Цитата сообщения beauty_Nikole
Jan Vermeer van Delft
The Girl With The Pearl Earring, 1665, Royal Picture Gallery Mauritshuis, The Hague
(увеличивается по клику)
Наряду с Рембрандтом и Франсом Хальсом, Ян Вермеер Дельфтский входит в число трех великих голландских живописцев XVII столетия.
Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675),
Site, родился в 1632 году в городе Дельфте, и с этим городом связано все творчество прославленного мастера. Его отец занимался изготовлением шелка, держал гостиницу, торговал картинами. Видимо, эта торговля и привила юноше интерес к живописи. Когда и у кого он начал учиться, не известно, но в 1653 году, в год своей женитьбы, он был принят в гильдию Святого Луки, цеховое объединение живописцев.
Позднее, в 1663 году, художник становится ее деканом, так что с уверенностью можно сказать: среди своих коллег он пользовался уважением и почетом. Вермееру пришлось содержать большую семью, а живопись не приносила большого достатка. Он продолжал по примеру отца торговлю картинами. Вермеер очень подолгу работал над каждым из своих творений, и, вероятно, именно поэтому его творческое наследие крайне невелико. Два десятилетия, на протяжении которых созданы все картины Вермеера, 50-60-е годы, являются временем расцвета голландской живописи. Жанровая живопись Голландии к тому времени уже приобрела определенные традиции, но именно Вермееру было суждено возвысить бытовую картину до уровня, сопоставимого с замечательными достижениями великих голландских мастеров в других жанрах.
Живописная техника Вермеера уникальна даже для его времени, когда мастерство держания кисти голландскими умельцами было доведено до совершенства. Композиция вермееровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное – знаменитый вермееровский невесомый воздух, физическое чувство открывающегося перед зрителем пространства полотна – аналогов не имеют.
Ранние произведения Вермеера, крупнейшего мастера голландской жанровой и пейзажной живописи, отмечены тягой к монументальности, возвышенности образов ("Христос у Марфы и Марии", 1655).
The Procuress, 1656, Gemaldegalerie Alte Meister - Staatliche Kunstsammlungen, Dresden
(увеличивается по клику)
В крупнофигурном полотне "У сводни", ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета.
The Guitar Player, 1672, Kenwood, English Heritage
(увеличивается по клику)
Со 2-й половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома ("Девушка с письмом", Картинная галерея, Дрезден, "Служанка с кувшином молока", Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей.
A Girl Reading a Letter by an open Window, 1657-1659,
taatliche Kunstsammlungen, Gemaldegalerie, Dresden
(увеличивается по клику)
De Melkmeid, 1650, Rijksmuseum, Amsterdam
(увеличивается по клику)
Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.
Young Woman Seated at the Virginals, 1670, Private collection
(увеличивается по клику)
Классическая ясность, естественность и живая выразительность композиции, легкая вибрация света и воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков и скользящих рефлексов, красочность бликов одухотворяют мир людей и предметов, сообщают им внутреннюю значительность.
De Soldaat en het Lachende Meisje, 1655-1660, The Frick Collection, New York
(увеличивается по клику)
В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению "Улочку" (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками "Вид Делфта" (Маурицхёйс, Гаага).
Young Woman with a Water Jug, 1660-62, Metropolitan Museum of Art, New York
(увеличивается по клику)
В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов ("Девушка с жемчужиной").
Young Girl with a Flute, 1666-67 (?), National Gallery of Art, Washington
(увеличивается по клику)
Woman Weighing Pearls, 1662-1664, National Gallery of Art, Washington, DC, USA
(увеличивается по клику)
Теперь
художник часто изображает богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы ("Любовное письмо", около 1670, Государственный музей, Амстердам).
A Lady at the Virginals with a Gentleman, 1662-65, Buckingham Palace, London
(увеличивается по клику)
A Lady and Two Gentlemen, 1659,
Herzog Anton-Ulrich-Museum, Braunschweig
(увеличивается по клику)
Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества ("Кружевница", "Географ", Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; "Мастерская художника", Музей искусств, Вена).
Die Allegorie der Malerei, 1666, Kunsthistorisches Museum, Vienna
(увеличивается по клику)
Girl Interrupted at Her Music, 1660-61, The Frick Collection, New York
(увеличивается по клику)
Lady with Her Maidservant Holding a Letter,1667, Frick Collection, New York
(увеличивается по клику)
The Concert, 1665-66, Isabella Stewart Gardner Museum, Boston
The Geographer, 1668-69, Stadelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main
(увеличивается по клику)
Ярко индивидуальное искусство Вермеера не было оценено современниками
и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке.
По словам директора амстердамского музея Винсента Ван Гога - Акселя Ругера (Axel Ruger) , одна из причин нынешней небывалой популярности художника, творившего в XVII веке, заключается в том, что его работы редко выставляются и их сравнительно немного,
во всем мире известно лишь 35 картин Вермеера.
Ругер отмечает также "неуловимость характера самого художника, совершенство его кисти и атмосферу умиротворения, которая царит на многих его полотнах".
Особое внимание специалистов и любителей живописи привлекает то, как Вермеер обращается со светом и его отражением
Работы Яна Вермеера Дельфтского считаются одними из наиболее утонченных в западноевропейской живописи.