Цитата сообщения СЕМЬЯ_И_ДЕТИ
Как обучать детей счету и цифрам
Ребенок может постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с цифрами и счетом.
В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп:
обучение прямому и обратному счёту до 10;
знакомство с цифрами от 1 до 10;
соотнесение числа и количества;
усвоение состава числа;
знакомство с многозначными числами;
порядковый счет до 1000;
материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления; дроби.
Числовые штанги
Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом:
выкладывать в порядке возрастания и убывания;
сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»;
определять, насколько отрезков одна штанга длиннее другой;
самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг;
если выкладывать штанги крест-накрест, то ребенок будет учиться находить их середину.
Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами. Развить глазомер ребенка можно с помощью игры «Угадай, сколько в этой штанге отрезков». Штанги подходят для изучения состава числа: считаем, из скольких отрезков состоит штанга (например, из трех) и думаем, сколько еще надо добавить отрезков, чтобы получилось 4. С помощью штанг дети на сенсорном уровне знакомятся с понятием дециметр.
Шершавые цифры
Вам понадобятся таблички с шероховатыми цифрами от 1 до 9. Ребенку нужно обводить двумя пальчиками цифру, запоминать её форму, написание и название.
Найди соседей
8 прямоугольных карточек. Каждая разделена на три части. На центральной части написана определенная цифра от 2 до 9. Так же имеются отдельные карточки с цифрами от 1 до 10. Ребенку нужно подбирать соседей к карточкам.
Веретёна
Нужны два ящичка, разделенные внутри перегородками на 5 отсеков. Каждый отсек обозначен цифрами от 0 до 9. Необходимо также 45 счетных палочек (веретён). Ребенок раскладывает в каждую ячейку по нужному количеству палочек: где цифра 1 – одну палочку, цифра 2 – две палочки и т.д. Обговаривается, почему в ячейку с цифрой 0 не положили ни одной палочки. Подобную игру можно провести с пронумерованными стаканчиками и фасолью. Если все фасолины разложены по стаканчикам правильно – то фасолин не остается.
Цифры и круги
Цифры от 1 до 10 и 55 красных кружков. Ребенок выкладывает цифры по порядку, а потом под ними в столбик кладет соответствующее количество кружков. Получается визуальная лесенка. На этом материале можно знакомить с понятиями четных и нечетных чисел.
Размен денег
Играть можно как в настоящие деньги, так и вырезанные из картона дубликаты. Ребенку нужно научиться считать деньги, разменивать десятирублевую купюру монетами, давать сдачи.
Объединение множеств
Подготовьте несколько шнурков и разные геометрические фигуры небольшого размера. Ребенок выкладывает на столе несколько треугольников и «очерчивает» их шнурком. Затем так же выкладывает квадраты, круги и тоже объединяет их шнурками.
Знакомство с десятичной системой
Если ребенок умеет считать до 10, он сможет научиться считать и дальше. Единица – это маленькая бусинка, если взять десять бусин-единиц, которые ребенок собственноручно наденет на стержень, то получится десяток. Сотня – это квадрат из десяти стержней, а куб из сложенных друг на друга квадратов – сотни. Ребенок надевает бусинки на стержень.
Метр, сантиметр, дециметр, миллиметр
Ребенок с помощью линейки и метра измеряет различные предметы (лист бумаги, книгу, зеркало, стол, лавку и т.д.). Можно сделать бумажный ростомер и периодически измерять рост ребенка.
Килограмм, грамм
Ребенок с помощью напольных и бытовых весов взвешивает различные предметы.
Золотой материал
С помощью этого материала действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл. Используется 100 бусинки золотистого цвета, 45 стержней с бусинками, 10 квадратов – сотен из бусин, 1 куб из бусин, карточки с цифрами от 1 до 9000. Ребенок знакомится с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится выкладывать эти множества с помощью золотого материала. Единицы к единицам, десятки к десяткам, сотни к сотням, тысячи к тысячам. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел и начинает сопоставлять количество и символы. Теперь можно на том же самом золотом материале наглядно осваивать сложение, вычитание, умножение и деление.
Доски Сегена
Две доски разделены на пять частей. На каждой части написано число 10. Прилагаются табличками с цифрами 1-9. С помощью этого пособия дети изучают цифры от 11 до 19 и соотносят их с определенным количеством стержней и бусинок.
Доска для сложения
Доска разделена на 11 горизонтальных рядов по 18 квадратов. Самый верхний ряд пронумерован от 1 до 19. Еще имеется 9 синих полос (первое слагаемое) и 9 красных полос (второе слагаемое). Все они разной длины – от 1 см до 9 см и пронумерованы. Чтобы сложить, например, 4+5, мы берем синюю полоску в 4 см и кладем её горизонтально по верхней строчке доски. К её концу прикладываем красную полоску «5». И смотрим по верхней строке – на какой цифре закончилась полоска – на 9. Значит, 4+5=9.
Доли и дроби
Нужны круги-дроби красного цвета от 1 целой до 1/10. Ребенок упражняется в составлении целого круга из 2х половинок, из 3х, 4х и т.д. частей; сравнивает эти части друг с другом: что больше 1/2 или 1/5. Постепенно соотносит количество частей с символами. Знакомится с названиями частей, учится их сравнивать, записывать, выполнять арифметические действия с дробями.