Цитата сообщения beauty_Nikole
Erte. Роман Петрович Тыртов (Эрте)
Эрте (1892–1990) Тыртов Роман Петрович
Site
— знаменитый художник, график, сценограф, модельер эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде.
Родился в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера.
Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в 1912 в Париже, став корреспондентом петербургского журнала «Дамские моды». Систематического художественного образования не получил; недолго посещал академию Р.Жюльена. Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом
Эрте (фр. Erté, составлен из первых букв имени и фамилии), который взял, "чтобы не позорить семью". В 1913–1914 начал работать как модельер (у известного кутюрье П.Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари Минарет в театре "Ренессанс").
Заключил контракт с американским журналом "Harper's Bazaar" (1915), нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал также для журналов "Vogue", "Cosmopolitan", "Women's Home Journal", "The Sketch" и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в Париже и Монте-Карло.
![1191770204_37 (394x546, 41Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/171/4171250_1191770204_37.jpg)
![](//i006.radikal.ru/0909/8c/4162207153e3.gif)
![(394x546, 71Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/4/229/4229990_Tuxedo.jpg)
Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров – мюзик-холла "Фоли Бержер" (1917–1927), варьете "Баль Табарэн" и "Ла Нувель Ив", кабаре "Лидо" в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея.
![](//s55.radikal.ru/i149/0911/74/6f5f1a9f4131.jpg)
![](//s51.radikal.ru/i131/0911/de/052a7a8b7dfb.jpg)
![](//i065.radikal.ru/0911/79/8863f378b314.jpg)
![](//s52.radikal.ru/i135/0911/d6/71e6a9f7cf01.jpg)
![](//i070.radikal.ru/0911/2e/d70c82046e48.jpg)
![](//s45.radikal.ru/i110/0911/21/3f54e1669061.jpg)
С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией "Метро Голдвин Майер". "Стиль Эрте" – тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий – явился в межвоенный период важным формообразующим моментом "ар деко" (т.е. модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором моды и массовой культуры).
![](//i066.radikal.ru/0911/19/57254d80ce1b.jpg)
![](//s50.radikal.ru/i128/0911/dc/01033883e863.jpg)
![](//s54.radikal.ru/i146/0911/77/9a2e5a174e06.jpg)
В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип "унисекса", однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.
![](//s15.radikal.ru/i188/0911/d9/29bba17fc8ce.jpg)
![](//i073.radikal.ru/0911/43/4baa537d6626.jpg)
![](//s50.radikal.ru/i130/0911/74/6b179ae21731.jpg)
![](//i061.radikal.ru/0911/f4/218891c60bbc.jpg)
В поздний свой период Эрте добавил к привычным техникам (рисунок тушью, акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в 1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных материалов).
![](//s54.radikal.ru/i144/0911/dc/979c704932bb.jpg)
![](//s12.radikal.ru/i185/0911/60/b73c66870e03.jpg)
![](//i074.radikal.ru/0911/1b/9f2b59238c5f.jpg)
Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов – от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры.
![](//i033.radikal.ru/0911/92/74c451d23477.jpg)
![](//s45.radikal.ru/i107/0911/f8/09eda5ba2537.jpg)
![](//s43.radikal.ru/i102/0911/22/787e2c993dca.jpg)
![](//s49.radikal.ru/i125/0911/32/2c80f2ac29d9.jpg)
Новый интерес к "ар деко" стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы.
![](//s52.radikal.ru/i137/0911/5b/2a28c096446c.jpg)
![](//i048.radikal.ru/0911/82/bd80a403fcd1.jpg)
В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров (Вещи, которые помню). Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу Звездная пыль (1989).
Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990.
![](//i045.radikal.ru/0911/e7/81b6deb3f019.jpg)
![](//s58.radikal.ru/i160/0911/31/3c0a2eba139f.jpg)
![](//s07.radikal.ru/i180/0911/f7/e07903cae028.jpg)