-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога FTG:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feodora-24

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.03.2011
Записей: 5953
Комментариев: 1262
Написано: 8013


Стихиали — младшие боги

Четверг, 26 Мая 2011 г. 13:32 + в цитатник

 

Каждое старое дерево, каждая гора и каждый лес, а также реки и долины, все они имеют собственного бога-хранителя, происходящего из рода Ванов. Все стихии природы имеют своих «хозяев». Этих духов мы, по примеру Д. Андреева, будем называть "Стихиалями". Среди стихиалев числятся лешие, горные, водяные, огненные и т.д. Кроме того, есть и домашние «хозяева» — это известные всем домовые, а также овинники, гуменники, банники, мельничники... У каждого стихиаля есть свои владения, но заботы и печали сходные у всех духов. Главных божеств видели редко, а вот младших стихиалев люди видели довольно часто, они нередко показывались на глаза человеку. В древности люди жили, окруженные такими младшими божествами. В те времена люди повсюду встречались с духами — на реке и море, в лесу и на поле.

5433626_bigthumb (174x240, 21Kb) 

Славяне особо тесно общались с Духами природы. Поэтому именно в славянской мифологии встречается большое количество описаний низших духов, таких как стихиали. Так описания приводят примеры характера Стихиалей, а также их особенности. Древние славяне осознавали себя частью природы, они не выделяли себя из нее. Сталось, что природа это органическое продолжение, поэтому славяне считали себя частью её «тела». Они «видели» и «чувствовали» природу изнутри.

5433573_bigthumb (223x240, 25Kb) 
Стихиалей, которые жили в водной стихии, славяне называли Водяными. Водяной являлся хозяином морей, рек и озер, повелителем и покровителем рыб, т.е. водяной был господином водной стихии.
О водяном говорится в пословицах: «Дедушка водяной — начальник над водой»; «Со всякой новой мельницы подать возьмет». В мифах упоминается, что стихиали (водяной) был выше обычного человека. Наиболее часто водяной являлся в образе старика, косматого, с длиной бородой. Водяной искушен в оборотничестве. Бывало, что водяной принимал образ чёрной собаки, но предпочитает водяной являться в образе рыбы, бывает даже рыбой крылатой. В Пермской губернии некоторые источники утверждали, что водяной показывался людям прозрачным, будто состоящим из одного льда. Водяной обычно является голым, цвет кожи у него бывает как у налимьей шкуры. К человеку, как правило, водяной относится враждебно. Купающихся людей он пугает и топит, также водяной может разогнать и выпустить рыбу из невода. Водяной ответственен за разорение плотин. Даже в тех местах, где водяные, судя по всему, мирно живут по соседству с людьми, они иногда так шалят, что могут до смерти напугать человека или даже утопить его.

5433568_bigthumb (170x240, 18Kb) 

Во Владимирской губернии рассказывали, что водяной являлся здесь людям не только в виде старика – его видели в образе обнажённого мальчика. А вот в Вологодской губернии, к примеру, водяного также не представляют в виде старика. По описаниям, водяной представал перед людьми в образе широкоплечего мужика, с тонкими ногами, с телом, покрытым чешуей, с небольшими рогами. Свидетели отмечали, что у водяного имелся хвост, длиною четверти три, пальцы рук и ног водяного были очень длинными, между пальцами имелись перепонки, также были замечены крепкие, кривые ногти. Рыбаки говорили, что водяной прыгал прямиком в расставленные сети. Потом в этом месте оказывалась огромная, с виду - будто прожжённая, дыра.
В других местах считалось, что водяной омолаживается, причем делает это при помощи Луны. Так на молодую луну водяной был молод, а на старую — стар. Известна книга Г. Глинки - «Древняя религия славян». В ней приводится описание водяного, а также его повадок. В книге говорится, что водяные духи, еще называемые в народе дедушками, проживают в глубоких местах рек, где у них располагаются великолепные жилища. Если люди купаются поблизости, то водяные уносят купающихся, особенно мальчиков, которых водяные приучают жить у себя в домах, и эти воспитанники позже занимают место водяного. Также водяной уносит к себе тех, кто купается в полдень, после заката или ровно в полночь.

По причине страха перед водяным рыбаки избегали ночного лова с подсветкой. Считалось, что водяной не любит подобного способа ловли и жестоко мстит тем, кто нарушает его покой. Еще XIX в. существовали поверья, что водяной может схватить тех, кто забывает перед купанием осенить себя крестным знамением. Также считалось, что водяной тащил в пучину тех, кто не носил нательных крестов, а также тех, кто забывал их дома или снимал перед тем, как зайти в воду. У чехов, лужицких сербов, а также у словен, т.е. у всех восточных славян были известны женские духи воды, называемые еще водяницами. Севере женских духов воды называли водянихами. Считалось, что водяной покровительствует пчеловодам и мельникам. В ответ люди жертвовали водяному рыбу, медовые соты, табак. Водяному бросали бараньи головы, петухов, разных дохлых животных, иногда и живых лошадей. Дары водяному обычно приносили весной или осенью, а если начиналось строительство плотины или мельницы — то жертвы приносили обязательно. Также проводились возлияния водяному. Существует очень много интересных рассказов о встрече человека с водяным духом, представшим в образе женщины, занятой расчёсыванием своих длинных волос. Таких женщин тоже называли водяными, как и духов вод в мужском обличье, но женщин-водяных не признавали за хозяев водной стихии. И вообще, если человек видел женщину-водяного, то это считалось дурным знаком, даже если ничего плохого и не происходило.

_1_~1 (346x400, 30Kb)

В славянском фольклоре также встречались Вилы. Так называли младших женских божеств. Вилы считались покровительницами влаги, обеспечивающей жизнь, в основном влаги воздушной. Вилы могли вести себя дружественно по отношению к человеку, а могли вести себя и враждебно. Все зависело поведения самого человека. Вилы были полевыми, лесными, водяными, горными, или воздушными девами. Считалось, что Вилы могут «запирать» воды. Имя «Вилы» происходит от слова «вить». В мифологии говорится, что Вилы прядут облачные кудели и создают молнии, вытягивая золотые нити из куделей. Вилы принадлежали к мифическим существам-подателям жизни. Вил часто упоминали вместе с рожаницами, часто их вспоминали рядом с Мокошью: «.... и ньюя по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам», — писал автор «Слова об идолах». Также Вилы изображались прядущими нить жизни вещими пряхами. Кроме этого, Вилы имели еще одно имя – лихоплеси, что подразумевалось, что они плели лихо и жизненные беды, и смерть. Считалось, что разгневавшись, вилы были способны как василиск убить одним взглядом.

В «Слове некоего христолюбца» мы можем найти указание точного числа вил: «Христьянин не мога терпети христьян двоеверно живущих, верующе в Перуна и Хорса, и в Мокошь, и в Сима и в Рьгла, и в вилы, их же числом 30 сестрениць. Глаголють бо невегласии: «То все мнять богынями» и тако покладывають им требы и кур им режють».«Христианин не мог терпеть христиан, двоеверно живущих, верующих в Перуна и Хорса, в Мокошь, и в Симаргла, ив вил, числом 30 сестриц. Потому что говорят невежды: «Их все богинями считают», — и совершают им требы и кур им режут».

Леший был покровителем охоты. Для него на пне оставляли первую добытую дичь. Многие крестьяне были убеждены, что в каждом лесу был свой лесовик. Лесовик часто представал в сопровождении стаи волков. Он мог перегонять птиц и зверей с места на место. Считалось, что именно лесовик выводил заплутавшего путника из леса. Но если лесовика рассердить, он наоборот мог завести в чащу и погубить человека. Лесовика по-разному называли в разных областях России. Его имена - лешак, лесовик, гаркун, ляд и т.д. Как правило, леший представал в облике человека, хотя облик его был достаточно необычен. Прежде всего, леший мог изменить свой рост в зависимости от окружающей его обстановки. Если лешего окружал лес, то он мог вытягиваться до самых высоких деревьев. Если окружал кустарник, то рост лешего не превышал высотой самого маленького кустика. Материалы ХIХ века приводили описание лешего как старика, облаченного в белые одежды. Он был перепоясан алым кушаком или его одежда могла быть вовсе без пояса. Самым заметным признаком, по которому встречного относили к лешакам, было то, что левая пола кафтана старика была запахнута за правую, обувь у представителя потусторонних сил была перепутана, а когда старик садился, то свою левую ногу он забрасывал за правую.

Упоминалось, что чаще всего хозяин леса был облачен в длаку - звериную шкуру. Иногда лешак был имел звериные атрибуты – у него были рога, копыта и т.д. Очень часто указывают, что у лешего были зелёные навыкате глаза, что у него было лишь одно ухо, якобы леший немой, но голосист – он без слов поёт и прихлопывает в ладоши в такт. На русском Севере лесовика называли очень просто - «лесом». Считалось, что лес по внешнему виду был похож на человека, но у него была темная, а не светлая, как у людей, кровь. Поэтому леса еще называли синеобразным.

5433830_bigthumb (177x240, 23Kb) 
Описывали повадки леших. Так леший может обойти вокруг человека, и тот еще долго будет метатья внутри волшебного круга, не имея возможности переступить замкнутую черту. Но при всем вышесказанном считалось, что Леший, подобно всей живой природе, мог воздавать добром за добро. Добром леший считал только одно - человек не должен был причинять вреда лесу, человек должен был уважать лесные законы, входя в лес. Дух-хозяин леса был подобием своеобразного гаранта того, что охотники в лесу будут соблюдать нормы промысловой морали. Леший наказывал виновных, он лишал их удачи в промысле.
Так, в Калужской области была записана история о том, как леший перед лесным пожаром, трубил в рог, перегоняя зверей. «И повалили из леса медведи и волки, лисицы и зайцы, белки, лоси, козы... Всякая лесная живность шла со своей парой и с другими не смешивалась, а на людей и вовсе никакого внимания не обращала. А за зверьем и „сам“ с кнутом за плечом и с рожком в руках. А величиною он с большую колокольню будет.»

Есть достаточно много свидетельств того, что в трудное время лешие принимали участие в сражениях за родную страну, причем в качестве простых воинов. Так, владимирский леший сражался с татаро-монголами и в битве даже потерял один глаз. Сын этого лешего принимал участие в русско-турецкой войне. В 1943 году, как свидетельствуют рассказчики из Соснового Солонца, местный леший, живший в Самарской Луке, погиб на войне. Лешие, также как и люди, бываю двух полов. Хотя истории о Хозяйках леса известны гораздо меньше, чем истории о хозяине. В разных областях Хозяйку называют разными именами - лешачиха, лешевица, лесаня, лешовка. В XIX веке было зафиксировано народное представление о том, что лешие, когда наступает зима, как считалось, приходящая на Ерофея, 4-го октября, исчезают на целую зиму, проваливаясь сквозь землю. Весной лешие вновь выскакивают из земли. Расставаясь с лесом, лешие ломают деревья, бесятся, разгоняя зверьё по норам. Этой порой крестьяне боятся заходить в лес. Зимой в лесу, пока леший спал, его заменяли помощники Перуна. Эти помощники ещё более строго относились к человеку. Их называли калинники, название происходит от слова «калить». Это знаменитые Морозко, Карачун, Трескунец.

947471 (146x152, 44Kb) 

Полевики живут в высоких колосьях или в высокой траве на полях. Считается, что полевики охраняли от беды хлебные поля, защищали их от вредоносной силы, сглаза. Облик полевиков различался, завися от местности, в которой проживал дух. Так, некоторые полевики предстают иногда в белом, то они черные, у них разноцветные глаза, то они предстают с травой вместо волос на голове. Обычно полевики появляются в полдень. Чаще всего они видимы в облике маленьких человечков. Они живут в хлебных полях, считается, что полевики обладают человеческой речью, они имеют способности поражать работающих на полях жниц и жнецов. Так крестьяне Тульской губернии предполагали, что полевики или луговики были на вид мохнаты, обитали они в норах под землей, но в полдень и перед заходом солнца выходили на поверхность. В это время они были очень опасны, крестьяне полагали, что они могли навеять лихорадку или болезнь на человека. Во время жатвы полевики прятались в колосьях, оставшихся несжатыми на ниве. На русском Севере полевик в представлениях жителей был белым человеком, часто дующим и свищущим. Этим действием он насылал ветер. Или же полевика представляли как молодого мужчину, длинноногого, с длинными ногами, имеющего рожки и хвост с кистью на конце. Полевик быстро бегал, поднимая пыль, чтобы скрыть себя. Тело полевика было покрыто огненного цвета шерстью, и потому при беге он казался словно искрой. Увидеть полевика было очень трудно. Его можно было встретить в лунные ночи или в жаркие летние дни. В северной Белоруссии считается, что у каждого Полевика есть своё собственное поле — луга и поля то одной, то нескольких деревень, находящихся по соседству, и не разделённых друг от друга водой или лесом.
111 (500x121, 45Kb)
Подобное мировоззрение относительно природы, когда природа представляется местом протекания не только явной жизни, но и изнаночной, существенно изменяет само отношение к проявлениям природы. Подобное представление не дает относиться к окружающему потребительски, как к источнику «материальных благ». Такое представление приучает человека к ответственности, к широкому взгляду на мир. Оно уберегает человека от эгоизма и злости. Если человек приучается представлять природу местом обитания различных существ, которые относятся к разным иерархиям и планам, то человек понимает свое место в Великом потоке силы. Именно тогда человек становится полноправным участником, а не потребителем этого Потока. 

111 (500x121, 45Kb) 

http://dommagii.com/articles/ 
 

FTG.

Серия сообщений "Славянская мифология":
Часть 1 - Перунов цвет
Часть 2 - Алатырь-камень
...
Часть 42 - Славянская мифология. Белый волк.
Часть 43 - Образы Русских Волшебных Сказок и Телеса Человеческие
Часть 44 - Стихиали — младшие боги
Часть 45 - Славянская мифология. ДОДОЛА.
Часть 46 - Как задобрить Домового.
...
Часть 48 - Печь и печники
Часть 49 - Божья коровка в славянской мифологии и мифологии народов мира
Часть 50 - Кем командует домовой?

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку