Цитата сообщения Vedma_ELENA
Обряд и слово заговорное.
Неотъемлемой частью обряда является слово заговорное, заговоры, наговоры, "шепотки"- обязательная часть любого славянского обряда.
Безусловно нужно и важно- знать структуру, последовательность шагов и действий- каждого обряда. Есть ряд шагов обязательных, есть переменные- на построении обряда мы с вами остановимся в другой раз, ныне же рассмотрим слово заговорное.
Заговор — оформленный текст, имеющий магическую силу, могущий привести к желаемому результату.
Структура заговора у славян:
отступление__основная часть__закрепка
1________2__3___________4__5_____6 ____7
1. Молитвенное вступление (обращение к «нужным силам»: дьяволу или богу): эта часть Заговора — одна из позднейших, сформировалась после охристианивания языческой Руси, после невозможности проведения физических обрядов- появились длинные вступления- облекусь я облаками белыми, подпояшусь ветрами, зорями, обтычусь звездами частыми- и так далее..
2. Зачин (путь): субъект — движется из посюстороннего мира в потусторонний, преодолевая соответственно 3 (сакральное число) границы: -> порог -> ворота -> чисто поле …
3. Эпическая часть (сужение пространства): в центре — сакральный персонаж:
- помощник
- вредитель
- защитник
персонаж может иметь имя, а знать его и его имя- это дает власть над этим персонажем, это может быть ясный образ- красна девица, железный муж, дед старый и так далее- тут мы имеем дело с табуирование имен в том числе,но при этом- с четким пониманием- к кому мы обращаемся.
4. Заклинание (просьба, желание, приказ (первоначальный вариант)): самая древняя часть Заговора, восходит к описанию действий жреца, ведуна, знающего — некой магической формуле.
5. Закрепка (нейтрализация ошибки, завершение Заклинательной части): упоминание крепких предметов, чтобы смысл Заклинания не изменился.
6. Молитвенное завершение (зааминивание): появилось, как и 1. под влиянием христианства, необязательная часть.
7. Наложение ключей на заговор.
Ритмика и поэтика:
Ритмическая единица — 3 — калон (синтагме). Заговор часто имеет определенное количество слогов, используются анафоры, эпифоры, часто параллелизм, эпитеты — как постояные, так и сквозные (употребляются с разными словами на протяжении всего текста).
Главная задача Заговора — переход из одного пространства в другое, преобразование хаоса в космос.
Пример:
(пример составлен по мотивам древних заговоров)
1. Вступление:
Обращение к богам, к силам природы
2. Зачин:
Выйду я, из дверей дверьми,
Из ворот воротами,
Светлу Месяцу поклонюсь в пояс
Земле Матушке- земно кланяюсь.
Перейду чисто-поле, лес еловый глухой,
Выйду ко морю синему, к самому Алатырь камню белому
3. Эпическая часть (сужение пространства):
В Алатырь камне белом- дуб вековой стоит,
А в корнях его древний Змий сидит.
Шапку я с голову ломлю,
Древнему Змию- слово молвлю:
4. Заклинание:
Дай же мне, Велес мудрый, силы-мудрости,
Как у Змея предревнейшего,
Как у самого волхва наипервейшего
5. Закрепка:
Буде же вы мои слова крепки да лепки- тверже железа булатного, липучей смолы еловой!!
Да буде так Именем Велесовым!
Слово моё твердо, как Алатырь-камень,
Ветрами не расточимо,
Огнями не опалимо,
Водами не размовимо,
6. Завершениe:
Гой! Да будет так!
7. Замыкаю я на семь замков, семь ключей!
Вода в реке, дело на земле, заговор на затворе!
Ключ! Замок! Язык! Да будет так!
Заговор (или наговор, заклятие, примолвка) принадлежит к области народных верований, пришедших из древнеславянских верований.
При помощи заговора человек или заговаривает, то есть останавливает, действие благодетельных или вредных сил природы, или наговаривает на другого что-нибудь вредное или хорошее.
Возникший из древнеславянских молитв и заклинаний, заговор основывался изначально на силе человеческого слова, потом на авторитете призываемого в нем божества,
далее — на авторитете заговаривающего лица и его убеждении; вся сила заговора в точном произнесении известных слов и исполнении сопровождающих обрядов.
Первоначально, наши предки, силою заповедного слова заговор надеялись принудить боготворимые силы и явления природы ко всему, что им угодно, и прибегали к заговорам весьма часто.
С течением времени круг применения заговора сокращался; и наконец, таинственные формулы перестали быть доступными всем; выделился особый класс людей, ведающих таинственную силу обрядов и молений и умеющих совершать эти обряды. Люди эти — знахари, ведуны, колдуны, волхвы и т. д. В дохристианскую эпоху в заговорах обращались преимущественно к силам и явлениям природы. Обращения к солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю и т. п. — наиболее часто встречаемые в заговорах.
И, только с принятием христианства стали появляться обращения к иисусу, богоматери, святым.
Все заговоры делятся:
1) Заговор с действиями, ритуалами, обрядами.
2) Заговор без ритуалов и обрядов
. Действия, ритуалы и обряды были весьма многочисленны и разнообразны. Наговаривали на различные предметы: соль, мыло, белила, кости мертвецов, воду, оружие, вино, уксус и т. д.
Почти на все случаи были особые заговоры и особые действия, их сопровождающие. Наибольшею популярностью и уважением пользовались и пользуются многочисленные заговоры, имеющие врачебную цель и часто помещаемые в лечебниках и травниках.
Произносились заговоры вначале «зычным голосом», а потом, особенно лечебные заговор — «шепотом» (шептания).
Заговоры — это очень древний вид лечения, дошедший до наших дней.
Но, самое главное — если вы не верите в чудодейственную силу заговоров, то лучше не беритесь за это дело.
Светозар Рыжков