Souviens-toi que le temps est un joueur avide
Qui gagne sans tricher, a tout coup! c'est la loi.
Le jour decroit; la nuit augmente, souviens-toi!
Le gouffre a toujours soif: la clepsydre se vide.
Charles Baudelaire
Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день... ))) |
|
Зима! Халява торжествует... |
|
Возвращение |
Метки: жизнь |
Символ и его сущность |
Символ и его сущность.
Каждый, возможно, задавался вопросом: в чем заключается истинность искусства? По всему миру гремит знаменитое "Quid est veritas?", и искусство этот вопрос, вырвавшийся когда-то смерчем из уст Пилата, также стороной не обошел.
Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Кто-то довольствуется массовым суррогатом, кто-то громит литераторов на критическом поприще, будто косточки из компота. Кто-то любит девушек, кто-то - мальчиков. Все это есть, и пусть себе продолжается. Но есть еще люди, которые продолжают искать истину, не удовлетворившись ее филистерским пониманием. Именно из этой когорты людей обычно появляются художники, писатели, философы и прочие радикалы от искусства.
Признаюсь вам честно: вопросы об истинности искусства занимали мой разум достаточно долгое время. Но сейчас, с высоты прожитых лет, я могу с гордостью заявить, что понимаю суть культуры в целом, и искусства - в частности.
Прежде всего стоит оттолкнуться от истоков культуры, так как анализ полного пространственно-временного цикла существования отдельно взятой культуры даст нам ответ на интересующий нас вопрос. Итак, с чего начинается развитие культуры? Определенно ясно, что носителем культуры может быть только человек как структурная единица биологической иерархии, так как культура, по словам философа П.Б. Клевцова, является процессом производства и распределения материальных благ - как вы понимаете, понятие "материальное благо" может относиться только к деятельности рода человеческого. Далее. Культура изначально формируется в зачатках психической активности человека, что дает основу всем культурным процессам. Поскольку сознание человека проявляется через психические процессы (представление, воображение, мышление, etc.), культурное творчество представляется как процесс ярко выраженного представления или воображения продуктивного или репродуктивного типа в зависимости от цели или ее видимости. Суть культуры заложена отнюдь не в сознании человека - ведь цель может быть поставлена и бессознательно, как это не раз проявляется в процессе, именуемом психоаналитиками "сублимация", а литераторами - "вдохновение". Да и как может сознание играть роль катализатора культурных процессов? Разве что роль бездны. Или нет, лучше - пустоты. Потому что в сознании нет ничего личностного. Все, что, так или иначе, попадает в сферу сознания, лежит на поверхности сущего. И что бы там ни утверждали рационалисты, сознание не является базисом жизни, поскольку все сущее на самом деле разлито вокруг нас, дай только повод и небольшое усилие воли - и вот, сознание заполняется базисной информацией. Даже знаменитый тезис Декарта "cogito ergo sum" - это вывод, основанный на простейшей цепи умозаключений, взятых напрямую из реальности, из возможностей бытия, а никак не из возможностей сознания. Учитывая все это, я склонен согласиться не с Декартом, а с Жан-Полем Сартром, утверждавшим, что "Сознание - это тотальная пустота, поскольку весь мир лежит вне сознания."
Исходя из тех немногих данных, что были приобретены в ходе анализа, я могу исходить из того, что сутью, основой любой культуры, базисом в ее появлении, формировании и развитии является продукт психических процессов человека, сохраняющий определенную часть человеческого менталитета и отвечающий за нее впоследствии - то есть символ.
Нас специально учат вносить в слово "символ" узкую специальность, чтобы мы смогли на основе частного значения вывести общее. Часто бывает и так, что сущность символа, лежащая в общем-то на поверености, становится предметом различных споров, дискуссий и философских передряг. И в итоге символ оказался запутанным в Гордиев узел трактовок, комментариев и тех или иных ограничений. Пожалуй, сегодня, в XXI веке, есть смысл начать распутывать этот пресловутый Гордиев узел символа. Или разрубать - но это уже кому как нравится...
Итак, для начала разберемся с данным мной определением символа. Первое: почему продукт психических процессов? Дело в том, что вид любого символа, взятого либо из природы, либо из человеческой деятельности - то есть культуры -, изначально проходит некоторые модерации в сознании человека, приводится к определенному знаменателю значимости, опутывает себя определенным значением - и только потом выходит назад, в природу или культуру, уже в измененном состоянии, причем этих состояний очень много - так же, как и людей, которые придают свое значение тому символу, который другим кажется совершенно иным по содержанию и смыслу. Второе: почему символ сохраняет часть человеческого менталитета и отвечает за нее впоследствии? Е.А. Шилов в своей статье "Неосимволизм как образ мышления современных творцов" говорит на эту тему следующее: "Давайте погрузимся в душу поэта, просто идущего по Невскому проспекту и видящему цветок, растущий в Екатерининском Саду около Александринского Театра. Он видит маленький белый цветок, точно не помня названия. И вспоминает например, как он видел этот цветок, гуляя со своей спутницей, которая его давно бросила. Цветок становится символом его неразделенной любви, и на протяжении всего стихотворения выступает как бы образом, его пассии. Возникает символ растущей, расцветающей любви, которая как и этот цветок, - увядает; Символ женской красоты, которая расцветает подобно цветку и также неумолимо увядает; Символ жизни творческой личности, которая является прекрасной, но это редко замечают, в суете повседневной жизни, и которая увядает, оставляя лишь воспоминание о себе; Символ творчества в целом. Творчество подобно цветку распускается на глазах у всех, а потом увядает, оставляя семена для новых цветов.
Следовательно личные переживания и память о них откладывают след на всем творчестве, наделяя впоследствии глубоким смыслом судьбу любого слова и предмета". Я думаю, какие бы то ни было комментарии здесь излишни...
Так почему же основой культуры стал именно символ? Я могу предполагать, что, поскольку символ так или иначе - дело рук человеческих, то и использование символа становится утверждение своей сопричастности человечеству. Кто-то использует цветы зла, а кто-то - кровь и притчи. А согласно Ницше, "тот, кто пишет кровью и притчами, тот стремится к тому, чтобы его не читали, а заучивали наизусть". Именно в этом отношении к миру стоит каждый человеческий символ - резкое движение в природу, дабы избрать тот предмет, который станет ницшеанскими "кровью и притчами".
|
Безымянный гекзаметр |
Метки: творчество стихи и проза поиск истины мысли вслух |
Стих из последнего сборника "Пациент №4736" |
Метки: стихи и проза творчество новая литература размышления |
Мысли из моей бесноватой головы |
Метки: философия мысли вслух философский дневник размышления поиск истины все хреново смысл жизни |
Panem et Circenses! |
Метки: философия новое искусство новая литература искусство истина поиск истины мысли вслух статья |
Уезжаю куда-то, не знаю куда... |
Вот и настал этот черный день... день прощания с родным городом.
Деревня - это, конечно, хорошо: свежий воздух и полезные работы... вот только скучно там, хоть волком вой. И опять психозы, опять сумасшествия... и все в таком духе, как обычно весь букет мучений.
А самое хреновое - уезжаю неизвестно насколько. Вернусь, скорее всего в августе - и то из-за этой поездки нарушаются все мои планы в связи с пребыванием в гроде... короче, все хреново, как всегда...
Ну, ладно, Николай Андреевич, не грусти. В конце концов, это же не конец света. Отдохни, расслабься, придумай себе занятие по вкусу - и вперед, со свистом...
Но все равно хочется остаться
До скорого, дорогие мои!
R.W.M.
P.S. А это вам на прощание:
Психоз #11
Маски.
В окне играет вальс природа,
Так тихо, что не различить -
А я в любое время года,
Пытаюсь вновь себя учить.
Я для врагов - всегда изгнанник
И вор, освистанный толпой.
Я для друзей - безумный странник
С поникшей гордой головой.
Для дам я - рыцарь куртуазный,
Учтивый, страстный кавалер;
А для зевак, как-будто праздных,
Я - шут, гуляка и бретер.
Для зрителей - актер на сцене,
В театре жизненных чудес;
Алхимик в ритме панацеи -
Для вечных молодых повес.
Ну, а в такие дни и ночи,
Когда наедине с собой,
Поэт является пред очи
И гимны злу поет со мной.
Так кто же я? Не разобраться -
Все маски мне не перечесть,
Но знаю точно: в жизни, братцы,
Я поборюсь за свою честь.
И может быть мои потомки
Среди обломков моих дней
Найдут величия обломки
И миллион чужих идей.
Но если кто-то упрекает,
Что лицемер я и ханжа -
Пусть каждый смотрит, и решает,
К чему идет моя душа...
/27-28.06.2010/
Метки: мысли вслух все хреново деревня планы на будущее поездки разное стихи и проза творчество |
Блеск и нищета клуба "Орландина" |
Короче, сегодня ходил на концерт ПТВП в "Орландину". События развивались самым интереснейшим образом уже с самой первой минуты появления моей скромной персоны близ клуба. Друг, который мне должен был обеспечить вписку на концерт (я уже лет сто не хожу на концерты за полную цену билета), приехал пьяный в зюзю, и все уговаривал меня выпить с ним... пришлось демонстративно указать ему в ответ на эти просьбы направление на три русскихЪ буквы... )))
Далее. Концерт задержали где-то на 40 с гаком минут - Леха Никонов, грозный уничтожитель гламура и дешевого попса, со своими маргиналами из ПТВП очень долго настраивались. Начался концерт с разогрева - какая-то бешеная группа "БРИТВА", которая пыталась разгорячить зал, уже давнео разгоряченный спиртным.
Но самая веселуха началась потом. Около 21.30 на сцену вышел бодрый Никонов - и тут начался тотальный хаос. После уже третьей песни в зале был устроен бешеный слэм, а на четвертой люди начали перелезать через ограду, залезать на сцену и прыгать в толпу. Никакие барьеры, преграды и дубоподобного вида охранники не смогли сдержать этот натиск, и вскоре зал стал походить на полигон тренировок ВДВ... ))) Летали люди, конечно, просто убийственно - сперва прыгали, а потом их же выносили назад на барьеры буквально вперед ногами. Девки, залезавшие на сцену, демонстративно и эротично вертелись около Никонова, а одна вроде как даже оголила грудь (этого я не видел, это мне сказал друг).
А вообще концерт выдался шикарным!!! )))))
А вот и сами "Последние танки в Париже" (ПТВП) Слева направо: Денис Кривцов, Антон Докучаев, Лёха Никонов, Егор Недвига
Метки: отдых пьянство трэш угар концерт клуб орландина панк-рок птвп последние танки в париже |
Японский городовой... |
Метки: мысли вслух жизнь разговор по душам слова разное школа |
Отходняк |
Хорошо быть на днях рождения, особенно если сия замечательная дата совпадает с окончанием сессии
В общем, меня пригласили на день рождения моей бабушки. 60 лет - не шутка. Поэтому мы все, как цивильные люди, пошли отмечать сей знаменательный юбилей в суши-бар.
Но вскоре выяснилось, что невозможно быть цивильными людьми, когда тебе постоянно подставляют выпивку самых различных сортов. Еды было накуплено до фига великого, но и водка текла буквально рекой. Уже через три часа после начала праздника, когда запас тостов за здоровье и счастье юбилярши был исчерпан, старые тетки в количестве около восьми человек стали распевать песни на весь ресторан, в традициях советской пьянки. Я не мог без смеха смотреть на всю эту сумасшедшую картину... сразу почему-то вспомнился Иероним Босх. У этого замечательного художника есть картина "Корабль дураков", которую я представляю вам ниже данного поста. Вот у меня было реально такое чувство, что я нахожусь совсем не там, где я должен находится. В момент подобного празднования мне хотелось поскорее куда-нибудь свалить, проветриться, покурить, и т.д.
И этот момент Создатель мне предоставил. По дороге назад я встретил мою девушку. Я был приятно удивлен - я, конечно, знал, что она будет на районе, но встретить ее я не ожидал... В итоге я вызвался проводить ее до "Французского бульвара", где ее ждали ее родители. А по дороге назад я благополучно промок под дождем, что настроения мне отнюдь не испортило - наоборот, зарядило позитивом и некой мистической энергией... от которой я, видимо, так и не смог этой ночью уснуть...
Вот такое вот выдался день.
Кстати, я сессию закрыл. Как обычно, на отлично. )))
До скорого
R.W.M.
Метки: сессия праздник пьянство искусство иероним босх |
Перед психологией... |
Метки: психология мысли вслух сессия все хреново все хорошо |
Парам-пам-паба-уууууууууу.... |
Метки: психология музыка мысли вслух глеб самойлов the matrixx сессия разное |
Работа кипит полным ходом |
Эээх... Сессия заканчивается. Все идет своим чередом, что не может меня не радовать. Небольшой творческий отпуск также подходит к концу, и вскорости я хочу заняться масштабной литературной деятельностью.
Во-первых, уже начата работа над новым циклом стихов. Он будет выглядеть как сборник моих небольших психозов. Вообще, надо отметить одну интересную особенность моего сознания: я резко могу ввести себя в состояние литературного психоза, в момент которого записываются стихи - и так же резко вывести себя из этго состояния. Достигается это с помощью кастанедовского "остановки внутреннего монолога" - когда мозг становится абсолютно пуст, в него сразу приходят наиболее подходящие мысли. Это похоже на короткую задержку дыхания во время погружения в воду: сперва ты препятствуешь процессам дыхания, чтобы не захлебнуться - а потом выныриваешь и получаешь дозу живительного воздуха.
Вот. А сборник подобных психозов пока еще не назван. В разработке пока есть только рабочие названия: "История болезни" и "Рисунки пациента RWM" (если кто забыл, или не знает - моего alter ego зовут Рихард Вертер фон Мозель /Richard W. fon Mauzelle/)
Во-вторых, сейчас я занят составлением статей, составляющих теоретическую базу Сообщества Меланхоличных Российских Творцов (новой литературы). Первую из статей - "Исихия Искусства: опыт материализации идей о новом искусстве" - я уже публиковал. В процессе - написание большого количества статей о сущности СМРТ (нл), о теории и практике неосимволизма.
Третьим направлением станет проза. В процессе написания - два романа. Первый будет посвящен отношениям моего alter ego с человеком, который позднее его предает, несмотря на крепкую дружбу, и который впоследствии становится в моральном плане жертвой мести моего героя. Рабочее название романа - "Красный Полумесяц", и дай мне Боже сил закончить этот роман в этом году.
Второй роман несколько отличается от первого тем, что в определенном, косвенном плане в нем будет представлена обратная перспектива "Красного Полумесяца" - агрессия будет направлена уже против alter ego. Главный герой - ущербный во всех отношениях человек, находящийся буквально на дне жизни - знакомится с девушкой по Интернету. В процессе разговора они поймут, что дружба окажется сильнее всех возможных других факторов... но как бы то ни было, все закончится плачевно для всех... не буду раскрывать всех карт - ведь роман не написан еще даже наполовину, чтобы о нем чтото путное можно было сказать.
Вот мои планы на весь оставшийся год. А если уж не хочется ждать исполнения всех планов - читайте книжки и готовьтесь... )))
ARS LONGA. VITA BREVIS.
P.S. В качестве постскриптума:
L'horloge.
О, Время! Дьявол ты, иль Бог - мне все едино!
Ты - зло времен, а зло границ судьбы не знает.
И вот - как черт во тьме, смеется и стращает
Меня бесстрастный дух, часов немая сила.
И видится сквозь мир в ослепших вновь глазах,
Как черный смерч дорог мою тропинку тянет
В бездонный мир, где честь и старость погибают,
А ложь и глупость зла кощунствует чрез страх.
Секунда. Час. Минута. И открыты двери
Туда, где обезумел свет, отбросил маску,
Где лицемерье заменило нашу сказку,
И где поют впотьмах мистические звери.
Металлом отзывалась плоть, откинув шею,
Скупая кровь текла из приторной гортани.
Здесь каждый человек платил кровавой данью
За золото и хлеб, войну и пораженье.
Вот истина времен, вот Времени уловки,
И, как сказал поэт, носитель зла цветов,
"О, вспомни - с Временем ты биться не готов -
Такие времена в цель попадают ловко..."
/11.06.2010/
Метки: литература творчество стихи и проза смрт (нл) планы на будущее |
Исихия Искусства (опыт материализации идей о новом искусстве) |
Фаворский свет искусства неумолимо гаснет. Культура молчит, в то время как из глубин небытия вылезают черные щупальца конформизма и литературной грязи, которые затмевают собой солнце предвечных истин. Куда ни кинешь взгляд - увидишь залепленные грязью жемчужины искусства. Что осталось от золотых и серебряных веков? Только пыльные архивные полки да книжные магазины, в которых еще надо постараться найти что-либо существенное.
- Скажи мне, что ты видишь на улице? - спросят у меня простые люди, указывая, допустим, на Шереметьевский дворец.
- Грязь, - отвечу я, указывая на рекламный щит, закрывающий мне обзор.
А ты, конформист-недоучка? Разве ты этого не видишь? Ты идешь по Невскому, сытый, довольный, и не замечаешь, насколько уродуют классический Петербург рекламные плакать и баннеры, пропагандирующие общество потребления. Твое общество. Наше общество, в котором нам суждено жить. И которое нам суждено изменить...
Если хотя бы ненадолго вглядеться в реальность, окружающую нас, то каждый может увидеть очень интересную ситуацию, сложившуюся в современном искусстве лет шесть-семь назад. Старые кумиры постепенно теряют свои позиции, но не дают новым, молодым талантам занять их места, закрывая Олимп искусственно созданной суррогатной культурой. Молодым деятелям искусства буквально не прорваться к вершинам своих деяний, поскольку эти вершины заняты одряхлевшими идолами старой культуры.
Но как бы идолы ни тешились, как бы они ни пытались, они уже подсознательно не могут дать ничего нового. Их время давным-давно прошло. А попытки омолодить бывших кумиров, реанимировать их больше похожи на нелепый фарс. Искусство нужно взращивать, а не штамповать на конвейерах фабрик массовых грез. А между тем, виноградная лоза старого искусства отсохла и более от нее можно не ждать новых плодов творчества. Искусство молчит, пародируя само себя. Наступила исихия - эпоха молчания искусства, которая разрушает старых кумиров и угнетает молодых.
Что в этой ситуации остается делать молодым творцам? Ничего, кроме действия. Каждому из нас предстоит, логически осмыслив наши взгляды и убеждения, претворить в жизнь наши самые смелые мечтания! Вы спросите: как это сделать на фоне культурной исихии? Очень просто: разрушая исихию посредством общих усилий и действий, направленных на занятие собственных мест на Парнасе. Если ты поэт - иди на площадь и читай свои стихи во всю глотку, не жалея своих голосовых связок! Если ты музыкант - играй в переходах, но не ради денег, а ради самого себя, ибо в первую очередь надо преодолевать исихию искусства не снаружи, а внутри самого себя. Ты художник? Раскрашивай стены, дороги, крыши домов - и тебя заметят! Будьте более активными, господа креаторы! Поверьте: лежа на диване с бутылкой пива, вы можете вынашивать наполеоновские планы по реформированию культуры с помощью своего творчества - но в культуре, как в самом активном, наряду с политикой, общественном институте, нельзя быть "Обломовым", чтобы чего-то добиться. Здесь действует тот же принцип, что и во франкской "Салической правде": кто сильнее - тот и прав...
Впрочем, сейчас, с появлением сети Интернет, молодым деятелям искусства стало намного легче высказывать свои мысли. И многие, в том числе и ваш покорный слуга, усиленно пользуются возможностями Всемирной паутины для продвижения своего творчества. Но и здесь есть свои тонкости. Например, возрастает проблема авторского права. В эпоху разгула интернет-пиратства такие прецеденты были, есть и будут всегда. В связи с общедоступностью Интернета, риск прямого плагиата повышается на 80%. И кроме того, этот плагиат практически невозможно доказать, как невозможно подловить и плагиатора. А суд, к величайшему ужасу нашему, такие дела (пока) не рассматривает.
