Futurolog, по приглашению :-)
День без "Кришны"
У нас вчера был день города. Правда, я так и не понял, сколько лет Перми исполнялось, но что-то около 290. В прошлом году на дне города было что-то типа карнавального шествия, и кришнаиты там тоже ходили с харинамой. Правда, там нельзя было произносить "Кришна" и обозначать свою принадлежность к религиозной организации, т.к. выступали мы от "Университета востоковедения".
Впрочем, все и так догадывались, конечно =) Нам повезло, у нашего Бога бесконечное количество имён, их и пели тогда.
А в этом году, т.к. дата была какая-то некруглая, карнавал решили не устраивать, ибо затратно, и просто какой-то статичный праздник на большой городской площади сделать. И нам тоже дали место в этот раз, на тех же условиях - "без Кришны" :-)
Я взял с собой дхоти и курту, почему-то решил надеть шлёпанцы, а не кроссовки, как обычно, и поехал проповедовать славу Господа нашего. Насколько я слышал, где-то около 13 должна была там начаться ягья огненная - типа благоприятно, да и людей привлечь, а уже около 14 - основная наша программа - танцы, песни, etc. Я немного опоздал, приехал что-то около 14:30, а наши еще только из машины выгружались :-) ISKCON-time, одним словом ) Я еще подхожу к нашему месту, а про себя думаю - "А зачем это всё вообще нужно? Позориться только. У нас даже ничего не организовано толком, да и вообще.. Может, домой вернуться? Как раз джапу почитаю". Потом посмотрел я на преданных, и подумал - "Ну куда я от них уйду?". И пошёл помогать - если и позориться, то за Кришну )
Ставили мы две палатки (одну по идее для переодевания, другую - для музыкантов). Но палатка для переодевания оказалась слишком открытой для этого, поэтому она незаметно переквалифицировалась в склад всего ненужного. А вторую палатку развернули лицом к слушателям, и стали раскладывать ковёр и инструменты. Я пошёл переодеваться в микроавтобус, на котором приехали преданные, и, в принципе, пеленаться в дхоти в полусогнутом состоянии в микроавтобусе имхо лучше, чем делать это же, стоя в полный рост, но у всех на глазах.
Я в общем-то не умею толком играть на мриданге - знаю всего 4 ритма основных, но так как больше никого не было, у меня был выбор между мридангой и караталами, и я выбрал её. Всё равно людей, умеющих играть на караталах, всегда больше, чем тех, кто умеет играть на мриданге. По счастливому стечению обстоятельств, пока мы распевались, матаджи начали танцевать под какую-то индийскую музыку. Теоретически, мы должны были тоже быть подключены к этому звуку, чтобы нас было слышно. Да, забыл сказать - когда я подходил к нашему месту, мне оно не понравилось - представьте себе поле, и в нем стоит здание, паралеллепипед. У торца этого здания установлена сцена, и она оглашает своим волшебным звуком всё пространство поля перед собой. А наше место было сбоку этого паралеллепипеда. И получалось, что мы находимся в "глухой зоне", т.е. нам практически не мешал звук основной сцены.
Это не могло не радовать в свете того, что нам отключили звук, который должен был у нас быть. Но за день до начала праздника нам позвонили организаторы, и попросили за два часа нашего пребывания на этом действе 5 000 рублей. Мы отказались, и вроде они всё равно разрешили, однако вот теперь такая накладка вышла с звуком. Хорошо, что у нас был с собой харинамский комбик, поставили его рядом с палаткой, через него и пели.
Меня одно поразило: вокруг было достаточное количество преданных, а сесть рядом с караталами где-то минут 40 никто не удосуживался. Мы играли в фисгармошку, мридангу, и два голоса. Конечно, пел не я ) Сначала спели "ом агьяна тимирандхасья", потом пранаму Прабхупады, Шри Кришна Чайтанью, и понеслось - "Самсара", "Шри гуру чарана падма", "Нарасимха", и т.д. И что самое интересное - человек 30-50 около нас всегда стояло. Многие слушали внимательно. Ну, когда пришло пару преданных, милостиво согласившихся играть на караталах, стало возможно делать убыстрения киртана, и т.д. Там уже вообще здорово пошло. Одна женщина долго слушала, что мы поём, и когда мы очередной бхаджан закончили, спросила - "Вы о чем сейчас пели? О Боге?". Все как-то смутились сразу - типа, здесь же нельзя было этого делать, и т.д., а я под дурачка ответил - "Да, о Боге". Она сказала: "Это сразу чувствуется. Это сейчас самая главная тема, единственное, что может нас спасти". Так что тезис Прабхупады о том, что необязательно знать значение Святого Имени - еще раз подтвердился на практике.
А мы всё пели и пели. Преданные тем временем успели достать огромный торт, провести конкурс танцев под наш аккомпанемент, раздать этот торт, халаву и еще кучу сладких шариков. Приближалась гроза. Сначала понемногу, поэтому никто даже не засобирался. А потом как хлынула ))) Мы мужественно еще минут 20 продолжали, а потом, когда поняли, что, во-первых, наше время вышло уже, а во-вторых, весь народ разбежался, стали собираться. Скажу честно, т.к. я понял, что мне придётся идти домой в дхоти - переодеться было негде - я просто взял свои вещи, немного помог убраться, и пошёл. Когда я собирался, ко мне подошли две женщины, и сказали "Харе Кришна" ) Я им ответил тем же, и они сказали, что когда-то ходили в наш храм. Я спросил - "А чего ж перестали?". Ну, они сразу - "Да так получилось, да мы болели, и т.д.". Я говорю: "Ну ладно, сейчас-то у вас всё в порядке, обязательно в воскресенье на программу приходите". Они: "Конечно, конечно". Я: "Я там буду, так что проверю :-)". Они улыбнулись, и одна даже меня обнять попыталась, говорит, "что же вас так давно видно-то не было". Я улыбнулся в ответ, и сказал: "Вот видите, зачем отказываться от всего этого (показывая рукой на нашу палатку)". Они сразу: "Да нет, мы не отказываемся". Ну, я с ними попрощался, узнал, что их зовут Люба и Наташа, и пошёл домой с еще одной преданной. Она в первый раз на этом празднике в сари облачилась, Гаура Хари бол! Т.к. у меня был зонтик, нам было по пути, да и ливень был страшный, мы и пошли вместе.
Было забавно смотреть, как окружающие реагировали на дхоти )) Все-таки мирские праздники - это так скучно: все просто стоят, смотрят куда-то, слушают, и всё. Не то что у нас: ты можешь быть частью праздника, принять в нем непосредственное участие - танцуя в киртане, воспевая, проповедуя - столько вариантов. А так как они все скучали, их внимание естественным образом обратилось на меня =) Пару людей сказали, что у меня спёрли брюки, и поэтому я хожу вот так, еще говорили, что я спартанец (кстати, вот зачем я надел шлёпанцы, а не кроссовки - ливень был страшный, и идти приходилось в некоторых местах по щиколотку в воде), да и много чего еще, наверное, просто я не услышал.
Дошёл я до дома за 15 минут, и так моё участие в санкиртана-ягье на сегодня закончилось. Джая Прабхупад!