"Далекие и близкие" Владимира Ермоленко |
С письмом Владимира Ермоленко я познакомилась несколько лет назад, прочитала тогда его роман "Ловец океана: история Одиссея". Сделала даже литературную встречу у Маяка на Пруте за этим текстом, так он меня зацепил, но обсудить его не удалось, потому что уже тогда наметилась тенденция, что больше приходят слушать, чем говорить. Хотя по-своему было интересно рассказать о Одиссея как образ в целом. Сейчас, если я пригадуватиму этот роман, останется не так сюжет или четкие персонажи, больше внутренних впечатлений, те ощущения и мысли, которые возникали непосредственно во время чтения. Это для меня признак хорошего текста, когда ты его переживаешь, пережевываешь и передумуєш. Часто современные тексты, не смотря на очень хорошую форму, содержательность, проходят мимо. Историю Одиссея в интерпретации Ермоленко я помню до сих пор. Особенно ее античную эротичность. Тогда я не могла обозначить это таким словом, но сейчас понимаю, что именно так и надо о ней говорить. Настоящую глубокую и символичную эротичность в произведениях современных писателей следует искать тщательно.
Но и следует не очень отклоняться от темы. "Далекие и близкие".
Этот сборник эссе автора о художников, философов прошлого написана как попытка приблизиться и приблизить к фигур гениев, или не очень, попытки разорвать "ореол удаленности", недоступности вокруг них. В.Ермоленко прибегает к достаточно дерзкого шага: он анализирует творчество авторов или жизни известных личностей через ключевой "эйдос" — ту ведущую, управляющую идею жизни, которая двигала ими, заставляла обращаться или отворачиваться от мира. Почему дерзкий шаг? Как на меня, не так легко, даже прочитав все книги автора или об авторе, определить ключевую идею, которая была его движущей силой. Но ракурс завораживает: попытка описать жизнь и творчество через ключевую идею сочетает исторический контекст, философская основа и факты из жизнеописания очень органично в одну противоречивую мировоззренческую систему – "живую" мировоззренческую систему. Таким образом действительно достигается близость. Пусть порой она и иллюзорна.
Я кратко остановлюсь лишь на одном эссе о фигура немецкого писателя, композитора и "просто" романтического гения – Эрнеста Теодора Амадея Гофмана – "Гофман, или Магнетизер". Я читала и знала о Гофмана как достаточно интересную фигуру, знала конечно о романтическую философию его творчества, читала несколько его текстов. Но действительно не заглиблювалась ни в биографические факты, ни в ключевые идеи его романтизма. Есть за мной такой недостаток – не вдаваться в жизненные подробности автора, почти не интересоваться автором. Есть только текст и я. С годами мне все больше такая позиция перестает нравиться, не хватает контекста, оживления не только произведения в моем сознании, но и самого автора, не хватает усложнение процесса чтения. Думаю, что с произведениями Гофмана у меня теперь будут более интересные отношения, потому что благодаря эссе он предстал в воображении не только чиновником - юристом, разрывался между вымыслом и действительностью (хотя такое конечно было – "Эрнст никогда в жизни не совершит бунта. Он всегда будет двигаться по течению".) Точнее, до этого впечатление добавляется то, что течение для Гофмана была понятием более широким: Великий магнетизер бытия, страх перед "враждебной силой", галлюцинации, попытки распутать тайны человека, но и очарованность ими. Не Е.По стал предтечей детектива, а именно Гофман (что точно стало для меня открытием): "И детектив, и магнетизер являются профессионалами в борьбе с тайнами, мастерами вырывание секретов из темноты." Магнетизер – харизматичный персонаж произведений Гофмана, тот, кто видит внутреннее и способен влиять на душу, а не только на тело. Магнетизер – представитель другого измерения. Хотя возникает такое ощущение, что образы и произведения Гофмана и является его подлинным бытием и измерением, как раз следованием по течению трансцендетного, в то же время реальная жизнь – это борьба со своим телом, безумием, юриспрунденцією, алкоголем и (тут можно продолжать). Эрнст Теодор Амадей Гофман сегодня стал для меня немного ближе: кажется, что какой-то магнетизер взял идею, пожонглировав ею, поставил ее в мое сознание и приблизил этого автора до меня. Или может я перечиталась?
Впереди у меня еще несколько эссе и карантин, чтобы их почитать.
И жизни, чтобы научиться приближаться к другим. Это вдохновляет.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |