Хеймдалль, отсчет времени |
(Heimdallr)
Хеймдалль, в скандинавской мифологии бог из числа асов. Обозначается как «светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ванам»; его прозвища — «златорогий» и «златозубый», конь его — «золотая челка».
Хеймдалль — «страж богов» («Старшая Эдда»), «сын девяти сестер», «дитя девяти матерей» («Заклинание Хеймдалля» в «Младшей Эдде»).
Хеймдалль считается сыном Одина. Жилище Хеймдалля называется Химинбьёрг («небесные горы») и локализуется «Младшей Эддой» вблизи моста Биврёст, соединяющего небо с землей. Как страж богов, Хеймдалль отличается острым зрением и слухом, его слух (по другому толкованию — рог) спрятан, как сообщается в «Прорицании вёльвы» («Старшая Эдда»), под корнями мирового ясеня Иггдрасиль (возможно, там же, где глаз Одина).
Перед концом мира (см. Рагнарёк) Хеймдалль трубит в рог Гьяллархорн («громкий рог»), призывая богов к последней битве.
В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») сообщается, что Хеймдалль пьет мед (в «Младшей Эдде» из рога Гьяллархорн мед пьет Мимир, таинственный хозяин источника мудрости).
В первой строфе «Прорицания вёльвы» люди называются детьми Хеймдалля, а в прозаическом вступлении к стихотворению эддического стиля «Песнь о Риге» («Старшая Эдда») Хеймдалль отождествляется с Ригом ( Ріг – укр. Рог) — первопредком и культурным героем, отцом родоначальников трех социальных групп — конунга, свободного крестьянина и раба. Но о том ли изначально велось в эддической песне о Риге?
В ней говорится, что Хеймдалль в образе Рига в своих скитаниях заходит в обитель, где сидят прабабка и прадед. Там герой проводит три ночи, а через девять месяцев прабабка рождает младенца. Далее Риг в своих странствиях заглядывает в следующее жилище, уже к деду с бабой. Снова проводит с ними три ночи и снова через девять месяцев бабка рождает младенца. Третья стоянка происходит в доме, где находится женщина и мужчина. Риг опять ночует у них три ночи и опять через девять месяцев у пары рождается младенец.
Все это напоминает странствия по Наве, Яве и Праве. Прабаба(дед),прародители, родители и те, кому только предстоит родить. Таким образом, Риг не родоначальник трех социальных групп, а отправная точка, которая порождает движение – время. Он выгибает дугу, благодаря которой солнце, что остановилось в критической точке ( зимнее солнцестояние) начинает свой ход. Отсчитав зодиакальных девять месяцев, мы попадаем в праздник полной Луны осеннего равноденствия, − дева, рождает ребенка, (плод, колос).
В мире зимы, убывающей Луны – прапредков, превалирует темнота, поэтому ребенок, который рождается у прабабки − темный. Мир Прави, мир холодного и безбрежного Космоса
Далее, когда зима плавно переходит в весну, мир прибывающий Луны, ребенок светлеет. Это мир Нави, перекресток нового и старого. Мы празднуем рождение весны и в то же время поминаем родителей ( навья неделя).
Наконец выходим в мир Яви, лета и осени, солнца, тепла, урожая − мир полной Луны.
Очевидно, мысль о социальном различии людей натолкнуло то сравнение, что зима ассоциировалась с голодом и холодом, весна – лето с земляными пахотными работами, а осень с богатством и урожаем.
В свете сказаного, становится понятным, почему в скальдических кеннингах (иносказаниях) меч называется головой Хеймдалля, а голова — мечом Хеймдалля. Символы, с которыми постоянно связывают Хеймдалля − рог, мост, дуга, или меч (возможно искривленный), обозначают месяц, который в итоге оказывается круглой головой, т.е. Луной.
Галина Беденко говорит, что в 19 веке Хеймдалля считали - персонификацией радуги, Млечного Пути, неба, зари, божеством солнечным или лунным. Его сравнивали с архангелом Гавриилом (тот тоже трубит в рог). (Хотя начало битвы под звук рога было распространенным обычаем на Севере, для этого совершенно необязательно было знакомиться с христианством.)
Также находили параллели с зооморфными демонами - у Хеймдалля есть рога, как у козла; он всех будит на Последнюю Битву, как петух.
Скорее всего, Хеймдалль был уже богом не только времени, а и структуры, как Сатурн у римлян.
В прошлом странник, прорицатель (ведая прошлым, настоящим и будущем − это нетрудно), знающий руны, теперь ему приписывают новые функции.
Вероятно, тогда, когда помимо природного течения времени, ему навязали социальные структуры и произошло деление людей, о чем упоминалось выше.
Риг (Хеймдалль) уже обучает рунам только знатных людей, а простым лишь дает советы.
Он начинает определять порядок жизни, существования и поведения разных социальных групп людей.
И уже круг делится на четыре половины, где от прабабки с прадедом - рождается Трэль (раб) − убывающая, от деда с бабкой - Карл (свободный человек), − молодая, а от отца с матерью - Ярл (знатный человек) − прибывающая Луна.
И только от Ярла произошел сын Кон (будущий конунг, или полная Луна, символизирующая полный зодиак, кон). Само слово − конунг, говорит об этом
Так, как Хеймдаль упомянут еще и стражником радужного моста, то выходит, что обитая в трех мирах, он охраняет четвертый.
Начало Гибели Мира знаменуется тем, что Локи рвет свои оковы, а Хеймдалль трубит в свой рог. В этой Последней Битве Хеймдалль и Локи опять сражаются и убивают друг друга. Потому что Хеймдалль - устроитель и страж этого мира. Он бесстрастен, он ничего не меняет и не хочет менять в этом мире.
А Локи − хаос природы, не терпящий иерархий. В перебранке с асом Локки язвит, по поводу его закостенелости:
"Ты, Хеймдалль, молчи!
От начала времен
удел твой нелегок:
с мокрой спиной
на страже богов
неустанно стоишь ты".
Битва с Локки − это борьба противоположностей, которая должна привести к единению половинок в одно целое. Это напоминает борьбу Ярилы и Велеса, когда на смену замершей, упорядоченой, а по-сути мертвой природе, приходит хаотичная в своем буйстве весна.
Нам говорят, что образ Хеймдалля крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нем. Что же, мы попробовали хоть немного воссоздать его целостность.Хотя на этом знакомство с Хеймдаллем не закончено, и мы еще поговорим о белом асе.
Автор Г.C. Юшко
Рубрики: | Божества, герои, пророки Астрология Мифы, легенды Луна Руны |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |