Казаки. Часть 2-я - Уроки педагогики |
Основы
Корни казацкого воспитания уходят во времена Киевской Руси. Жили тогда волхвы-мудрецы — духовники и философы. Как раз эти почитаемые люди и воспитывали детей крестьян. Как только мальчику исполнялось три года, волхвы брали его на обучение: ребенку не только прививались лучшие моральные качества, его обучали и боевому искусству. В 7 лет проходило «посвящение» и ритуал сажания на коня. В13 лет юноша выступал в свой первый военный поход, а к 17-18 годам уже становился отличным воином, достойным быть избранным князем Киевской Руси. Так было с князем Святославом, которого историки считают первым казаком.
Хотя как каста казаки появились гораздо позже однако принципы воспитания позаимствовали со времен Киевской Руси. Своих подросших сыновей, а также сирот и вообще всех желающих сельских ребятишек, казаки брали на воспитание в Сечь. Сначала мальчики были джурами (оруженосцами) и учились боевому искусству у старших товарищей. А к 13 годам, как правило, уже становились настоящим казаками — владели оружием наравне со всеми. Если же молодой казак был признан еще непригодным для походов, то его оставляли помогать по хозяйству.
Девочек, в основном, учили посредством игры. Их готовили к роли матери и хозяйки, обучали бытовой магии (делать обереги), общению с духовными силами, основам траволечения. Однако следует различать воспитание девочек-крестьянок и дочерей знатного казацкого рода. Простые крестьянки умели обороняться палицей, косой, серпом — всем, что было под рукой. А знатные казачки стреляли из ружья, владели саблей, знали военные маневры и даже могли руководить войском в отсутствие мужа.
Казаки воспитывали в своих дочках гордость, независимость, храбрость. Считалось, что девушка, которая чего-то боится, не может родить сыновей-казаков. Но воспитывались представительницы прекрасного пола исключительно дома — отцы, а потом и мужья учили их всему, что знали сами.
Игра
Это один из основных методов казацкой педагогики. Например, игры-догонялки, игры на метание, игры на перетягивание, прыжки, ролевые игры — это и физическая нагрузка, и воспитательный момент, и первичное понимание честной жизни, поведения по правилам.
Духовное
Уникальный элемент казацкой педагогики — пристальное внимание к духовному миру ребенка, к природе (например, считалось, что из стихий можно черпать силы). Бывалые казаки учили казацкую поросль, как себя вести, как отстаивать свое мнение, дружить… Воспитывался дух побратимства (казак казаку — брат) и национальная гордость: «Козак знімає шапку тільки перед Богом та перед собою — і то за власним бажанням». Еще одна важная казацкая добродетель — честность. На Сечи никто не имел права красть, а все богатства, добытые в походах, казаки могли запросто раздать селянам.
Физическая культура
Боевая и физическая культура стояли все же на первом месте, так как «береженого Бог береже, а козака — тільки шабля». Молодые казаки упражнялись в стрельбе из лука, метании, верховой езде, гопаке. Да-да! Казаки — непревзойденные мастера гопака. Но раньше это был не зажигательный танец, а комплекс боевых техник. Настоящий казак в совершенстве владел своим телом и оружием. Например, он мог с закрытыми глазами подбросить саблю и поймать ее за рукоять.
Грамота
Почти все казаки были грамотными, мало того, они читали Библию и другие духовные книги ига Сечи было около 40 книг, написанных волхвами, которые каждый казак был обязан прочитать, на равных вели дипломатические переговоры с высокопоставленными представителями разных государств, потому что знали иностранные языки.
Наказания
За проступки наказывали либо палками (крайний случай), либо не брали в поход.
Источник:
"Мир Семьи"
июль-август 2009
Рубрики: | история |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |