Памятники героям народных легенд, сказаний и преданий |
Лачплесис, герой латышского эпоса. Юрмала, сквер у станции Майори
11 Ноября в Латвии отмечается государственный праздник - День Лачплесиса. Лачплесис - латышский народный герой, богатырь латышских народных сказок, олицетворяющий величие народа, его волю к борьбе и героизм. Лачплесис в латышском фольклоре символизирует героизм, отвагу человека, очищающего землю от захватчиков.
Памятник великану Кристапсу с ребенком на плече
Вот что об этом герое рассказывает легенда:
В глубокой древности в Риге, там примерно, где нынче городской канал, в Даугаву впадала речушка Ридзиня. Когда людям надо было переправляться через эту речку, то их на своих плечах переносил Великан, потому что ни моста, ни парома не было. А жил Великан в пещере возле Карловых ворот, вблизи укреплений. Однажды в темную-претемную ночь Великана разбудил громкий зов. Великан поднялся, но в темноте ничего не мог разглядеть. Он засветил фонарь и озарил ночную тьму. На другом берегу Великан увидел нищего мальчика. Мальчик громко плакал и просил перенести его через реку. Великан перешел речку, посадил мальчика на плечо, перенес его в свою пещеру и постелил ему постель. На утро ребенок исчез, а его ложе превратилось в чистое золото, которое Великан хранил в большой бочке. Вскоре Великан умер; на его золото был построен город Рига.
Су анасы ("мать воды"), в мифологии казанских, западносибирских татар, татар-мишарей, кумыков (суванасы), карачаевцев (суу анасы) дух воды. У татар Су анасы - разновидность духов су иясе (су иясе - нередко также другое название Су анасы) представлялась в человеческом облике. У Су анасы есть муж, су бабасы ("водяной дед"), и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она моет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям Су анасы показывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты, волосы гребнем. Считалось, что Су анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У тобольских татар Су анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, злых духов, за ноги затаскивающих людей в воду.
Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.
Скульптором фонтана с героиней из татарской сказки – Су-анасы является Игорь Башмаков.
В Казани повсюду крылатые змеи. Их разинутые пасти и крылья наблюдаются на вывесках, кованных решетках оград, на фасадах и флюгерах домов, на фонтанах. Казань с давних времен называли “змеиным царством”, поскольку символом татарской столицы был крылатый змей или дракон. На гербе, который утвердили при Екатерине II в 1781 году, так и значилось: “Змий черный под короною золотою, Казанскою, крылья красные”.
Когда-то местность, где сейчас стоит Казань, кишела змеями. Чтобы их изничтожить, позвали колдуна, который с помощью ворожбы и огня очистил территорию от ползучих тварей. Однако благодаря наличию крыльев змеиному царю Зиланту удалось спастись. Он улетел на расположенную рядом гору Джилантау (Змеиная гора), откуда еще долго наводил ужас на только что основанное поселение булгар. Побороться со страшным змеем решился храбрый богатырь. И победил, при этом, правда, погибнув сам. С тех пор змей-дракон жителей Казани не беспокоит.
Зилант изображён на гербе и флаге города Казань (Республика Татарстан, Российская Федерация), на гербах ряда городов Республики Татарстан, а также на гербе Каширы (Московская область, Российская Федерация).
В Сибири свои легенды и предания. И великое множество из них посвящены великой сибирской реке Енисею и его притокам .
Фонтан Реки Сибири в Красноярске.
Фонтан состоит из 8 статуй: семь символов малых рек – нимф – во главе с Енисеем-батюшкой.
Джангар в Элисте -богатырь, калмыцкий стражник, защищающий мирных жителей от чудовищ (мангусов)
Памятник установлен главному герою калмыцкого эпоса "Джангар". Песни о Джангаре являются самыми излюбленными и самыми распространенными в устном народном творчестве калмыков. Содержанием песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника и главы Джангара. Страна Бумба, в которой живут герои поэмы, - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и, ничего не деля на "мое" и "твое", славят в напевах сладостное бытие.
Еще одному герою народного эпоса посвящен другой памятник Элисты – «Золотой всадник».
Образ «Золотого всадника» также взят из народного эпоса «Джангар»
Кееда – еще один любимый персонаж калмыцкого эпоса, олицетворяющий собой народную мудрость и справедливость.
Монумент «Кееда» в той же Элисте изображает бородатого старца, сидящего верхом на баране.
Киргизский эпический герой Манас ( по преданию объединивший киргизов) изображен в виде всадника в доспехах и с мечом в руках ( первый памятник находится в Бишкеке, второй - в Москве)
Серия сообщений "Памятники, фонтаны и скульптуры":
Часть 1 - Городские бронзовые жители: Влюбленные парочки.
Часть 2 - Городские бронзовые жители: Памятники людям разных профессий.
...
Часть 17 - Памятники животным: Кошки.
Часть 18 - Памятники животным: Кошки - часть 2
Часть 19 - Памятники героям народных легенд, сказаний и преданий
Часть 20 - "Как много девушек хороших!" - городские уличные скульптуры.
Часть 21 - Женские уличные скульптуры в стиле ню.
...
Часть 25 - Самые откровенные и скандальные скульптуры.
Часть 26 - Ангелы и демоны: мифические и мистические скульптуры на мостах
Часть 27 - Фотографии с памятниками.
Рубрики: | Художественная культура/Скульптура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |