-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ForeveRed

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 5254


Самарский модерн. Особняк Общественного собрания

Суббота, 14 Ноября 2009 г. 21:25 + в цитатник
Цитата сообщения La_belle_epoque Самарский модерн. Особняк Общественного собрания



Цитата поста golema

 

 

Одной из наиболее ярких построек в стиле модерн в Самаре является здание бывшего Общественного собрания служащих казенных и общественных организаций, расположенное на улице Шостаковича, 1/Куйбышева, 167.

В начале ХХ века губернское правление вело переговоры с Альфреда фон Вакано о выкупе у него участка земли. По этому поводу есть запись от апреля 1903 года: «мерою по улице Дворянской 50 и по Театральной площади 30 саженей, которое г. фон Вакано только из любезности уступает под казенные постройки по 40 р. За квадратную сажень, нисколько не нуждаясь в продаже. Купив это место за 60 тысяч рублей, можно построить на нем Губернский дом с канцеляриею и Дом для губернского правления с типографиею по приблизительным расчетам за 225 тысяч рублей». Сделка с фон Вакано состоялась в 1906 году.

 

 

Основанное в 1911 году Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций решило построить на этом месте здание с целью «доставить своим членам и их семейству возможность проводить время с удобством, приятностью и пользой».

В докладе специально созданной комиссии, в свое время оценивающей проект записано следующее: «Архитектура его сравнительно проста и в то же время изящна, а конструкция соответствует всем правилам строительного искусства и требованиям техники». 
Трехфасадное здание в стиле модерн построено по проекту Дмитрия Александровича Вернера. Проект особняка выполнен автором в 1911 году, строительство же завершилось в 1914 году.
После революции здание занимали различные организации: красноармейский клуб имени Карла Либкнехта, Центральный дом крестьянина имени Ленина, Клуб ворошиловских стрелков, Фрунзенский райсовет СОВАВИАХИМа, областной комитет ДОСААФ. С 1975 года в здании располагается военно-исторический музей Приволжско-Уральского военного округа (ПУРВО).



Фасад здания с улицы Куйбышева.

 

Центральное окно имеет замковый камень в виде мужской маски, волосы которой плавно переходят в линии лепного декора окна. В раму с крупными иониками вкомпанован деревянный фронтончик.


 
Над балконом расположен длинный металлический козырек на цепях.

К сожалению, стеклянное покрытие козырька утрачено.
 
В отделке здания использована плитка двух типов: зеленая майолика и «кабанчик».

 

Очень любопытно описан этот дом в двух различных изданиях. В статье о Д.А. Вернере Наталья Басс отмечает, что фасад оформлен глазурованной плиткой двух цветов (желтого и зеленого). У Вагана Гайковича Каркарьяна в книге «Модерн в архитектуре Самары» упоминается плитка терракотового цвета, однако на фотоматериале в этой же книге мы видим, что она действительно желтая, возможно даже разных оттенков.



 

В данный момент мы видим терракотовую, однако, это работа самарских маляров, закрасивших оригинальный цвет «кабанчика», о чем можно судить по подтекам на рустованном первом этаже здания. Насколько законно красить (в данном случае это равносильно изменению внешнего вида), именно красить глазурованную плитку на памятнике архитектуры федерального значения не знаю, но хотелось бы, так как этот метод «реставрации» уже применяется и в отношении других памятников (Новотроицкий торговый корпус, к примеру).


 
 

Первый этаж постройки оформлен рустованным камнем с массивной выступающей парадной входной группой.


 
Над входом в здание расположен открытый балкон.

 

На металлическом ограждении балкона мы видим два лавровых венка. Этот элемент уже свтречался нам в постройках Вернера: особняке Матвеевых и доходном доме Егорова-Андреева.


 
В 1930-х вход в здание выглядел немного иначе.
 
 

Фотография 1918 года, когда в здании располагался красноармейский клуб. В бытность клуба на фасаде здания был барельеф Карла Либкнехта работы самарского скульптора В.П. Акимова. Судя по всему, барельеф располагался над центральным входом.


 

Округлые балконы углового фасада в данный момент закрыты рекламой музей, перечисляющей основные категории хранящихся в нем экспонатов.
Я не могу обойти стороной интереснейшую кованую ограду балконов, поэтому предлагаю вашему вниманию фотографию из книги В.Г. Каркарьяна "Рукотворный металл Самары".


 
Угловой фасад здания.
 
Вид с улицы Шостаковича.
 
Почти тот же ракурс, но 1930-х годов.

 

Фасад с улицы Шостаковича более скромный и по своим размерам и по оформлению. Это объясняется тем, что с улицы Куйбышева располагались парадные помещения, что видно по богато декорированным окнам второго этажа. 
Отличительная черта этого фасада - аттик с рельефной композицией, а так же металлические кованые аппликации с элементами растительного орнамента на зеленой майоликовой плитке. На аттике и пилястрах, делящих композицию из апликации расположены круги, с тремя параллельно спускающимися бороздками. Все эти детали фасада В.Г. Каркарьян называет характерными для венского модерна. 


 
Шлемовидный купол отстоит от края постройки. На барабане купола присутствовали цветные стекла. Расстекловку купола можно посмотреть на фотографии 1930-х, о которой я упоминал раньше.


 
Над окнами купола размещены декоративные чеканные вставки.
 
Солнце.
 
 

Солнце с расположенными по бокам крылатыми львами. Являются ли эти вставки оригинальным элементом декора здания? На фотографии 1930-х годов складывается ощущение, что этих деталей не было на здании. Утверждать этот факт я не берусь, т.к. архивная фотография не дает возможности проверить наличие чеканных элементов.


 
Все окна цокольного этажа имеют кованые решетки разнообразной формы.
 

 

 

 

 

 
 

Внутрь этой постройки я никак не попаду, все нет времени или забываю об этом. По моим данным в интерьерах сохранились отдельные интересные элементы. Обязательно нужно будет туда заглянуть с фотоаппаратом. Если работники музея позволят воспользоваться моей мыльницей - предоставлю вашему вниманию и внутреннее убранство здания.

Литература:
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
Каркарьян В.Г. Рукотворный металл Самары - Самара: Книга, 2008
Алексушина Т.Ф., Алексушин Г.В., Буданова А.А. Самара. Улица Дворянская. Иллюстрированая энциклопедия - Самара: Офорт, 2009
Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея - Самара, 1997
Архивные фотографии взяты с сайта Георгия Владимировича Бичурова

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку