Никто точно не знает, где и когда женщины впервые стали носить обувь на высоком каблуке. Но то, что каблук оставил заметный след в истории - несомненно!
Многие историки моды считают, что истоки пристрастия слабого пола к высоким каблукам следует искать еще в каменном веке. Мол, уже тогда мужчины предпочитали выбирать себе в спутницы жизни наиболее длинноногих представительниц гомо сапиенс. Объяснялось это самым обычным прагматизмом: женщина не должна была во время загона животных отставать от мужчины-охотника!.. И только тысячелетия спустя этот прагматизм закрепился в виде привычной нам сейчас эстетической нормы: красивая женщина - длинноногая. С давних пор желание женщины стать красивой было равнозначно желанию встать на каблуки. Кроме того, при ходьбе на высоких каблуках приходится постоянно балансировать, что приводит к покачиванию бедер из стороны в сторону. Такая походка сводит с ума не только поклонников высокой моды, но и рядовых ценителей женской красоты. И еще – чем выше каблук, тем короче шаги, что придает походке больше женственности.
Но во времена древности каблук еще не имел никакой декоративной функции, преследуя чисто практические цели.Например, в Древнем Египте прообраз каблука носился египетскими землепашцами, чтобы нога не погружалась глубоко в рыхлую землю.
Первое упоминание об обуви на «подставке» - прообразе современной платформы и высокого каблука - можно отыскать и в Древней Греции, где подобная обувь использовалась актерами театра для зрительного увеличения роста.
Следующий предок каблука был замечен в 12 веке у мужчин-всадников, которые опять же носили его из сугубо практических побуждений. Его приколачивали к подошве обуви, чтобы во время скачки нога всадника надежно фиксировалась в стременах. Есть версия, что первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви.
Использование платформы было также распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику бинтования ног у женщин, которое останавливало рост их стоп. Уменьшение размеров стопы лишало представительниц слабого пола быстрого уверенного шага, поэтому они не могли далеко уйти без посторонней помощи, что препятствовало, как считали тогда, падению нравов. Платформа, благодаря отсутствию пластичности и созданию больших неудобств при ходьбе, столь же успешно затрудняла походку.
В XV-XVI веках обувь на каблуке заняла достойное положение, созвучное с общими культурными тенденциями: для Ренессанса вообще характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью (отсюда и стремящаяся вверх готическая архитектура того времени). В этот период большое распространение получили туфли - чопины, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких '•сандалий» была умопомрачительной - от 14 до 60 сантиметров. Остается только удивляться, как благородные дамы могли сохранять равновесие на подобных ходулях. Хотя, конечно, такая мода играла на руку их спутникам, у которых был шанс в буквальном смысле ни на шаг не отпускать от себя подругу.
Приверженность к "самовозвышению» дала повод путешественнику Джону Эвелину охарактеризовать женщин той поры в своем дневнике как дам «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Хотя ради справедливости стоит заметить, что столь экстравагантная мода коснулась не только женщин; мужчины также охотно приобретали для себя чопины, хотя высота их платформ была значительно меньше.
В XVII веке, в эпоху барокко родился образ современного каблука. Однако на первых порах это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Стремление к обилию декорационных материалов в одежде привело к истончению подошвы и к усилению акцента на декоративной функции каблука, который тогда и приобрел привычную для нас форму.
Создателем современного женского каблука следует считать супругу герцога Орлеанского (впоследствии короля Франции Генриха II) - обворожительную Екатерину Медичи. Как-то она обратила внимание на обувь своего мужа. Герцог имел несколько пар туфель с достаточно заметными каблуками – получившийся паз между каблуком и подошвой был сделан для стремени. Это делало туфли на каблуках великолепной обувью для верховых прогулок. Поразмыслив, низкорослая Екатерина, испытывавшая рядом со статным мужем некоторый комплекс неполноценности, приказала в 1533 году знакомому башмачнику сделать ей туфельки, похожие на кавалерийскую обувь мужа. Но поизящнее и с более высоким каблуком. Однако тогда эта новинка женской моды осталась практически незамеченной.
В конце XVII - начале XVIII века, когда юбки дам стали гораздо короче, пришло время снова вспомнить о каблуке. Теперь дамы могли прилюдно покрасоваться своей обувью, не боясь обвинения в безнравственности. Грубые башмаки на толстых низких каблуках сразу же сменились изящными легкими туфельками из бархата, шелка и парчи. И, разумеется, эти туфельки были на высоких каблуках!
В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям. Естественно, самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий, имел яркий рант, к которому крепился мягкий верх туфель.
До появления каблуков не было разницы между ботинком на правую и левую ноги - колодки делали одинаковыми. И именно благодаря каблукам, которые требовали устойчивости, обувь стали делать на разные ноги.
Легендарная фаворитка французского короля Людовика XV маркиза де Помпадур, будучи, как и герцогиня Медичи, женщиной отнюдь не высокого роста, испытывала к высоким каблукам самые теплые чувства. А чего хочет женщина, того, как известно, хочет Бог. Тем более, если эта женщина - фаворитка повелителя третьей части Европы!..
В XVIII веке каблуки становятся исключительно женским. И в моде опять же высокий каблук - 10-12 см. Меняется его форма и толщина, его обтягивают бархатом и инкрустируют драгоценными камнями. Обувь становится произведением искусства. Относительно высоты каблуков, то известный любимчик женщин Казанова говорил, что придворные дамы "как изогнутые кенгуру передвигаются по комнате вприпрыжку, рискуя потерять равновесие и сломать себе шею".
Французская революция 1789 года лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают балетные тапочки. Европу охватила идея упрощения образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась, и в дамский гардероб вернулись и «талия в корсете», и громоздкие кринолины. А вот каблуки остались в изгнании. И пребывали там вплоть до того момента, как в 1814 году русская армия вошла в Париж, тем самым положив начало не только реставрации власти Бурбонов, но и возвращению высокого дамского каблука. Ведь, несмотря на наполеоновские войны, Франция продолжала оставаться законодательницей мод! Так, благодаря победоносным русским штыкам, с 1814 года высокий каблук окончательно и бесповоротно вошел в женский арсенал.
Каблук-шпилька появился в 50-х годах XX века Истосковавшейся по красоте послевоенной Европе туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. И очень скоро практически все звезды кино щеголяли в них, подавая пример остальным женщинам планеты.
На пальму первенства этого модного изобретения претендует аж три персоны.
Роже Вивьер (Roger Vivier) — первый претендент на звание «отца шпильки». В 1953 году этот знаменитый обувной кутюрье создал эксклюзивные босоножки для церемонии коронации Елизаветы II. Королевская модель была поставлена на тонкий и очень высокий каблук — ту самую первую шпильку.
Раймонд Массаро (Raymond Massaro) - в 1960 году маэстро изготовил туфли для выступления Марлен Дитрих, которые были покрыты стразами и обладали очень высокой шпилькой.
Да, фактически Раймонд проиграл Вивьер 3 года, но, судя по его словам, модель он придумал задолго до появления босоножек от Роже.
Сальваторе Феррагамо (Salvatore Ferragamo) - любимый сапожник знаменитостей тоже попал в наш список, благодаря своей 10-сантиметровой деревянной (!) шпильке, которую он активно использовал в моделях своей обуви начиная с 1953 года.
"Я никогда их не надену, они ужасны!"
Так в 1936 г.ответила одна барышня на предложение сапожника - итальянца Сальваторе Феррагамо - померить босоножки на танкетке. Придумал их мастер случайно - из-за недостатка высококачественной стали, из которой изготовляли супинаторы. Чтобы не ремонтировать постоянно туфли Фррегамо решил заполнить пространство между пяткой и носочные частью пробковым деревом. И несмотря на такую реакцию первого клиентки мастера, танкетка стала сенсацией, мода на нее обошла весь мир. Ведь создавая эффект высоких каблуков, танкетку значительно удобнее носить.
В 1680 г известная артистка тех лет Элизабет Хойзлер заказала туфли с 16-сантиметровыми каблуками. Понятно, что в них она не могла ходить, поэтому только лежала на кушетке на сцене.
Слово «каблук» заимствовано от тюркского «kabluk», которое, в свою очередь, происходит от арабского «kab», что означает «пята, пятка». В русском языке это слово встречается в письменных источниках в 1509 году. В 60-70-х годах XX века появилось выражение "подкаблучник", ‘тот, кто находится в подчинении у жены’ что являлось приметой общественных изменений: все более возраставшей значимости женщины в жизни общества, окончательное утверждение ее равноправия с мужчинами, которые «сдали» многие общественные, профессиональные и семейные позиции (женщина осваивает чисто мужские профессии, нередко становится основным кормильцем семьи)
Безусловно, подобный тип мужчин существовал и прежде, но только с установлением гендерного равноправия он мог получить словесное выражение. Таким образом, высокий каблук еще раз стал символом женской победы!
Звезды мирового уровня никогда не надевают одну и ту же обувь на свои выступления. Расточительная роскошь связана не только с поддержанием имиджа, но и имеет практическую направленность: сценический костюм – визитная карточка артиста, а обувь не просто яркий аксессуар, а ведущий тренд в создании стиля. Именно под цвет и фасон обуви подбираются остальные аксессуары. Мировые знаменитости для выхода в свет и даже на городские прогулки надевают только обувь на высоком каблуке.
Многочисленные фотографии модных обувных коллекций Дженни Джексон, Леди Гага, Лейк Белл, Бейонс, Беки Ньютон, Диты фон Тиз, Евы Мендес, Аллы Пугачевой, Софии Ротару и других мировых звезд поражают многообразием форм и причудливостью дизайнерских решений.
Сейчас высокий каблук - это не просто аксессуар, это настроение или даже философия женщины. Считается, что красивая походка на каблуках - это целая наука, которую способна освоить не каждая красавица. Кроме того, высоту и форму каблука связывают и с характером женщины. Говорят, высокие тонкие каблуки носят уверенные в себе, женственны, требовательные дамы. Что ж, какая правда в этом таки есть.
|