает движение – время. Он выгибает дугу, благодаря которой солнце, что остановилось в критической точке ( зимнее солнцестояние)  начинает свой ход. Отсчитав зодиакальных девять месяцев,  мы попадаем в праздник полной Луны осеннего равноденствия, − дева, рождает ребенка, (плод, колос).

 В мире зимы, убывающей Луны – прапредков, превалирует темнота, поэтому ребенок, который рождается у прабабки − темный. Мир Прави, мир холодного и безбрежного Космоса

//i014.radikal.ru/0710/cc/e5660a2c295c.jpg

 Далее, когда зима плавно переходит в весну, мир  прибывающий  Луны, ребенок светлеет. Это мир Нави, перекресток нового и старого. Мы празднуем рождение весны и в то же время поминаем родителей ( навья неделя).

 Наконец выходим в мир Яви, лета и осени, солнца, тепла, урожая − мир полной Луны.       

            Очевидно, мысль о социальном различии людей натолкнуло то сравнение, что зима ассоциировалась с голодом и холодом, весна – лето с земляными пахотными работами, а осень с богатством и урожаем.  

            В свете сказаного, становится понятным, почему  в скальдических кеннингах (иносказаниях) меч называется головой Хеймдалля, а голова — мечом Хеймдалля. Символы, с которыми постоянно связывают Хеймдалля   рог, мост, дуга, или меч (возможно искривленный), обозначают месяц, который в итоге оказывается круглой головой, т.е. Луной.

Галина Беденко говорит, что в 19 веке Хеймдалля считали - персонификацией радуги, Млечного Пути, неба, зари, божеством солнечным или лунным. Его сравнивали с архангелом Гавриилом (тот тоже трубит в рог). (Хотя начало битвы под звук рога было распространенным обычаем на Севере, для этого совершенно необязательно было знакомиться с христианством.)

Также находили параллели с зооморфными демонами - у Хеймдалля есть рога, как у козла; он всех будит на Последнюю Битву, как петух.

Скорее всего, Хеймдалль был уже богом не только времени, а и структуры, как Сатурн у римлян.

В прошлом странник, прорицатель (ведая прошлым, настоящим и будущем − это нетрудно), знающий руны, теперь ему приписывают новые функции.

 

//img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/29/982/29982044_r2.jpg

Вероятно, тогда,  когда помимо природного течения времени, ему навязали социальные  структуры и произошло деление людей, о чем упоминалось выше.

Риг (Хеймдалль)  уже обучает рунам только знатных людей, а простым лишь дает советы.

Он начинает определять порядок жизни, существования и поведения разных социальных групп людей.

И уже круг  делится на четыре половины, где от прабабки с прадедом - рождается Трэль (раб) − убывающая, от деда с бабкой - Карл (свободный человек), − молодая, а от отца с матерью - Ярл (знатный человек) − прибывающая Луна.

И только от Ярла произошел сын Кон (будущий конунг, или полная Луна, символизирующая полный зодиак, кон). Само слово − конунг, говорит об этом

Так, как Хеймдаль упомянут еще и стражником радужного моста, то выходит, что обитая в трех мирах, он охраняет четвертый.

 Начало Гибели Мира знаменуется тем, что Локи рвет свои оковы, а Хеймдалль трубит в свой рог. В этой Последней Битве Хеймдалль и Локи опять сражаются и убивают друг друга. Потому что Хеймдалль - устроитель и страж этого мира. Он бесстрастен, он ничего не меняет и не хочет менять в этом мире.

А Локи − хаос природы, не терпящий иерархий. В перебранке с асом Локки язвит, по поводу его закостенелости:

"Ты, Хеймдалль, молчи!
            От начала времен
              удел твой нелегок:
             с мокрой спиной
             на страже богов
                неустанно стоишь ты".

 

 Битва с Локки − это борьба противоположностей, которая должна привести к единению половинок в одно целое. Это напоминает борьбу Ярилы и Велеса, когда на смену замершей, упорядоченой, а по-сути мертвой природе, приходит хаотичная в своем буйстве весна.

Нам говорят, что образ Хеймдалля крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нем. Что же, мы попробовали хоть немного воссоздать его целостность.Хотя на этом знакомство с Хеймдаллем не закончено, и мы еще поговорим о белом асе.

Автор Г.C. Юшко

 

Рубрики:  Божества, герои, пророки
Астрология
Мифы, легенды
Луна
Руны
Метки:  

Процитировано 3 раз

Богомолка   обратиться по имени Пятница, 03 Апреля 2009 г. 12:40 (ссылка)
Спасибо за интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Апреля 2009 г. 12:43ссылка
богомолка,
Согласна, он очень интересный И над ним можно еще думать т думать...
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку