-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в franky_boy

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

ѣ вѣра православная власть самодержавная ё і народъ русскій

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie srpski_jezik

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2007
Записей: 1194
Комментариев: 1388
Написано: 5888


Из архива А. В. Горскаго (окончанie)

Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 01:12 + в цитатник

начало

Хомяковъ утверждаетъ, что охраняетъ Церковь отъ погрѣшностей не іерархія, а народъ, и приводитъ слова грамоты патріарховъ 1).

Это несправедливо. Онъ воображаетъ, что послѣ соборовъ вселенскихъ бывали какія-то еще разсужденія у неприсутствовавшихъ на соборахъ о томъ, правильно-ли рѣшенъ тотъ или другой догматическій вопросъ, и только послѣ разсмотрѣнія и единогласнаго одобренія принимались эти опредѣленія 2). Это фикція.

Такихъ сужденій никто снова не предпринималъ, тѣмъ менѣе міряне. Если и было послѣ нѣкоторыхъ соборовъ, именовавшихъ себя вселенскими, опроверженіе ихъ, какъ послѣ собора иконоборческаго или флорентійскаго, то не міряне единственно возставили, но съ ними и остальные іерархи, на соборѣ не присутствовавшіе или на соборѣ терпѣвшіе насиліе. Что касается до словъ грамоты, то она имѣетъ въ виду только внѣшнее охраненіе, а не развитіе и разъясненіе ученія.

Во времена гоненія на православіе множество православныхъ естественно должно было защищать пастырей своихъ, готовыхъ стоять за православіе, и императоры опасались ихъ трогать, напр. Валентъ — Василія Великаго. Съ другой стороны, конечно, и пастыри иногда побаивались своего народа, когда они желали въ чемъ-либо измѣнить истинѣ. Въ этомъ смыслѣ говорится, что и нашъ расколъ не мало содѣйствовалъ сохраненію нашей церкви въ древнемъ ея положеніи. Но это не даетъ еще права объяснять непогрѣшимость Церкви міромъ т. е. обществомъ мірянъ, помимо іерархіи: безъ учителей вѣры что было бы это стадо?

На стр. 338 и 339 3) Хомяковъ, выясняя свое понятіе о Церкви въ отличіе не только отъ ученія католиковъ и протестантовъ, но и въ отличіе отъ православныхъ богослововъ, будто-бы не освободившихся отъ вліянія западной науки, ссылается на посланіе восточныхъ патріарховъ.

Приводимыя по памяти 4)слова посланія въ отвѣтъ на приглашеніе папы къ союзу, передаются не точно.


1) Разумѣется грамота отъ собора четырехъ патріарховъ восточныхъ и 29 епископовъ, изданная въ 1848 г. въ отвѣтъ на посланіе папы Пія IX гкъ Восточнымъ" о соединеніи Церквей".
2) См. стр. Сочиненія Хомякова, II 44—45. 89. 64. 65 и мн. др.
3) См. Письмо V Хомякова къ Пальмеру сочин. А. С. Хомякова. II. 336 — 341.
4) Хомяковъ пишетъ: посланія у меня нѣтъ подъ рукою и я пишу на память.


По переводу посланія, помѣщенному въ Христ. Чт. 1849 г. 1), вотъ какъ излагается указанное мѣсто. Папа, упрекая восточныхъ въ разныхъ недостаткахъ между прочимъ писалъ: между вами не могло сохраниться единства ученія и священнаго управленія 2). Отвѣчая на это, посланіе говоритъ: „у насъ православіе сохранило соборную χαϑολιχήυ церковь непорочною невѣстою Жениху ея, хотя мы и не имѣемъ никакого свѣтскаго надзирательства (άστυνομίαν χοσμιχήν) или, какъ говоритъ Его Блаженство, священнаго управленія (ίεράν έπιστασίαν), а только соединены союзомъ любви и усердія къ общей матери, въ единствѣ вѣры, запечатлѣнной семью печатями Духа т. е. семью вселенскими соборами, и въ послушаніи истинѣ" 3). По этому переводу выходитъ странная мысль, будто патріархи, сами священноначальники церкви восточной, сознаются, что у нихъ нѣтъ священнаго управленія.

Или они не то хотятъ сказать. Отражая обвиненіе въ недостаткѣ единства управленія, они соглашаются, что нѣтъ у нихъ того мірскаго градоправленія (άστυνομίαν) т. е. мірскаго владычества, какое присвоилъ себѣ папа подъ благовиднымъ наименованіемъ „священнаго управленія", но всѣ патріархи соединены между собою общею любовію къ своей Церкви, единствомъ вѣры и послушаніемъ истины. Этого союза любви, вѣры и послушанія достаточно для сохраненія истины въ чистотѣ и церкви въ неразрывности. Итакъ, дѣло идетъ совсѣмъ не объ отрицаніи іерархіи и ея обязанности учить и хранить истину исповѣданія. Подъ именемъ ίεράν έπιστασίαν, отъ котораго отрицаются они, разумѣютъ не свою власть, а папскую власть.


1) Окружное посланіе единой, святой, соборной и апостольской церкви ко всѣмъ православнымъ христіанамъ. Хр. Чт. 1849, 11, 163—172.
2) Обратите вниманіе на то, принесло-ли Вамъ какую-либо пользу послѣдовавшее затѣмъ раздѣленіе, вслѣдствіе котораго вы не только съ церквами западными, но и между собою не могли охранить древняго единства какъ въ ученіи, такъ и священномъ управленіи (Латин. слова папы у Пихлера. Gesch. d. kirchl. Trenn. 1 p. 534). Прим. А. В. Горскаго.
3) Христ. Чт., 1849, стр. 160. 161.


Далѣе патріаршее посланіе прибавляетъ (§ 17): „у насъ ни патріархи, ни соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестія у насъ есть самое тѣло Церкви т. е. самый народъ, который всегда желаетъ сохранить вѣру свою неизмѣнною и согласною съ вѣрою отцовъ его, какъ то испытали многіе и изъ папъ и латинствующихъ патріарховъ, со времени раздѣленія нисколько не успѣвшіе въ своихъ покушеніяхъ противъ нея" 1). Здѣсь говорится не собственно объ учительствѣ, и не приписывается учительство народу или каждому изъ членовъ Церкви, и не отрицается ни право, ни обязанность іерархіи учить, а только указывается, какую услугу въ Церкви оказывалъ и оказываетъ самый простой народъ на Востоке своею вѣрностью православію, — дабы тѣмъ отразить папское приглашеніе къ союзу, обращенное къ патріархамъ. Какое участіе въ учительствѣ и охраненіи истинъ православія усвояютъ восточные іерархи самой іерархіи, можно видѣть изъ того же посланія (§ 21). „Наши святые и Божественные Отцы и предшественники, непрерывно преемствующіе другъ другу, начиная отъ Апостоловъ и, поставленныхъ Апостолами, преемниковъ ихъ даже до настоящаго времени, — составляя одну неразрывную цѣпь и соединясь рука въ руку, образуютъ священную ограду, которой дверь — Христосъ, гдѣ пасется вся православная паства на плодородныхъ нивахъ таинственнаго Эдема" 2).

Расширяя право учительства на всѣхъ, Хомяковъ говоритъ 3): „въ истинной Церкви нѣтъ Церкви учащей". Самое понятіе объ учительствѣ онъ предлагаетъ не въ строгомъ догматическомъ значеніи его: „всякое слово, — говорить онъ далѣе, — внушенное чувствомъ истинно Христіанской любви живой вѣры или надежды, есть поученіе" 4). Но никакого права не имѣется отказываться отъ понятія объ учительствѣ въ строгомъ его смыслѣ. Ученіе вѣры заключаетъ въ себѣ тайны не для всѣхъ доступныя; потому Ап. Павелъ заповѣдуетъ Тимоөею принятое отъ него ученіе передать другимъ вѣрнымъ, которые будутъ способны иныхъ научать. Потому отъ епископа и требовалось, чтобы онъ былъ учителенъ. Не стоимъ за фразу: церковь учащая въ отличіе ея отъ Церкви учимой; не присвоиваемъ. іерархіи наименованіе церкви въ какомъ-либо исключительномъ смыслѣ.


1) Христ. Чт., 1849, стр. 162. 163.
2) Тамже, 168.
3) Сочин. А. С. Хомякова, П, 55 .
4) Тамже, стр. 56.


Всѣ пастыри и пасомые, учащіе и наставляемые суть члены единой Церкви. Но съ другой стороны странно слышать изъ устъ православнаго такія слова: „кто обращаетъ учительство въ чью-либо исключительную привилегію, впадаетъ въ безуміе; кто пріурочиваетъ учительство къ какой-либо должности, предполагая, что съ нею неразлучно связанъ божественный даръ ученія, тотъ впадаетъ въ ересь 1)”. Православный вѣритъ, что обязанность учительства въ Церкви лежитъ главнымъ образомъ на епископѣ и, потомъ, по его порученію, на подчиненныхъ ему служителяхъ алтаря, что для сихъ степеней предварительно ищется членъ Церкви учительный и испрашивается ему освященіе сего дара. А прочимъ сказано: не мнози бывайте учители, или: женѣ не подобаеть учити.

Основательно, но не вполнѣ, самъ же Хомяковъ говоритъ въ другомъ вмѣстѣ о епископахъ и „священникахъ": „епископъ и священникъ — не служители частной общины, а служители Христа во вселенской общинѣ; чрезъ нихь примыкаетъ Церковь земная, въ низхожденіи вѣковъ, къ своему Божественному Основателю и чрезъ нихъ чувствуетъ она себя постоянно восходящей къ Тому, Чья рука поставила Апостоловъ, и далѣе 2)”. Здѣсь Хомяковъ признаетъ учительство 3) преимущественною обязанностью епископовъ, признаетъ это право соединеннымъ съ іерархической должностью, признаетъ его не стоящимъ ни въ какой зависимости, отъ внутренней жизни облеченныхъ въ эти должности 4). Въ этомъ и мы согласны съ нимъ. Но Хомяковъ 1) говорить, что епископамъ Церковь предоставляетъ „право и честь объявлять ея догматическія рѣшенія 5)". Спрашивается, — кто-же постановляетъ эти догматическія рѣшенія?


1) Тамже, стр. 58. 59.
2) Тамже, стр. 121.
3) Имѣются въ виду дальнѣйшія слова Хомякова: „на епископовъ по преимуществу она (церковь) налагаетъ служеніе слова Божія и обязанность поучать слову". Тамже.
4) „Всѣ эти права, — говорить Хомяковъ, — вяжутся съ іерархическими должностями и не находятся ни въ какой зависимости отъ внутренней жизни лицъ въ эти должности облеченныхъ". Тамже.
5) Тамже.


Конечно, не одно какое-либо лицо, напр. папа, а сама Церковь. Гдѣ же? безъ сомнѣнія на соборахъ. Чрезъ кого? чрезъ кого-же иначе, какъ чрезъ епископовъ? Только здѣсь, въ постановленіи рѣшеній, принимаюсь участіе они всѣ, — и епископы же потомъ объявляютъ каждый въ своей области утвержденное на соборѣ ученіе, но не какъ свое постановленіе, но какъ опредѣленіе догматическое и правило Церкви. 2) Хомяковъ говоритъ, что Церковь „оставляетъ за собой право судить о  томъ, вѣрно-ли засвидѣтельствованы ея вѣра и ея преданіе 1)”. Это выводится изъ исторіи нѣкоторыхъ соборов даже имѣвшихъ притязаніе на наименованіе вселенскихъ, которые однако-же потомъ были отринуты Церковью, напр. соборъ Флорентійскій.

Но что-же? кто отрицалъ его? кто осудилъ его? Народъ, но не одинъ народъ. А формально осудили его патріархи и епископы, не бывшіе во Флоренціи, — патріархи, которые давали полномочія свои мѣстоблюстителямъ, представлявшимъ ихъ лица на соборѣ, и которые потомъ могли и даже обязаны были повѣрить дѣйствія своихъ представителей на соборѣ. 3) Хомяковъ говоритъ, что Церковь „никого изъ своихъ членовъ не лишаетъ высокаго права поучать слову Божію 2)”. Т. е. онъ хочетъ сказать, что и мірянинъ можетъ пользоваться правомъ учительства въ Церкви. Шестаго вселенскаго собора правило 64 говоритъ не то: не подобаетъ мірянину предъ народомъ произносити слово или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному отъ Господа чину (τάξιν), — отверзати ухо пріявшимъ благодать учительскаго слова и отъ нихъ поучатися Божественному.

Излагая основанія сей заповѣди, соборъ продолжаетъ: ибо въ единой Церкви разные члены сотворилъ Богъ, по слову Апостола (1 Кор. 12, 25), которое изъясняя Григорій Богословъ ясно показываетъ находящійся въ нихъ чинъ, глаголя: сей, братіе, чинъ почтимъ, сей сохранимъ. Сей да будетъ ухомъ, а тотъ языкомъ; сей рукой, а другій инымъ чѣмъ-либо; сей да учитъ, тотъ же учится. И послѣ немногихъ словъ, далѣе глаголетъ: учащійся да будетъ въ повиновеніи, раздающій да раздаетъ съ веселіемъ, служащій да служить съ усердіемъ.


1) Тамже.
2) Тамже.


Да не будемъ всѣ языкомъ, аще всего и ближе сіе, ни вси Апостолами, ни вси пророками, ни вси истолкователями. — Приведши сіе наставленіе соборъ постановилъ мірянина за нарушеніе сего правила подвергать сорокадневному отлученію отъ общенія Церковнаго. Итакъ нельзя сказать, чтобы Церковь признавала за всякимъ изъ своихъ членовъ право учительства.

У Хомякова хорошо раскрывается, что между Церквами не можетъ быть уніи, союза, но должно быть единство 1). Это не политическія тѣла, не государства, но единое тѣло Христово.

Но возстановить такое единство на основаніи одной общей, жизни Церкви до церковнаго раздѣленія IX вѣка невозможно. Мы сами переросли этотъ возрастъ, не остались съ тѣмъ, что намъ было извѣстно по IX столѣтіе (ученіе о благодати и о таинствахъ, о Писаніи и преданіи). Старо-католики еще болѣе. Имъ отъ всего, начиная съ XI вѣка, отказаться невозможно.

Вмѣняютъ Хомякову въ заслугу, что въ своихъ сочиненіяхъ онъ первый обличилъ церковь католическую въ раціонализмѣ, какъ и протестантство. Но не есть-ли это самое древнее объясненіе происхожденія всѣхъ раздѣленій и ересей отъ разума? Разумъ кичитъ, любы созидаетъ.


1) Тамже.


Рубрики:  Православіе
Традиціонное написаніе

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку