Цитата сообщения Dancing_Witch
Жаль, что я опоздала немного с датой и первое марта уже прошло. Но думаю, что даже сейчас сделать такую куколку будет не поздно - пусть себе висит всю весну, радует глаз!..)
"Мартеница, Баба Марта (болг. Мартеница) — один из самых почитаемых и древних болгарских обычаев. В этот день близким дарят специальный двуцветный красно-белый амулет, называемый «мартеница». Мартеницы изготавливаются специально ко дню 1 марта, когда по болгарским традициям начинается новый хозяйственный год.
Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.
Аналогичный праздник в Молдавии и Румынии — Мэрцишор"
http://letopisi.ru/index.php/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1...%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B
По народным представлениям весна начинается с приходом Бабы Марты. Ее двойственный образ, то веселый , то сердитый, одновременно утверждающий и отрицающий, представляет женское начало, порождающее жизнь, и в то же время – тоже женское, но стихийное и разрушающее начало.
Месяц март - единственный женский месяц, месяц зачатия весны и земли, рождения лета и плодородия. Его знаком является мартеница, символ пробуждения и культа солнца. Белый цвет мартеницы первоначально символизировал мужское начало, силу, светлую солнечную зону. Позднее, под воздействием христианской мифологии обозначает девственность и непорочность – белый цвет - цвет Христа. Красное женское начало, здоровье: это - знак крови, знак оплодотворения и рождения. Первоначально женские свадебные одежды в Болгарии были красными. Мартеница является своеобразным амулетом против злых сил и одевание мартеницы – один магический ритуальный акт: переплетенные белая и красная шерстяные нитки защищают человека через механизмы контактной магии.
Описание обряда
Рано утром хозяйки стирают и вывешивают перед домами красные предметы одежды (халаты, пояса, пряжу, коврики, скатерти) которые должны оберегать дом, чтобы в него не могли войти злые силы, люди, нехорошие мысли , болезни и бедность. Когда Баба Марта их увидит, то засмеется и запечет солнце!
В других местах хозяйки подвешивают черный котел на цепи над очагом, чтобы не было головни (болезни) на пшенице и кукурузе. Другое поверие, что пшеничные булочки необходимо испечь, намазать медом и раздать по домам, чтобы ублажить болезни, чтобы они не посетили их дом. Предварительно женщины переплетают красные и белые шерстяные - мартеницы, которые зацепляют на каждого члена семейства. Мартеницы должны быть так переплетены, как невесты заплетаются около женихов. Невесты носят мартеницы справа, а старые девы – слева. Холостяки носят с разделенными концами ниток, а женатые изрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин).
Мартеницы защищают человека от сглаза и болезней, снимают их только когда увидят первого журавля, и вешают на уже позеленевшее или цветущее дерево. В некоторых местах мартеницы клали под большой камень и через 9 дней смотрели, что есть под ним. Еcли найдут там муравьев, то это значило, что год будет богат с овцами, если покрупнее живность (жуки), то удача с разведением коров, в крупном животноводстве. Поэтому в некоторых местах мартеницу называют “гадалушка”. В других местах ее бросали в реку: чтобы по воде им удавалось во всех начинаниях, а все плохое утекало, как вода.
В некоторых местах первую неделю марта называют “броеницей” (считаемые дни) –по этим дням гадали о том, какая погода будет в течении года. Распространен и такой обычай: каждый выбирал день между 1 и 22 марта, и от того какая погода будет в тот день определяли, какой год будет у данного человека: солнечный день - успешный год, или хмурый, дождливый – год будет плохой, трудный и т.п.
Красный цвет в быту народа был для защиты от болезней, поэтому мартеницы завязывали у ладони детей, беременный женщин, на шею животных и т.п. Белая волна в мартенице – предвестник долгой жизни, а красный – здоровье и силу, которые так нужны после окончания долгой зимы, когда запасы исчезали, а жизненные силы на исчерпывании.
Первые мартеницы были только из двух ниток: красной и белой. Но в последствии, народное чувство красоты создало оригинальное творчество, названное мартеница. Стали добавлять бусинки, изображать различные фигуры из ниток, появились разнообразные добавки к ним: неповторимые куклы “Пижо и Пенда”.
Люди никогда не покупают мартеницу для себя, только для других. Ее носят на одежде, либо вокруг запястья или шеи – до тех пор, пока носящий не увидит стаю птиц или ласточку, возвращающуюся с зимовки, или же цветущее дерево. Только тогда можно снять мартеницу и повесить ее на цветущее дерево.
Красные и белые плетеные нити символизируют хорошее здоровье. Они являются олицетворением приходящей весны и жизни в целом. Белый цвет символизирует чистоту (невинность), а красный – жизнь и любовь. Оба цвета также напоминают людям и о постоянном круге жизни и смерти, балансе добра и зла, печали и радости в человеческой жизни. Когда такой амулет дарят в период весны, тогда, когда природа «возрождается» и начинает цвести, он также символизирует пожелание здоровья и счастья.
Мартеница – это еще и символ Матери-Природы. В это время ранней весны/поздней зимы природа кажется наполненной надеждами и ожиданиями. Белый цвет символизирует чистоту тающего снега, а красный – солнце, которое начинает припекать все сильнее и сильнее. Эти два природных элемента – источники жизни.
(на основе письма Сахаджа йогини из Болгарии Камелии)
http://seekers.yuvashakti.ru/?p=694#more-694
А.А.Плотникова
артеница — у болгар и македонцев небольшое украшение, амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый день марта, чтобы в течение года быть здоровыми и счастливыми. Украшения типа Мартениц известны и другим балканским народам: грекам, албанцам, румынам.
Мартеницы делают женщины накануне праздника преимущественно из пряжи или ниток красного и белого цвета. Встречаются Мартеницы из разноцветных ниток (Родопы), а также с синими (Софийский, Мелникский районы), черными (р-н Охрида в Македонии) нитками. Иногда в Мартеницы вплетаются дополнительные апотропеические предметы: серебряные монетки, металлические амулеты, сухой чеснок, кусочки кизиловой ветки, ракушки и пр. В районе Охрида Мартеницы принято плести молча, зажмурив глаза или же отведя руки за спину; впоследствии по количеству сплетенных вслепую красных и белых ниток гадают об урожае соответственно вина и жита в следующем году.
Мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс; нередко делаются Мартеницы для скота, преимущественно, молодняка, недавно посаженных плодовых деревьев, а также и для различных предметов утвари и построек во дворе: так, ими украшают ткацкие станки, прялки, пестик для сбивания масла; двери дома, загона; ульи насесты, виноградники и пр. В Западной Болгарии девушки, перед тем как повязать на шею Мартеницы , оставляют их на ночь на дикой красной розе, чтобы быть красивыми в течение лета.
Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти (до праздника Сорока мучеников), 25 (до Благовещения) дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко Мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею. В районе Русе дети подбрасывают Мартеницы «к солнцу» и говорят, обращаясь к цапле: «На тебе Мартеницу , а мне дай здоровье». Спрятав Мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к Мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на Мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки — крупный рогатый скот, паук — разведение ослов. Подобным образом (по наличию на Мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве."
А.А.Плотникова
http://www.pagan.ru/slowar/m/martenica8.php