-Метки

17 век 18 век 19 век Зодиак акссесуары аспекты астрологический прогноз астрология биография брак быт возрождение город гороскоп графика дети детство достопримечательности древний рим европа жанровая живопись женская красота женская мода женская одежда женские штучки женский костюм женский образ женщина женщины живопись зарубежная литература зарубежная проза зарубежные писатели знаки зодиака интересно искусство история история моды картины кино книга книги костюм красота кулинария лирика литература луна любовь магия мода натальные посулы нравы обувь одежда отзыв отношения оформление дневника памятники пейзаж планета планеты портрет портреты предсказание природа проза прошлое психология путешествие рамочки ренессанс ретро ретро-фото ритуал роман россия семья сказка скульптура современная проза солнце средние века стиль стихи страна тематическая подборка традиции факты фильм фотографии фотография франция хирон художник художники цитаты эзотерика эпоха юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fox-cub77

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2120


Тайные знаки натюрмортов

Четверг, 08 Августа 2013 г. 19:29 + в цитатник
Цитата сообщения Ванда Тайные знаки натюрмортов

Любуясь красочными натюрмортами, мы подчас не подозреваем о тайных знаках, которые скрыты на этих полотнах (особенно написанных в средние века). Что же это за знаки?
Ambrosius Bosschaert the Elder " Натюрморт с цветами". 1614 год.



1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
2. стрекоза в средние века считалась одной из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.
Безусловно, помимо напоминания нам о бренности и быстротечности жизни, многообразие цветов на натюрмортах представляло и чисто ботанический интерес.
Jacob van Walscapelle "Натюрморт с цветами и насекомыми"


1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак - цветок сна и смерти; гиацинт - знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой - символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.
2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка - это символ воскресения.
3. муха, ползающая по одному из цветов, - символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке - символу добра и эмблеме спасения и воскресения.
4. на вазе изображены два водных божества: справа - Тритон и слева - речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни.
Abraham Mignon "Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой", 1670-1675 года.
Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, - это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне - символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.
Abraham Mignon "Натюрморт". 1665 год.


1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых - мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.
2. мышь (слева внизу) - символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни.
3. колосья пшеницы и гроздья винограда - известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа.
4. щегол - символ страстей Господних и символ человеческой души.
5. гнездо в ветвях - отражение библейского текста: " И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих" (Псалмы).
В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное "Vanitas" - "Суета сует", кстати полотна многих живописцев так и назывались "Суета сует".
Мария ван Остервейк "Суета сует". 1668 год.


1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.
2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.
3. мухи - злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра.
4. песочные часы - ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир.
5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: "Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить". И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.
Многие натюрморты, как я уже сказала, несут в себе символы Христа, Святого причастия (евхаристические), символы Воскресения.
Ян Давидс де Хем. "Натюрморт с фруктами и лангустом". 1648-49 года.


1. гроздья винограда - символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.
2. пустая раковина - символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение.
3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.
Многообразие натюрмортов не ограничивается только цветочными композициями и "Vanitas", поэтому полюбуемся дальше на тайные знаки, спрятанные в обычных - на первый взгляд - предметах.
Andries Benedetti "Натюрморт с фруктами, лангустом, устрицами, охотничьими трофеями, музыкальными предметами и обезьянкой", 1646 год.


1. обезьянка, выглядывающая из-за занавески (в левом верхнем углу), должна напоминать нам о дьяволе (о зле). Обезьянка почти на всех средневековых полотнах символизирует зло, ересь, дьявола.
2. часы (лежат слева на столе около кубка) - символ эфемерности и быстротечности всего того, что составляет роскошь этого стола.
3. лангуст - воскресение и оно подчёркивается кистями винограда (несущими евхаристический смысл).
4. музыкальные инструменты ещё более усиливают религиозное послание, заключённое в композиции. Блаженный Августин в сочинении "De Musica" ("О музыке") утверждает, что музыкальные тональности, различимые нашим слухом, происходят от Бога - "основателя всего сущего".
5. в целом, картина содержит предостережение: человек не должен позволять соблазнить себя роскошью и богатством (т.е. столом, ломящимся от яств), а должен всегда помнить слова и подвиг Христа, который умер (виноград - евхаристический символ) и воскрес (лангуст - символ воскресения), чтобы спасти род человеческий.

Juan Sanchez Cotan "Натюрморт с зеленью, фруктами и птицами", около 1602 года.


1. драгоценная дичь была в средние века привилегированной едой высших классов и синонимом экономического благосостояния. На картине дичь противопоставлена простоте даров земли: зелени, овощам и фруктам. Такое противопоставление должно напоминать нам о бесполезности роскоши и ненадёжности человеческого существования.
2. подобное последовательное расположение растительных и животных продуктов следует отнести к средневековому понятию красоты, как о том говорится в Книге премудростей Соломона (11:21): "Но Ты всё расположил мерою, числом и весом".
Флорис ван Дейк "Накрытый стол с сыром и фруктами", около 1615 года.


1. стакан вина - символ крови Христа, напоминание о Тайной вечери.
2. кисти винограда - евхаристический смысл.
3. яблоко должно напоминать нам о первородном грехе человека.
4. хлеб - символ тела Христа (евхаристический смысл).
5. сыр (по протестантской религии) был пищей, разрешённой во время поста.
6. орех, согласно Блаженному Августину, - это образ Христа. Согласно этой интерпретации, кожура ореха - плоть, скорлупа древесной породы - символ креста, а ядро намекает нам на божественную природу Христа.


В современной живописи нет такого скопления иносказаний и намёков. Но тем не менее художники вкладывают в свои картины послания, которые понятны посвященным. Например на картине современной латвийской художницы Елены Корджевой "Сирень для молодой мамы" изображены пышные ветки сирени. А на столике лежит детская соска. Явный намёк на прибавлении в семействе. А розовый цвет соски говорит, что у молодой мамы родилась девочка.
Живопись Латвии http://talumala.com/ru/magazin/kartiny

 

источник

Серия сообщений "История живописи":
Часть 1 - ДЖОКОНДА.Улыбка Джоконды
Часть 2 - Всемирная история живописи (1 и 2 серия)
...
Часть 14 - ОДИН ИЗ ИЗВЕСТНЕЙШИХ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ XX ВЕКA
Часть 15 - История картины ВДОВУШКА П.А.Федотова
Часть 16 - Тайные знаки натюрмортов
Часть 17 - Дадд Ричард .«Гений и злодейство – две вещи несовместные». Так ли это?
Часть 18 - ПРЕКРАСНЫЕ РУКИ БОГИНИ
Часть 19 - Художник Шульженко: с любовью к России

Серия сообщений "Путешествие в картину":
Часть 1 - Тайные знаки натюрмортов
Часть 2 - Сидония фон Борк - история картины
Часть 3 - ВЕРМЕР (ВЕРМЕЕР), ЯН "Женщина с весами"
Часть 4 - ВЕРМЕР (ВЕРМЕЕР), ЯН "Дама в голубом"
Часть 5 - Иван Крамской. Неутешное горе.

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку