-Метки

17 век 18 век 19 век Зодиак акссесуары аспекты астрологический прогноз астрология биография брак быт возрождение город гороскоп графика дети детство достопримечательности древний рим европа жанровая живопись женская красота женская мода женская одежда женские штучки женский костюм женский образ женщина женщины живопись зарубежная литература зарубежная проза зарубежные писатели знаки зодиака интересно искусство история история моды картины кино книга книги костюм красота кулинария лирика литература луна любовь магия мода натальные посулы нравы обувь одежда отзыв отношения оформление дневника памятники пейзаж планета планеты портрет портреты предсказание природа проза прошлое психология путешествие рамочки ренессанс ретро ретро-фото ритуал роман россия семья сказка скульптура современная проза солнце средние века стиль стихи страна тематическая подборка традиции факты фильм фотографии фотография франция хирон художник художники цитаты эзотерика эпоха юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fox-cub77

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2120


Косметические мушки в истории.

Суббота, 19 Мая 2012 г. 06:30 + в цитатник

Европейскую даму 17-18 века трудно представить себе без мушек. Всегда, говоря о временах «красных каблуков и величавых париков», мы вспоминаем и об этом маленьком аксессуаре. Без мушек дама «галантной эпохи» ощущала себя неодетой.

По происхождению мушка – это древневосточная имитация родинки, которую арабы и персы считали украшением лица. В давние времена на Востоке считалось, что у красивой женщины на лице непременно должна быть хоть одна родинка. Мушки там делали из ароматических веществ и растертых драгоценностей.

Если природа обошла женщину родинкой, ее можно было изготовить из индиго, смешанного с растертыми в порошок драгоценными камнями, с добавлением ароматической смеси. И уж тогда можно было вознаградить себя за «несправедливость судьбы»
Когда европейскую моду захватили восточные влияния, мушки стали предметом вожделения. На лица наклеивали миниатюрные кружочки, звездочки, замысловатые фигуры ( вроде запряженной кареты), изготовлявшиеся из черной тафты; иногда мушки изображали какие-то интригующие сцены. Время от времени мушки отклеивались: на этот случай у каждой дамы была с собой изящная коробочка с запасом мушек.

В середине XVII века, когда Европу охватила настоящая «эпидемия мушек», уже не довольствовались небольшими черными пятнышками из тафты. Мушки стали делать из бархата, причем иногда такой величины, что под ними можно было бы скрыть настоящую рану. Чтобы сделать эти огромные пластыри по возможности пикантнее, некоторые дамы украшали их драгоценными камнями.

По авторитетному свидетельству Вольтера (из книги «Век Людовика 14-го»), мушками не гнушались и многие щеголи. Боевой командир мог без зазрения совести подводить себе брови, накручивать на ночь волосы на бумажные папильотки и наклеивать на лицо мушки. И мужчины, и женщины наносили на свои лица целые слои белил, пудры и румян, подводили глаза, пользовались яркими губными помадами. Мушка оживляла эти странные лица-маски.
Считалось, однако, дурным тоном залеплять своё лицо до состояния неузнаваемости — такое безобразие было «приличествующим» только в среде куртизанок.
В разгар одержимости мушками, примерно в середине 17-го века, без тени юмора ожесточенно обсуждался вопрос: прилично ли наклеивать на лицо больше трех мушек сразу? Видимо те, кто клеили по 18 мушек (что было не редкостью) в спорах не участвовали.
 Чтобы как-то регламентировать употребление искусственных родинок и учесть все оттенки их значений, был даже издан специальный «Реестр о цветах и о мушках».
Считается, что своим появлением мушка обязана британской герцогине Ньюкасл,  кожа которой оставляла желать лучшего. Герцогиня изобретательно обыграла свои недостатки при помощи круглых кусочков чёрной тафты, которые на её лице стали играть роль «искусственных родинок».

С их помощью удалось не только «победить» неровности кожи, но и оттенить белизну лица. В Англии этот чёрный кружочек стали называть «пятнышко красоты» (beauty spot), а ещё — заплаточка (patch) или крапинка (speckle). Во Франции, куда мода на мушки проникла очень быстро, их стали именовать moucheron или mouche (муха). Именно калька этого галлицизма прижилась потом и в России.
Помимо чисто коррекционной функции, мушка имела огромное значение для придворной красавицы: с помощью этого незначительного кусочка материала можно было даже изменить выражение лица! Приклеенная возле уголка рта, мушка делала лицо как бы …улыбающимся (тогда не приветствовалось всё естественное, настоящее: было правильнее не быть, но казаться).
Но самым излюбленным местом для мушки был вырез декольте или верхняя часть груди.
Стоило наклеить мушку на нужное место, как взоры окружающих сразу обращались именно туда.
Эпоха рококо смягчила и уменьшила эти смешные мушки, они стали меньше и изящнее. Мушка стала просто изображать пикантную родинку. Светские дамы носили при себе особые нарядные шкатулочки с откидной крышкой, типа пудрениц и табакерок – мушечницы. В них хранились маленькие кружочки, вырезанные из бархата или шелка.

В XVIII веке мушки на лице характеризовали даму как светскую. Дени Дидро, подчеркивая перемену в поведении одной из своих литературных героинь, говорит, что «она пренебрегла молвой, нарумянилась, посадила мушки на щеки и пустилась в широкий свет, где у нее были похождения».