Есть и еще одна проблема. Очень часто я наблюдаю в Сети самую настоящую "пляску на костях". Некоторые люди, возомнившие себя гениальными критиками и считающие, что только их точка зрения на искусство единственно верная, громят молодежь, что твой Белинский, выливая тонны грязи на наши головы. Вообще, критическая мысль похожа на гидру: сколько головы ей ни руби - все бесполезно. Но в Интернете критика принимает чудовищный, катастрофический размах. Естественно: здесь, на просторах Всемирной паутины можно высказать все, что душе угодно, и никто тебе за это по зубам не даст. Безнаказанность и свобода позволяют критикам плодиться, словно паразитам, на обширных просторах Сети.
Казалось бы, в данной ситуации следовало бы опустить руки. Слабые, конечно, так и делают. Но еще остались сильные духом, которые, сквозь грязь и ярость, не ведая стыда, огнем и мечом прочищают себе путь к Парнасу. И уж если впереди уже виден "фаворский свет" нового искусства - почему бы не рискнуть собственным разумом, бросив свою жизнь на алтарь муз ради нового просветления?
Просветления, которое даст людям искусство современных, молодых и дерзких креаторов.
Искусство, которое уже без тени иронии и сомнений можно будет назвать "новым"
/13.05.2010/
Метки: философия новое искусство новая литература смерть старого искусства статья |
Ничто |
Метки: философия анархизм анархо-индивидуализм анархо-эгоизм макс штирнер бытие истина поиск истины |
Приступы ностальгии |
Метки: ностальгия философия школа мысли вслух |
Живу, чтобы жить! |
Метки: философия мысли вслух бытие смысл жизни |
О "единочестве" |
Метки: философия одиночество мысли вслух |
О стенах |
Иногда бывает такое состояние... не знаю, это словами описать почти невозможно... когда человеку резко "выключают" мысли. Или же выбивают. Или же сам человек их случайно выключил, не подумав о последствиях. А последствия самые тяжкие. Анабиоз. Безысходность. И вечный бег, и вечно этот бешеный поиск своей мысли закончится очередной пробитой стеной... для чего? Ломать стены - не интересно. Сломать стену - значит, сломать чью-то надежду на то, что он ее сломает. Идти по готовым руинам - нет ничего удручающего, нежели это...
Бежать... Бежать изо всех сил, падать, расшибаться в кровь - но сломать стену... как глупо, mein Gott! Сколько бы мы ни ломали - за время, пока мы ломаем одну стену, построят еще сотню таких же стен... и ведь самое, черт меня подери, плохое заключается в том, что эта самая сотня стен находится на ТВОЕМ пути... А я не воин, я не маг и шаман, чтобы чудом оказаться снаружи этих стен (я, конечно, изучаю практики Кастанеды - но какой от них прок...) ...А еще хорошо стены не ломать, а спрятаться за ними. И каждое долбаное событие твоей никому не нужной жизни будет становиться еще одним кирпичом в эту стену, закрывающую тебя от людей... Only all it was another brick in The Wall, как говорили продвинутые товарищи из рок-театра Pink Floyd. Помните фильм "The Wall"? Безумно и интересно. А главное - реально...
Но главная проблема в ситуации отчуждения за Стеной - не в том, чтобы сохранить Стену в целости и сохранности, а в том, чтобы самому крышей не двинуться! За примером опять отошлю к фильму "The Wall". В воображении главного героя, построившего вокруг себя воображаемую Стену, начинается полное пмутнение рассудка. Его концерт превращается в фашистский митинг, где он - некое подобие дуче/фюрера, а потом видит перед суд - причем его судят такие отвратительные персонажи, что я бы и врагу не пожелал с ними встретиться...Чего-то, как я вижу, как ни крути, а стены ломать головой все равно придется... мда уж...
Метки: философия мысли вслух музыка и жизнь |
Дневник fonmozel |
|
Страницы: [1] Календарь |