Каждый ребенок должен стать уверенным и осторожным!
Личная безопасность ребенка – 010 |
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Тема «Один дома»
Представим себе, что скоро вашему ребенку придется какое-то время находиться дома в одиночестве. Иногда возникают ситуации, когда ребенку приходится самостоятельно открывать дверь своим родителям или знакомым взрослым. Как добиться того, чтобы ребенок безошибочно открывал дверь только тем, кому можно?
Возможно использование различных методик обучения, опирающихся на возрастные и индивидуальные особенности детей.
За основу обучения умению оставаться одному дома и открывать входную дверь снова возьмем последовательность действий, предлагаемую Полой Статмен: Защита, Подготовка, Тренировка, Побуждение, Упреждение. Рассмотрим подробно каждый пункт плана, наполнив схему конкретным содержанием.
I. Защита (Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
Всякий раз, открывая кому-либо дверь, зовите в прихожую ребенка, чтобы он наблюдал, как вы это делаете.
1. Всегда, подходя к двери, спрашивайте: «Кто там»?
2. Получив ответ, смотрите в глазок, поворачивайтесь к ребенку и сообщайте: «Это тетя Оля пришла». После этого попросите его посмотреть в глазок. Если ребенок мал и не достает до глазка, купите или смастерите легкую и прочную табуретку, чтобы можно было ее подставить к двери и посмотреть в глазок.
3. После того, как и ребенок убедится, что пришла именно тетя Оля, откройте дверь.
Естественно, вы должны продумать систему запирания двери: надежный, но хорошо открываемый изнутри замок, крепкий, легко перемещаемый засов.
Лучше не использовать дверную цепочку, так как она может дать ложное ощущение защищенности, и ребенок захочет, накинув ее, открыть дверь. Однако злоумышленники при наличии специальных кусачек могут легко перекусить цепочку, и ребенок окажется в большой опасности.
Со временем научите открывать дверь самого ребенка. Всякий раз находитесь рядом с ребенком, поддерживая и обучая его. В этом и состоит суть принципа «Защита».
(Фрагмент взят из моей книги: Филимонов М.А. Безопасность вашего ребенка. Уверенность, осторожность, самооборона [Текст]. – СПб.: Вектор, 2008. – 216, [8] с. – (Лучшая книга о ребенке). Филимонов Михаил – мой литературный псевдоним).
В своей замечательной книге «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления», которая для меня является настольной, авторы, О. Богачева и Ю. Дубягин формулируют правила безопасного поведения.
Второе правило безопасности: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их. Нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей.
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность |
Личная безопасность ребенка – 009 |
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Тема «НЧ» («Незнакомый человек»).
Безопасность ребенка во многом зависит от качества его взаимоотношений с родителями. Если семья живет в атмосфере любви и взаимного уважения, шансы ребенка избежать беды многократно возрастают.
Дело в том, что многие преступления не происходят в один момент. Злоумышленник может вынашивать свои планы несколько часов, дней, а то и месяцев. Все это время он может встречаться с ребенком, которого он наметил себе в жертву, для установления с ним доверительных отношений.
Он может увидеть на детской площадке зареванную девочку, подойти, посочувствовать, сказать что-нибудь ободряющее и уйти, попросив девочку никому не говорить о его посещении. Появившись через пару дней, он старается улучить момент, когда ребенок не будет под наблюдением родителей или опекающих взрослых, чтобы поздороваться и спросить, быстро ли она успокоилась в прошлый раз.
Вопрос не праздный. Будучи хорошим психологом, незнакомец задает вопросы, отвечая на которые ребенок признает, что этот человек приносит ему только хорошее. Как и в прошлый раз, он просит не рассказывать о нем, мол, «это наша маленькая тайна». Какому ребенку не приятно иметь свою тайну, тем более от родителей (сразу ответим – тому ребенку, который не обучен основам личной безопасности и не знает, как это опасно – держать визиты незнакомцев в тайне)?
В третий раз мужчина поинтересуется, что же за проблема была у девочки. Узнав, что все дело в том, что мама не купила куклу, он удивляется и убеждает ребенка, что для него купить куклу тоже непросто, но для такой девочки он готов пойти на это, потратив уйму денег.
Это можно сделать прямо сейчас. Ребенок оказывается перед выбором: он жаждет получить заветную игрушку, но не хочет огорчать маму уходом с детской площадки.
Противоречие может разрешиться в пользу похода якобы в магазин, если «добрый дядя» пообещает, что он быстро, за 10 минут свозит ее в магазин и обратно. То, что в эту секунду около девочки оказывается ее старший брат и, не обращая внимания на ее заверения в исключительной порядочности собеседника, берет ее в охапку и уносит к родителям – случайность. Ребенок уже готов был все бросить и уехать со злоумышленником.
Но ведь знакомство продолжается уже несколько дней! Почему же девочка так свято хранила «маленькую тайну» и ничего не рассказывала маме или папе? В этом-то и проблема – в отсутствии доверительных отношений между родителями и ребенком. Девочка не считает нужным делиться своими переживаниями, а родители не сильно-то интересуются событиями, происходящими в жизни ребенка.
Задача родителей заключается в установлении атмосферы доверия в отношениях с детьми.
(Фрагмент взят из моей книги: Филимонов М.А. Безопасность вашего ребенка. Уверенность, осторожность, самооборона [Текст]. – СПб.: Вектор, 2008. – 216, [8] с. – (Лучшая книга о ребенке). Филимонов Михаил – мой литературный псевдоним).
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность |
Личная безопасность ребенка – 008 |
Продолжаю «перезагрузку» своей авторской программы «Личная безопасность ребенка». Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Тема «НЧ» («Незнакомый человек»).
5 вопросов Вашего ребенка, которые не должны быть Вами проигнорированы.
1. Мама, а почему, когда ты уходишь в магазин, дядя всегда сажает меня себе на коленки и смешно меня щекочет?
2. Папа, а если меня попросили сохранить что-то в тайне, я же не должен никому про это рассказывать?
3. Бабушка, а почему на меня сегодня какая-то тётя долго смотрела, ведь это неприлично?
4. Дедушка, я ведь уже большой, раз меня сегодня утром добрый дядя на завтра в гости пригласил?
5. Мама, а почему в соседнем дворе горка выше, чем в нашем?
Во всех случаях нужно найти время для скорейшей беседы с ребенком.
Лучше всего – сразу же. Скажите: «Какой интересный вопрос! Почему ты мне его задал? Ты такой наблюдательный! Молодец, что рассказал мне об этом! За твою наблюдательность тебе полагается приз – прогулка в магазин».
Потом принимаем решительные меры, аккуратно и последовательно:
- разбираясь с дядей;
- выясняя, кто там попросил ребенка сохранить что-то в тайне;
- выставляя постоянное наблюдение за детской площадкой в поисках тети;
- организуя «встречу» доброго дяди;
- узнавая, как ребенок мог сравнить две горки (скорее всего, без разрешения ходил в соседний двор).
Слушая Вашего ребенка, старайтесь слышать, что он Вам говорит.
В своей замечательной книге «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления», которая для меня является настольной, авторы, О. Богачева и Ю. Дубягин формулируют правила безопасного поведения.
Первое правило безопасности гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность |
Личная безопасность ребенка – 007 |
Продолжаю "перезагрузку" своей авторской программы "Личная безопасность ребенка". Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Методика «НЧ»
Рассмотрим пятый пункт методики (все 5 пунктов – в конце этого текста).
V. Упреждение (Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Постоянно анализируйте возможные варианты развития событий, обсуждайте их с ребенком. Особое внимание обратите на нештатные ситуации.
Ваш знакомый подходит к ребенку. Поскольку вы ничего не говорите, ребенок должен подойти к вам и спросить разрешения поговорить с этим человеком. Если вы не против, они могут пообщаться и поиграть. Но это – разовая акция.
Что будет делать ребенок, если ваш знакомый подойдет к ребенку так, что вы этого якобы не увидите? Если ребенок у вас за спиной решил, что теперь этот человек – его знакомый, и начал с ним разговаривать – экзамен провален.
Уведите ребенка, порассуждайте с ним, что он сделал не так, и продолжайте совершенствовать навык. Никогда нельзя предусмотреть все ухищрения, на которые могут пойти потенциальные злоумышленники. Но ребенка можно и нужно подготовить к этим ситуациям.
При этом у многих родителей возникает вопрос: «А не сделает ли обучение моего ребенка правилам безопасного поведения боязливым, замкнутым, невротичным? Или ребенок, наоборот, станет более свободным?»
Немного порассуждаем над фразами известных людей.
Правила безопасности – тяжелые доспехи или бронежилет с крыльями?
«Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Бенджамин Франклин).
«Постоянная бдительность - такова цена свободы». (Томас Джефферсон).
Казалось бы, две противоречивые идеи. К безопасности пойдешь – свободу потеряешь, по Франклину. К свободе пойдешь – должен быть бдительным, по Джефферсону.
Думаю, противоречия здесь нет. Оба автора цитат считают, что безопасностью нельзя назвать условия, жестко ограничивающие свободу человека.
Например, с велосипеда можно упасть. Но если вскочить в седло, но не крутить педали, пытаясь отказаться от поездки и обеспечить себе безопасность, то неизбежно придется познать горечь падения, то есть оказаться в опасности.
Если же поехать, бдительно следя за балансом, скоростью, а также за другими участниками движения, то велосипед становится источником счастья, радости, даруя чувство свободы передвижения, как будто крылья вырастают за спиной.
Джефферсон, считаю, имеет в виду отказ от статичной безопасности, связывающей руки и сковывающей действия, в пользу обязательной бдительности, то есть перехода в состояние постоянной осознанности и понимания того, что происходит вокруг.
Обучая детей правилам безопасного поведения, перспективнее, образно говоря, надевать на них не тяжелые, сковывающие движения, доспехи, а легкий невидимый бронежилет, к которому прекрасно подойдут крылья, дающие свободу.
Правила личной безопасности – это не доспехи, сковывающие движения, а легкий, невидимый бронежилет, помогающий ребенку исследовать мир и оставаться при этом защищенным от большинства опасностей.
Это означает изучать правила в динамике, давая не объемные непосильные знания, а конкретные гибкие идеи (во многих случаях переходящие в алгоритмы), дающие ребенку возможность творить, генерировать варианты безопасного поведения в зависимости от степени опасности сложившейся ситуации.
Пример.
Говоря ребенку: «Никогда не разговаривай с незнакомцами», мы вешаем на него тяжелые доспехи, сильно ограничивающие его свободу и препятствующие проявлению гибкости. Потерявшись, такой ребенок может и не подойти к полицейскому, поскольку посчитает его незнакомым человеком.
Лучше сказать: «Будь осторожен в общении с незнакомыми людьми. Если они обращаются к тебе с какой-то просьбой, быстро уходи от них к знакомым взрослым. Если же ты потеряешься, то выбери того незнакомого человека, который покажется тебе неопасным, и обратись к нему с просьбой о помощи.
Ты можешь выбрать полицейского, человека в форме (военного, охранника, пожарного), человека на рабочем месте (продавца, администратора магазина), женщину с коляской.
Сначала присмотрись к человеку, а потом, соблюдая осторожность, обратись к нему за помощью».
Ребенок тогда поймет идею и несколько алгоритмов, которые позволят ему гибко действовать в случае реальной потенциально опасной ситуации.
Напоминаю
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность |
Личная безопасность ребенка – 006 |
Продолжаю "перезагрузку" своей авторской программы "Личная безопасность ребенка". Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Методика «НЧ»
Рассмотрим четвертый пункт методики (все 5 пунктов – в конце этого текста).
IV. Побуждение (Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
Повторяйте ребенку правила поведения с незнакомым человеком ежедневно в течение нескольких недель. Со временем вы обнаружите, что ребенок ведет себя уверенно и грамотно, и ему это нравится.
Не нужно рассказывать ребенку «страшилки». Если родители будут запугивать его, рассказывая об ужасных последствиях нарушения правил безопасного поведения, ребенок, попав в потенциально опасную ситуацию, будет помнить именно то, что с ним станет сейчас, после нарушения правил безопасности. А то, что он их сейчас нарушит, можете не сомневаться, так как он запомнил не правила, а страхи.
Нужно говорить ребёнку не о том, как всё будет плохо при нарушении правил безопасного поведения, а о том, как ему будет хорошо при соблюдении этих правил.
Объясняйте ему, что вы его любите и всегда хотите знать, где он, что делает и что с ним происходит. Поэтому вы так интересуетесь ситуацией, когда к нему подходит незнакомый человек. Рассказывайте ему о том, где вы были сегодня, и что с вами происходило, тогда и у него будет больше желания поговорить о себе.
Если замечаете, что он нарушает правила общения с незнакомцами, снова переходите к первому и второму этапу, пока он все твердо не усвоит.
За верные действия от души хвалите ребенка каждый раз и говорите, как правильно он все делает, какой он становится умелый и самостоятельный.
(Окончание следует)
Напоминаю
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность |
Личная безопасность ребенка – 007 |
Продолжаю "перезагрузку" своей авторской программы "Личная безопасность ребенка". Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Методика «НЧ»
Рассмотрим пятый пункт методики (все 5 пунктов – в конце этого текста).
V. Упреждение (Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Постоянно анализируйте возможные варианты развития событий, обсуждайте их с ребенком. Особое внимание обратите на нештатные ситуации.
Ваш знакомый подходит к ребенку. Поскольку вы ничего не говорите, ребенок должен подойти к вам и спросить разрешения поговорить с этим человеком. Если вы не против, они могут пообщаться и поиграть. Но это – разовая акция.
Что будет делать ребенок, если ваш знакомый подойдет к ребенку так, что вы этого якобы не увидите? Если ребенок у вас за спиной решил, что теперь этот человек – его знакомый, и начал с ним разговаривать – экзамен провален.
Уведите ребенка, порассуждайте с ним, что он сделал не так, и продолжайте совершенствовать навык. Никогда нельзя предусмотреть все ухищрения, на которые могут пойти потенциальные злоумышленники. Но ребенка можно и нужно подготовить к этим ситуациям.
При этом у многих родителей возникает вопрос: «А не сделает ли обучение моего ребенка правилам безопасного поведения боязливым, замкнутым, невротичным? Или ребенок, наоборот, станет более свободным?»
Немного порассуждаем над фразами известных людей.
Правила безопасности – тяжелые доспехи или бронежилет с крыльями?
«Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Бенджамин Франклин).
«Постоянная бдительность - такова цена свободы». (Томас Джефферсон).
Казалось бы, две противоречивые идеи. К безопасности пойдешь – свободу потеряешь, по Франклину. К свободе пойдешь – должен быть бдительным, по Джефферсону.
Думаю, противоречия здесь нет. Оба автора цитат считают, что безопасностью нельзя назвать условия, жестко ограничивающие свободу человека.
Например, с велосипеда можно упасть. Но если вскочить в седло, но не крутить педали, пытаясь отказаться от поездки и обеспечить себе безопасность, то неизбежно придется познать горечь падения, то есть оказаться в опасности.
Если же поехать, бдительно следя за балансом, скоростью, а также за другими участниками движения, то велосипед становится источником счастья, радости, даруя чувство свободы передвижения, как будто крылья вырастают за спиной.
Джефферсон, считаю, имеет в виду отказ от статичной безопасности, связывающей руки и сковывающей действия, в пользу обязательной бдительности, то есть перехода в состояние постоянной осознанности и понимания того, что происходит вокруг.
Обучая детей правилам безопасного поведения, перспективнее, образно говоря, надевать на них не тяжелые, сковывающие движения, доспехи, а легкий невидимый бронежилет, к которому прекрасно подойдут крылья, дающие свободу.
Правила личной безопасности – это не доспехи, сковывающие движения, а легкий, невидимый бронежилет, помогающий ребенку исследовать мир и оставаться при этом защищенным от большинства опасностей.
Это означает изучать правила в динамике, давая не объемные непосильные знания, а конкретные гибкие идеи (во многих случаях переходящие в алгоритмы), дающие ребенку возможность творить, генерировать варианты безопасного поведения в зависимости от степени опасности сложившейся ситуации.
Пример.
Говоря ребенку: «Никогда не разговаривай с незнакомцами», мы вешаем на него тяжелые доспехи, сильно ограничивающие его свободу и препятствующие проявлению гибкости. Потерявшись, такой ребенок может и не подойти к полицейскому, поскольку посчитает его незнакомым человеком.
Лучше сказать: «Будь осторожен в общении с незнакомыми людьми. Если они обращаются к тебе с какой-то просьбой, быстро уходи от них к знакомым взрослым. Если же ты потеряешься, то выбери того незнакомого человека, который покажется тебе неопасным, и обратись к нему с просьбой о помощи.
Ты можешь выбрать полицейского, человека в форме (военного, охранника, пожарного), человека на рабочем месте (продавца, администратора магазина), женщину с коляской.
Сначала присмотрись к человеку, а потом, соблюдая осторожность, обратись к нему за помощью».
Ребенок тогда поймет идею и несколько алгоритмов, которые позволят ему гибко действовать в случае реальной потенциально опасной ситуации.
Напоминаю
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность |
Личная безопасность ребенка – 005 |
Продолжаю \"перезагрузку\" своей авторской программы \"Личная безопасность ребенка\". Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Методика «НЧ»
Рассмотрим третий пункт методики (все 5 пунктов – в конце этого текста).
III. Тренировка (Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
Гуляя по городу, заходя в магазины, поликлиники и другие общественные учреждения, показывайте ребенку самых разных людей и спрашивайте, какой это человек: знакомый или незнакомый.
Ребенок может поразиться обилию незнакомых людей, но со временем он поймет, что его «ближний круг» включает в себя всего несколько человек.
Этих людей нужно постоянно задействовать в окружении ребенка, чтобы он твердо уяснил, кто для него «знакомый человек».
Необходимо также практически отработать действия ребенка при встрече незнакомого человека. Например, на улице к ребенку подходит незнакомая женщина. Теперь вы не подходите сразу к ребенку, а ждете его реакции. Если ребенок подготовлен и психологически готов, он отреагирует именно так, как репетировали дома. Каждый случай правильного поведения необходимо в разумных пределах поощрять.
Дополнительно.
«Ближний круг ребенка» как сообщество доверенных людей.
Продолжая тему НЧ (незнакомого человека), можно рассуждать следующим образом.
У родителей есть масса знакомых, с которыми они с удовольствием знакомят своих детей (например, со своей знакомой). Казалось бы, в этом ничего опасного нет. Это, казалось бы, жест приличия и дань вежливости, не более того.
Что может думать ребенок?
«Если мама познакомила меня с тетей, значит, для меня эта тетя стала знакомым человеком», - такой ход мыслей выглядит логичным.
Теперь представим себе, что через пару дней эта самая «тетя» приходит в школу к ребенку и предлагает проводить его домой.
Что сделает ребенок?
Хотят ли родители, чтобы ребенок ушел с этой самой женщиной?
Скорее всего, нет!
Но ведь ребенок считает эту женщину ЗНАКОМОЙ, и вполне может уйти с ней из школы.
Чтобы не происходило таких недоразумений, чтобы ребенок не путался, а родители были твердо уверены, что никуда их ребенок ни с кем посторонним не уйдет, необходимо выполнить конкретную работу.
1. Нужно время от времени спрашивать ребенка: \"Кто для тебя является знакомым?\"
Ребенок может назвать 15 - 20 человек.
2. Продолжаем расспросы: \"Кто может забрать тебя из школы? Назови этих людей\".
Ребенок может назвать 7-8 человек.
На самом деле таких людей может быть 3-4 человека.
3. Четко назвав этих людей, необходимо добиться от ребенка, чтобы он пообещал уходить только с ними.
Таким доверенным людям подходит наименование «Ближний круг ребенка».
Если же за ним придет кто-нибудь еще (даже если это не входящий в «Ближний круг ребенка» дядя), нужно сразу обратиться к учителю и твердо сказать, что домой он (она) ни с кем не пойдет, кроме этих 3-4 человек.
В таком случае можно иметь достаточную уверенность в том, что ребенок ни с кем посторонним не уйдет.
«Ближний круг ребенка» составляют люди, которым родители (законные представители) могут безусловно доверять.
Это не просто «знакомые люди», а люди доверенные, готовые за ребенка пойти «в огонь и в воду», рискнуть своим здоровьем и даже жизнью.
И это не всегда родственники!
Таких людей обычно много не бывает.
Их надо ценить.
(Продолжение следует)
Напоминаю
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность ближний круг ребенка |
Личная безопасность ребенка – 004 |
Продолжаю \"перезагрузку\" своей авторской программы \"Личная безопасность ребенка\". Следите за обновлениями: #ЛичБезопасностьРебенка
Методика «НЧ»
Рассмотрим второй пункт методики (все 5 пунктов – в конце этого текста).
II. Подготовка (Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
Познакомив ребенка с определением (незнакомый человек – это человек, которого не знаешь ты или не знают твои родители), родителям следует дать ребенку возможность попрактиковаться в определении незнакомых людей.
Хорошим средством теоретической подготовки могут являться фотографии, открытки и вырезки из газет и журналов с изображениями разных людей. Ребенок должен разложить их в две стопки: НЧ (незнакомый человек), ЗЧ (знакомый человек). В каком порядке, например, можно показать фотографии: 1) Мама (ЗЧ). 2) М. Боярский (НЧ. Ребенок может сказать, что он знает этого человека. Тогда нужно разобраться, что значит «знает». Поскольку ни родители, ни ребенок с артистом Боярским не встречались, его следует признать «незнакомым человеком». Это кроме тех случаев, когда Михаил Боярский лично знаком с ребенком и его родителями). 3) Брэд Питт (НЧ). 4) Папа (ЗЧ). 5) Тетя Оля (ЗЧ). 6) Дядя Коля (НЧ).
Остановимся подробнее на двух последних примерах. Ребенок знает, что человек попадает в категорию «знакомых» в том случае, если он сам знает этого человека, ничего против него не имеет, и против этого человека ничего не имеют знающие его родители. Если с тетей Олей отношения хорошие, она часто приходит к ним в гости, даже сидит с ребенком, когда родители на работе, она, очевидно, «знакомый человек».
Дядя Коля – особый случай. Его фотографии есть в семейном альбоме, он приходит на дни рождения и большие праздники, но родители с ним общаются очень холодно, к ребенку не допускают, не дают ни посидеть с ним, ни погулять. Сами они говорят: «С дядей Колей никуда не ходи! Если он подойдет к тебе, когда нас не будет рядом, сразу беги к нам». Очевидно, в семье произошел разлад. И ребенок может быть объектом мести обиженного родственника. Поэтому дядя Коля и попадает в категорию «незнакомый человек».
В эту категорию попадают после развода бывшие мужья (чаще) и жены (реже), которым по каким-то причинам по решению суда запрещено общаться с ребенком. И в категорию «незнакомец» попадает бывший папа! Конечно, для ребенка это – шок, потрясение! Тем не менее, порой именно мстительные родственники пытаются сделать средством мести беззащитного ребенка.
Поэтому распознавание «свой - чужой» с помощью фотографий может обеспечить ребенку хорошую теоретическую подготовку.
Затем разбираем теорию поведения в ситуации «незнакомый человек подошел к тебе». Ребенок должен сразу крикнуть: «Мама (Папа)!» и пойти к родителям, не вступая в разговор с незнакомцем. Порядок действий ребенок должен понять и выучить, для чего можно использовать игровые формы, поощряя ребенка за правильно названную цепочку действий. Подробнее действия ребенка в этой ситуации мы рассмотрим позже.
Еще раз повторим определение знакомого человека.
«Знакомый человек – это человек, которого знают и ребенок, и его родители».
(Продолжение следует)
Напоминаю
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Метки: лбр ЛичБезопасностьРебенка личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность ближний круг ребенка |
Личная безопасность ребенка – 003 |
Продолжаю \"перезагрузку\" своей авторской программы \"Личная безопасность ребенка\". Следите за обновлениями: #ЛБР
При обучении ребенка основам личной безопасности я использую методику, предложенную Полой Статмен, американским специалистом по детской безопасности.
Методика (5 пунктов)
I. Защита.
(Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
II. Подготовка.
(Имеется в виду избыточная теоретическая подготовка).
III. Тренировка.
(Речь идет о практической деятельности по отработке изучаемого навыка).
IV. Побуждение.
(Постоянно стимулируйте и побуждайте ребенка к соблюдению правил безопасности).
V. Упреждение.
(Продумайте все возможные и невозможные ситуации).
Рассмотрим первый пункт методики.
I. Защита (Будьте рядом с ребенком в изучаемой ситуации, помогая ему и поддерживая его).
Во время прогулок с ребенком находитесь всегда рядом с ним, особенно в те моменты, когда к нему пытаются подойти незнакомые люди. Например, симпатичный дедушка говорит вашему ребенку: «Какой хороший ребеночек! Можно его на ручках подержать?»
Вы вежливо, но решительно прикрываете ребенка, не позволяя незнакомцу даже коснуться его и твердо говорите: «Извините, но мы не позволяем незнакомым людям касаться нашего ребенка. Мы обучаем его правилам безопасного поведения». Конечно, дедушка может обидеться, может даже сказать что-нибудь нелестное в ваш адрес.
Не найдется понимания, скорее всего, и у ребенка. Он захочет пообщаться с добрым старичком, так похожим на деда Мороза. Но вы должны постараться выдержать свою линию поведения, разговаривая с ребенком следующим образом: «Ты этого дедушку не знаешь, я его не знаю, значит, он – незнакомый человек». С незнакомыми людьми можно общаться только с моего разрешения. Я сейчас не разрешаю».
Только на первый взгляд может показаться, что урок закончился неудачей. На самом деле, в подсознании ребенка отложилась мысль о том, что существует много людей, общаться с которыми нельзя без разрешения мамы (или папы).
Так можно делать столько раз, сколько нужно для того, чтобы ребенок утвердился в мысли, что, во-первых, мама его в обиду не даст, а во-вторых, необходимо всякий раз спрашивать у нее разрешения, когда хочется пообщаться с незнакомым человеком.
Конечно, родителям придется порой сдерживать себя, ведя разговоры с посторонними людьми, ведь ребенок может брать пример с родителей и заговаривать, скажем, с работниками ЖЭКа. После каждой беседы с посторонними людьми, происшедшей на глазах ребенка, нужно объяснять ему, что родители могут разговаривать с незнакомцами, но и они ведут себя очень осторожно.
Этот этап называется «Защита», потому что ребенок в данной ситуации ничего не может противопоставить подошедшему к нему человеку. Допустим, дедушка ему понравился. Но ведь к нему могла подойти необычно одетая женщина и напугать его. В этом случае он и сам искал бы защиты у своей мамы. А поскольку мама всегда готова поддержать своего ребенка, у него формируется всеобъемлющее ощущение безопасности, которое будет являться хорошей базой для закладки основ личной безопасности.
Метки: лбр личная безопасность ребенка |
Личная безопасность ребенка – 002 |
Начинаю "перезагрузку" своей авторской программы "Личная безопасность ребенка". Следите за обновлениями: #ЛБР
1. Определение понятия «Незнакомый человек».
Многие опасные ситуации возникают потому, что дети нечетко представляют себе, что значит «Незнакомый человек». Это понятие для них порой весьма расплывчато.
Они, скажем, делают акцент на «НЕ-ЗНАКОМ…», то есть всякий человек, каким-либо образом узнавший имя ребенка и назвавший свое, автоматически попадает в категорию «знакомых». Например, подходит женщина: «Алиса, меня зовут Алла Всеволодовна». Теперь ребенок может подумать, что эта женщина стала знакомой.
Могут дети обращать особое внимание на окончание «-ый», рисуя в своем воображении именно мужчину. Любая девочка, а также женщина, бабушка при этом исключаются из числа потенциально опасных собеседников.
Этого непонимания можно избежать, если найти время и в спокойной обстановке обсудить с ребенком следующее определение: «Незнакомый человек – это человек, которого не знаешь ты или не знают твои родители».
Таким образом, мы постепенно сможем разрушить устойчивое порой представление о том, что незнакомый человек – именно взрослый мужчина. Из определения вытекает, что в эту категорию попадают: девочки, мальчики, девушки, юноши, женщины, мужчины, пожилые женщины и пожилые мужчины. Даже дети младше нашего ребенка по возрасту тоже являются для него незнакомцами.
2. Примеры незнакомых людей.
Назовем для определенности ребенка Петей.
Например, все мамины знакомые, которых не знает Петя, для него – незнакомцы. Поэтому если тетя Оля, которую ребенок видел у мамы на работе, придет за ним в школу и скажет, что мама попросила её забрать его и отвести домой, Петя должен заявить, что он никуда не пойдет.
Ему надо сразу подойти к учительнице и сказать: «Я эту тётю не знаю, мне мама не разрешает уходить с незнакомыми людьми. Позвоните моей маме, пожалуйста».
Все одноклассники ребенка, которых не знают родители, тоже являются для него незнакомцами по этой классификации. Это означает, что он с ними играет в школе, общается, делает уроки, но в гости к ним пойти не может.
Если одноклассник Сева пригласит Петю в гости, Петя должен сказать: «Сейчас спрошу разрешения у мамы». Дозвонившись, он рассказывает ей о приглашении в гости. Мама идти ему запрещает, но обещает познакомиться с Севой и его родителями.
3. Как человек становится для ребенка знакомым.
Для того чтобы Сева стал ЗНАКОМЫМ, должно произойти следующее:
1. Родители Пети должны познакомиться с Севой и родителями Севы.
2. Если знакомство состоялось, и родители понравились друг другу и решили, что друг другу можно доверять, они обмениваются адресами, телефонами.
3. После этого в первый раз они провожают Петю в гости к Севе, убеждаясь, что всё правильно, и оставляют Петю гулять с Севой под присмотром, скажем, Севиных родителей (или гуляют вместе).
4. После прогулки Петины родители заходят за ребенком или Севины родители провожают Петю домой.
5. Сева переходит в категорию знакомых людей, которым можно доверять.
«Знакомый человек – это человек, которого знает и ребенок, и его родители».
4. А как же соседи?
Это правило относится и к соседям. Да, каждый сосед - НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК, на которого распространяются все запреты, и по отношению к которому нужно быть очень бдительным. Не все соседи опасны, но эту степень опасности должны устанавливать родители совместно с ребенком.
Как соседи попадают в категорию тех, у кого можно и родителей подождать, и перекусить, и просто пообщаться?
Это те соседи, про которых:
1. Родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью».
2. Сам сын или сама дочка сказали: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим соседям и не боюсь с ними оставаться».
Если кто-то (родители или дети) не доверяют соседям то, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов.
Рассмотрим вариант методики обучения ребенка понятию «Незнакомый человек».
(Продолжение следует)
Метки: ЛБР личная безопасность ребенка личная безопасность безопасность незнакомый человек |
Личная безопасность ребенка - 001 |
Начинаю "перезагрузку" своей авторской программы "Личная безопасность ребенка".
Следите за обновлениями: #ЛБР
ЛБР-001.
Я выделяю в системе Личной безопасности ребенка (сокращенно - ЛБР) три основные темы:
1. Незнакомый человек.
2. Как не потеряться?
3. Один дома.
На следующем занятии начнём их разбор. Если всё будет хорошо (а всё будет хорошо), публикации будут выходить с интервалом в 1-2 дня.
Метки: лбр личная безопасность ребенка |
Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем. Биллингс |
The less we know, the more we suspect. Billings
Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем. Биллингс
Изучая правила безопасного поведения, анализируя возможные риски и вырабатывая способы их минимизации, человек ведёт себя увереннее и спокойнее.
Уходят нервозность, подозрительность, уступая место осторожности и предусмотрительности.
Всё это повышает защищённость человека и улучшает качество его жизни.
Метки: Биллингс |
Сказка о безопасности № 12. Часть 10. Окончание и Приложение |
Метки: лбр Тучка сказка безопасность |
Сказка о безопасности № 12. Часть 9. |
Метки: лбр безопасность тучка сказка |
Сказка о безопасности № 12. Часть 8. |
Метки: лбр безопасность |
Как научить ребенка обеспечивать свою личную безопасность |
Метки: лбр |
Детей необходимо обучать основам личной безопасности! |
Метки: лбр безопасность ребенок |
Сказка о безопасности № 12. Часть 7. |
Метки: Тучка лбр Филимон сказка |
Сказка о безопасности № 12. Часть 6. |
Метки: Тучка Филимон сказка лбр безопасность |
Сказка о безопасности № 12. Часть 5. |
Метки: Тучка Филимон сказка безопасность |