Конечно, очень часто мушки выполняли маскировочную функцию: с их помощью скрывали следы от оспы, некрасивые родинки и прыщи. Они также превосходно оттеняли белизну кожи. И все же главным предназначением искусственных родинок было формировать особый язык символов — количество и расположение мушек могло рассказать об их обладательнице все. Так мушка, помещенная на лбу, свидетельствовала о том, что дама неприступна, а мушка над верхней губой или у виска, напротив, намекала на некоторое легкомыслие наклеившей ее особы. Искусственная родинка под носом говорила кому-то «прощай», а та, что была помещена на щеке, означала долгожданное «да».
Существовал даже настоящий мушечный бизнес: рекламное издание XVIII века «Полезная книга парижских адресов» сообщала, что на улице Сен-Дени работает мастерская «Мушечные жемчужины». В ней можно не только приобести готовый товар, но и трафареты для самостоятельного творчества в этой области. Рекомендации профессионалов гласили, что для изготовления качественной мушки нужна непременно новая тафта (или бархат) и специальный клей.

Формы мушек варьировались в зависимости от капризов моды. Это могли быть полумесяцы, треугольники, звёздочки и даже силуэты различных предметов. Так, известны мушки-кареты и мушки-кораблики.
XVII, а в особенности, XVIII век, можно также назвать «эпохой флирта». Любовь, сведённая к непрерывному и, порой, опасному кокетству была основой взаимоотношений праздных аристократов. Хорошо воспитанная дама должна была уметь флиртовать сразу с несколькими кавалерами, не выходя за рамки
Когда авторы пишут о «галантном веке», как об эпохе разврата и половой распущенности, то оказываются неправы — был в моде именно флирт, недомолвки, полутона и не приводящее ни к каким «ужасным последствиям» кокетство.
"Язык мушек» — явное тому подтверждение. Дама не могла выразить кавалеру свою приязнь или, напротив, отказать во взаимности. Для этого она прибегала к иносказаниям. Мушки, приклеенные на лице особым образом, могли сказать об их обладательнице больше, чем она сама могла себе позволить.
В зависимости от местоположения на лице мушка означала тот или иной настрой дамы:
• в середине лба - неприступность;
• в уголке рта - "я милостива сегодня";
• под нижней губой - скромность;
• над верхней губой - кокетливость;
• в складочке улыбки - легкомыслие;
• на виске у левого глаза - страстность;
• на виске у правогоглаза - "я склонна вас немного потиранить";
• на подбородке - "люблю, да не вижу";
• на середине щеки - любезность;
• а если чуть выше - "я согласна";
• под носом - "мы должны расстаться".

Каждая дама имела запас мушек и на балу - в зависимости от ситуации - в туалетной комнате могла изменить расположение мушки.
Разные источники содержат различную трактовку положения мушек (вероятно, со временем значения менялись). Историк М. Н. Мерцалова пишет о том, что мушка-полумесяц приглашала для ночного свидания, амурчик означал любовь, а карета — согласие на совместный побег.

Круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или «страстной особой». Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины.
Мужчины тоже иногда пользовались мушками, но, разумеется, реже, чем их жёны, дочери и «дамы сердца».

Мода на мушки не миновала и Россию, куда она пожаловала во времена Екатерины Второй; перед мушками не устояли даже женщины из семей раскольников.
В те времена мушки являлись одной из самых необходимых частей женского "прикида" , без них ни одна дама не решалась показаться в обществе. Каждая удачно посаженная мушка контрастировала с безупречно гладкой кожей и задерживала страстный мужской взгляд, подчеркивая "соблазнительность своего окружения".
После Французской революции мода на мушки сошла на нет. Однако «искусственными родинками» дамы время от времени продолжали пользоваться. В конце XIX – начале XX века, когда в моде была томность и загадочность, многие светские дамы и киноактрисы наклеивали на щеку пикантную родинку.
А в 60-х годах XX века в Европе и США возникла мода, напоминающая мушки: женщины стали приклеивать к шее, лбу, рукам и даже коленкам мелкий бисер, разноцветные монетки, блестки. Смысл был тот же: привлечь внимание к себе и нужной части тела.
К слову заметим, что вновь об искусственных родинках вспомнили благодаря художникам творческого объединения "Мир искусства". На рубеже XIX-XX веков возник непродолжительный интерес к галантному веку, воскресивший мушки как в живописных сюжетах и литературных образах, поэтизирующих галантный фарфоровый век, так и в бытовом поведении художников, поэтов, музыкантов. "Новые мушки" уже не всегда наклеивались, а чаще рисовались гримировальным карандашом в виде крошечных сердец, бабочек, полумесяцев, звезд и солнца.

В настоящее время этот аксессуар используется в кинематографе, в театре и на подиуме — на показах эксклюзивной одежды.

Серия сообщений "Женские штучки":
Часть 1 - Гламурные женские сумочки
Часть 2 - Косметические мушки в истории.
Часть 3 - История губной помады
Часть 4 - О веерах...
...
Часть 20 - Женские "гигиенические тайны" прошлых столетий.
Часть 21 - Предметы из прошлого: блохоловка
Часть 22 - От шпильки до булавки. Часть 1: украшения для волос.

Рубрики:  История моды.
Метки:  

Процитировано 4 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку