-Метки

17 век 18 век 19 век Зодиак акссесуары аспекты астрологический прогноз астрология биография брак быт возрождение город гороскоп графика дети детство достопримечательности древний рим европа жанровая живопись женская красота женская мода женская одежда женские штучки женский костюм женский образ женщина женщины живопись зарубежная литература зарубежная проза зарубежные писатели знаки зодиака интересно искусство история история моды картины кино книга книги костюм красота кулинария лирика литература луна любовь магия мода натальные посулы нравы обувь одежда отзыв отношения оформление дневника памятники пейзаж планета планеты портрет портреты предсказание природа проза прошлое психология путешествие рамочки ренессанс ретро ретро-фото ритуал роман россия семья сказка скульптура современная проза солнце средние века стиль стихи страна тематическая подборка традиции факты фильм фотографии фотография франция хирон художник художники цитаты эзотерика эпоха юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fox-cub77

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2120


Тайны Института благородных девиц.

Воскресенье, 14 Июля 2013 г. 14:23 + в цитатник

 

Смолянки. Д.Г. Левицкий

В начале 20 века слово "институтка" служило синонимом для обозначения слабонервного человека. Однако немногие знают, кто такие "парфетки" или "мовешки", какую "дурь" глотали институтки, или, что популярное в гей-сообществе слово "противный" — родилось в среде институток! Как и у любого начинания, была у института благородных девиц своя теневая сторона.

Эти, по выражению Александра Бенуа, "казенные затворницы" делились на "парфеток" или "парфетниц" (от французского слова parfaite — "совершенная") и "мовешек" (mauvaise — "дурная").

Первые, покладистые и безропотные, отличались беспрекословным повиновением правилам и обычаям институтской жизни, наставлениям классных дам. А шалуньи и строптивицы — на институтском арго "мовешки" — всячески нарушали порядок и благонравие учебного заведения.

За нарушением непременно следовало наказание. Окрики и брань и в те времена были типичным метод институтской педагогики. Однако до рукоприкладства, тем паче до розог, дело не доходило. Подобное практиковалось в женских институтах при жене Павла I Марии Феодоровне, о чем почувствуется в романе Елизаветы Кондрашовой "Дети Солнцевых", в котором есть эпизод сечения розгами институтки.

Зато к числу самых распространенных наказаний относилось публичное унижение юного существа. С нарушительницы снимали передник или заменяли его особым — тиковым. Надевали "постыдный капот", переводили за черный стол в столовой, за которым обедали стоя.

Могли запросто оставить неподвижно стоять посреди столовой в течение время обеда. Кстати, очень жестокое наказание, учитывая (кроме страданий от публичного позора) то, что институтки постоянно недоедали и сильно мерзли. Температура в классах, в спальнях и столовых не превышала 16-и (!) градусов.

Преподаватели Смольного института.

Единственным видом физических упражнений в женских институтах долгое время были танцы, которые императрица Мария Феодоровна считала средством "от всех господствующих болезней".

В серии "Россия в мемуарах" недавно была издана книга, в которую входят воспоминания пяти институток конца XIX — начала XX века: Г. И. Ржевской, А. В. Стерлиговой, А. Н. Энгельгардт, Е. Н. Водовозовой и Т. Г. Морозовой. Из них можно узнать какими вечно голодными были институтки.

 Смольный институт. На досуге .Фото 1889 г.

Дополнительным источником питания для них служили гостинцы от родственников или лакомства, которые покупались при помощи обслуживающего персонала в обход правил закрытого учебного заведения. Наиболее терпеливые вынужденно голодали, другие превращались в попрошаек — "кусочниц". "Кусочками" сами институтки называли гостинцы и лакомства.

Смолянки в столовой .Выпускной альбом института 1889 года.

Инциденты между воспитанницами случались даже из-за нижней корки хлеба, которую на арго называли "закорявочкой". Малым был не только рацион, но и его качество. Порой доходило до открытого бунта (как это случилось в Патриотическом институте) и государь император Николай Павлович самолично приезжал его усмирять.

По этой причине воспитанницы жевали всякую дрянь: печатную бумагу, глину, мел (его толкли и нюхали как табак), уголь и грифель. Лакомки крали его у неевших или отламывали углы своих грифельных досок.

Иногда этот странный обычай связывали с институтской модой на "интересную бледность". Между тем, небезобидная привычка приводила не только к отравлению организма, но и к летальному исходу: одна из институток задохнулась, когда жевала грифель.

Воспитанницы Смольного института на прогулке.

Хрупкие и малокровные, с осиной талией барышни приводили в восхищение людей 1840-х годов. (Вспомните, как в наше время девочки-подростки подражают худосочным моделям с вечными синяками под глазами).

Но уже спустя два десятилетия, в 1860-х годах, русские люди видели в этих "эфирных созданиях", как писал прозаик Николай Помяловский, лишь "бледненьких, тоненьких, дохленьких барышень, с синими жилками на лбу, с прозрачной матовой кожей на лице".

Среди институток, в которых восторженные романтики, как беллетрист Бестужев-Марлинский, видели образцы "высокой простоты и детской откровенности" и противопоставляли их лицемерию светского общества, в ходу были такие казарменные пороки, как "дедовщина", не говоря уже о биче всех закрытых заведений — однополой любви.

Смольный институт. Приём - экзамен на знание хороших манер .Выпускной альбом института 1889 года.

Смольный институт.В швейной мастерской.Выпускной альбом института 1889 года.

Смольный институт. Девочки на занятиях .

Весьма популярен в этой среде был арго и жаргонные словечки типа "кофушки" ("кофульки") — воспитанницы младших классов, или "синявки" — классные дамы, получившие прозвище за цвет своих платьев, а некоторые институтки и вовсе изъяснялись на языке Людоедки Эллочки.

К примеру, героиня комедии Алексея Капниста "Обращенный мизантроп, или Лебедянская ярмонка" (1794) выражалась "ни по-русски, ни по-французски", обходясь практически одними восклицаниями, междометиями и употребляя бессмысленные, но очень эмоциональные гиперболы, например "префатальной".

Как отмечают филологи, бытовая речь институток во многом идет от детского языка. Все эти уменьшительные "душечки", "амишки", "милочки" и тому подобные использовались для обращения в узком кругу, среди своих. Отсюда происходили и оксюморонные "бранные" выражения: "душечка поганая" или "бессовестная душечка".

Хор воспитанниц Смольного института.

Несмотря на определенный демократизм, в закрытых женских заведениях бытовала иерархия. Зачастую она была обусловлена социальным статусом или умственными способностями воспитанниц, но основной, конечно, являлась иерархия по красоте, которая определяла не только место институтки среди других девушек, но и их отношение к ней.

Дружба с красоткой зачастую переходила в сервильные отношения. Дурнушка прислуживала красавице, обувала ее, причесывала. Фанатки, или, как их тогда именовали — "адоратрисы" ("обожательницы") — выкалывали булавкой или вырезали ножичком на своей руке инициалы "божества" или ее вензель, выпивали бутылку уксуса или съедали кусок мыла, ночью пробирались тайком в церковь, чтобы там молиться за своего кумира.

Обожать можно было только тех, кто стоял выше на социальной лестнице. Младшие воспитанницы должны были "обожать" старших, институтского священника, классных дам, учителей. Особо почитались царствующие особы. Институтки собирали и хранили остатки со стола, за которым обедал государь, выкрадывали платок, который разрезали на мелкие кусочки и распределялся между воспитанниками, носившими эти "талисманы" у себя на груди.

Смольный институт. Помывочная.Фото 1889 г.

Смольный институт. Медицинский осмотр .Выпускной альбом института 1889 года.

Тысячи русских девушек вышли из институтов благородных девиц, закрытых большевиками весной 1918 года. Одни по окончании уходили в монастырь, другие становились шантанными певичками.

Были среди них революционерки-"бомбистки" и агенты охранки. Первая русская летчица Лидия Зверева (урожденная Лебедева) тоже была институткой. Однако большинство из них стали матерями и учительницами, воспитывавшими своих и чужих детей по тем же принципам, по которым когда-то воспитывали их.

Источник

http://www.oneoflady.com/2012/02/blog-post_1451.html

Серия сообщений "Эпоха и нравы.":
Часть 1 - Древнегреческие гетеры.
Часть 2 - Древнегреческая свадьба.
...
Часть 42 - Русская женщина XVIII века: Отрочество.
Часть 43 - Женщина XVIII века: Совершеннолетие.
Часть 44 - Тайны Института благородных девиц.
Часть 45 - Светские развлечения.
Часть 46 - Светские развлечения. Часть 2
...
Часть 54 - Викторианская эпоха: нормы морали
Часть 55 - Мойтесь, купайтесь, ныряйте! (История купаний и купальников)
Часть 56 - Наши предки спали не так, как мы

Серия сообщений "Женские типы и профессии":
Часть 1 - Древнегреческие гетеры.
Часть 2 - Средневековые монахини.
...
Часть 9 - Знаменитые женщины воительницы
Часть 10 - Смольный институт благородных девиц
Часть 11 - Тайны Института благородных девиц.
Часть 12 - Типы русских барышень 18-19 вв
Часть 13 - Субретки, гризетки и записные кокетки.

Метки:  

Процитировано 3 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 13 Марта 2020 г. 05:55 (ссылка)
Очень интересно.
Спасибо большое.

БУДДА
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку