Многие исландцы умирали с голода, другие избирали разбойническую жизнь и за то объявлялись вне закона. Было принято постановление, по которому всякий, умертвивший трех таких опальных, оставался без наказания; таким образом, исландцам приходилось истреблять друг друга.
Смертность детей в Исландии была очень высока, что естественно при тех условиях, в которых жили средневековые исландцы (нехватка питания, суровый климат, бытовая антисанитария). Количество детей в исландских семьях было весьма значительным, но до совершеннолетия доживали немногие. Болезни распространялись очень быстро ввиду сильной скученности жильцов в домах. При общей неразвитости медицинских знаний это приводило к значительной смертности и эпидемиям. Кроме того, в семейном коллективе, где дети рано получали хозяйственную самостоятельность, где заниматься ими было некому и некогда, существовала большая вероятность несчастных случаев, что тоже повышало детскую смертность. Рождение ребенка не планировалось, в его появлении на свет была некая неизбежность, неизбежностью считалась и его смерть.
Регулирование численности жителей удовлетворялось разрешенным языческими верованиями детоубийством. Новорожденного приносили отцу, и он решал, оставить ребенка в семье или нет. Если он не считал это возможным вследствие своей бедности или физических недостатков и слабости ребенка, то младенца относили в пустынную местность и оставляли на произвол судьбы. Иногда таких младенцев бросали неподалеку от какого-нибудь жилища или дороги, клали между камней и тщательно ограждали это убежище от зверей и птиц. В рот младенцу давали кусок мяса, чтобы он не умер с голода. Нередко такие дети, оставшись в живых, бывали найдены и заботливо воспитаны. Бросали также незаконнорожденных детей (например, детей наложниц), возможно для того, чтобы ликвидировать лишних претендентов на наследство Участь быть подкинутым постигала особенно таких детей, воспитание которых, если они рождены незаконно, могло нанести бесчестие семейству, или мать которых по какой-нибудь причине не была любима отцом, или вещие сны и пророчества заставляли опасаться от них несчастья.
Самые богатые и умные люди Исландии не считали неприличным выбрасывать своих детей. Оставление ребенка редко сопровождалось убийством и само по себе оно таковым не считалось, но лишь в том случае, если ребенок не был окроплен водой, а отец не взял его на руки и не дал имя. Наречение ребенка именем являлось знаком принятия его в семью. Ребенок, которого мать покормила грудью, тоже считался принятым в семью и не мог быть оставлен и выбрасывание его расценивалось бы как убийство. Если ребенок рождался с дефектами, то родители могли его оставить с разрешения жреца. Он решал жить ребенку или умереть, смотря по тому, насколько сильно тот был покалечен. Надо отметить, что жертвами этой практики становились, как правило, девочки. Умственно отсталые (больные) люди считались вне общества. Христианского умиления к ним никто не испытывал.
В те времена в ходу было понятие «люди, обреченные на могилу»: если вольноотпущенник не мог прокормить свое потомство, детей оставляли в открытой могиле, а бывший его господин должен был взять наиболее крепкого из этих несчастных, остальные же погибали голодной смертью.
Бросали и тех детей, которым была предсказана несчастливая судьба. У исландцев была очень сильна вера в судьбу и поэтому иметь в семье ребенка с несчастливой от рождения судьбой было опасно: он мог принести несчастье всем родичам.
Показательно, что когда в 1000 году исландцы согласились принять крещение, было оговорено сохранение старинного обычая - выбрасывать новорожденных. Среди причин оставления детей доминирует, конечно, экономическая – число детей превышало средства для их воспитания. Пока бросали детей, которых не надеялись прокормить, можно было не опасаться слишком большого прироста населения и голода. Эти варварские обычаи легко осудить, однако их нельзя объяснить черствостью родительского сердца. Нужда ожесточает. Суровые климатические условия Исландии постоянно держали ее население под угрозой голодной смерти. После, под давлением христианской церкви, собрание народных вождей, с общего согласия народа, запретило бросать детей, также оно постановило, чтобы ни один бедняк, не имевший средств кормить себя и детей, не смел жениться, под страхом изгнания с острова, «чтоб народонаселение не увеличивалось множеством нищих».
http://miro101.ru/index.php/literatura/32-rannee-srednevekove/153-srednevekovaya-islandiya
«СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСЛАНДИЯ»
Наталия Парменова