-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fialka-orsk

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2013
Записей: 27830
Комментариев: 275
Написано: 28264


Кружева иголкой

Вторник, 24 Сентября 2013 г. 09:36 + в цитатник
Этот жанр рукоделия, известный под именем кружев иголкой, можно считать разновидностью ажурного вышивания по полотну.
Кружева иголкой, как доказывает уже их название, исполняются без всяких приспособлений, кроме иголки; они образуются из петельных стежков, различно расположенных и сделанных одной ниткой.
Самые старинные кружева, это - "Ретичелла", узоры которых очень приближаются к узорам строкой или ажуром по полотну.
В XVII веке изобретено было рельефное кружево с неправильными бридами, известное под названием Венецианского кружева и Французского кружева.
В XVIII веке стали предпочитать кружева с фоном из петель или сеткой, как например Алансонские кружева, кружева Аржантан и т. д. В наше время очень ценятся очень тонкие кружева, вязаные иголкой, которые изготовляются в Бельгии, в Саксонии и в Богемии, но так как их очень долго и трудно делать, то они и не могут считаться в числе дамских рукоделий, применяемых в семье, и имеют значение только для торговли.
Наиболее распространенный среди занимающихся рукоделием дам жанр кружев иголкой, это - ирландское кружево. Это кружево представляет собой узоры из тесьмы, которую прикрепляют сообразно линиям данного узора и которую соединяют либо одними бридочками, либо одними кружевными стежками, либо бридочками и кружевными стежками.
Кроме ирландских кружев, мы предложим вниманию наших читательниц несколько сортов восточных кружев с узловыми стежками, исполняемых по большей части шелком; затем грубое льняное кружево "Хедебо", которое привезено к нам из Дании и Швеции, и, наконец, тонкие испанские и бразильские кружева, известные под именем "Соль", и красивые старинные кружева итальянского происхождения.

Рис.862. Различные сорта английской
тесьмы для ирландских кружев
Тесьма.
Тесьма, употребляемая для ирландского кружева и сделавшаяся специальностью английских мануфактур, делается, главным образом, белого цвета, экрю, соломенно-желтого или черного; форма и размер ее - самые разнообразные; есть и широкая тесьма и узкая, толстая и тонкая, с ажурными краями и без них, с краями пико или с краями медальоном различной величины. Рис. 862 представляет образцы наиболее употребляемой тесьмы, а также коллекцию пико, которые можно получить уже совершенно в готовом виде, если, конечно, не желают делать их собственноручно иголкой.
862 (250x134, 17Kb)
Приклад.
Для того, чтобы делать бридочки и стежки кружева, лучше всего брать для всех жанров кружева льняные нитки для вышивания D.M.C., льняные нитки для кружева D.M.C., Эльзасские нитки D.M.C., которые имеют необходимые качества - блеск и мягкость - для этого жанра рукоделия; кроме того, они очень приятны в работах и их можно достать того же цвета, как и тесьма.
Для восточного кружева с узловыми стежками, которое делается большею частью в несколько цветов, нужно взять нитки для вышивания D.M.C. и бумагу перле D.M.C.
Копирование узоров для ирландских кружев.
Узоры, которые желают скопировать, переводят обыкновенно на английское вощеное полотно, белое или прозрачное, называемое также калькой. Линии рисуются посредством специальных чернил, причем полотно кладется лакированной поверхностью к оригиналу, чтобы сводить можно было с матовой стороны, так как чернила лучше отпечатываются с этой стороны, чем с лакированной.
Это полотно позволяет непосредственно копировать узоры, не прибегая ни к каким способам перевода узора.
Можно также приобрести модели, нарисованные на полотне, которые продаются в магазинах рукоделия, и избежать таким образом труда сводить узор.
Начиная работу, можно положить под полотно транспарант из бумаги или цветной материи, чтобы не утомлять зрение.
Узоры для ирландских кружев образуются из двух параллельных линий, между которыми тесьму располагают посредством маленьких стежков вперед иголку.

Рис.863.
Способ располагать и сбирать тесьму
Способ располагать и сбирать тесьму. (Рис. 863).
Стежки вперед иголку должны быть сделаны очень правильной, больше к поверхности работы, нежели к изнанке.
Когда линии узора описывают кривые, тесьму надо пришивать к внешней линии так, чтобы она была слегка плиссирована к внутренней стороне.
Когда тесьма расположена по всему узору, берут очень тонкую нитку и собирают все маленькие складки, делая стежки через край тесьмы, так что лишняя длина тесьмы исчезает и остается только необходимое для узора количество.
Стежки, которые делают для бридочек сцепления и для заполняющих ажуров, не должны быть слишком стянуты, чтобы не обезобразить края и не повредить правильному виду узора.
Кроме того, стежки не должны захватывать вощеное полотно; они тол ько соприкасаются с ним.
Окончив работу, перевертывают ее наизнанку и разрезают каждый второй или третий стежок прометки, затем тщательно выдергивают маленькие концы, после чего кружево само собой выделяется на фоне.
Совершенно безразлично, что кончать сначала: бридочки или ажур; но все-таки мы советуем окончить сначала первые, особенно, когда бридочки делаются петельным стежком, потому что раз они уже будут сделаны, меньше риска стянуть работу, когда начнутся ажурные стежки. Когда работа окончена, ее смачивают водой и разглаживают.

863 (250x153, 19Kb)
Иголки.
Специальных иголок для кружев не делается; мы советуем брать иголки длинные, соответственной толщины с нитками, которыми будут работать.
Стежки.
Мы последовательно дадим целую серию красивых стежков различного жанра, которые послужат в то же время упражнением для исполнения тонкого кружева, венецианского кружева и стежков "газ", которые мы объясним позднее. stebel Мы не можем сказать, что использовали все, что существует в отношении к ажурным кружевам, но тем не менее мы собрали довольно большое количество примеров, чтобы каждый мог найти там мотивы, наиболее подходящие к его вкусам и наклонностям.
Что касается наименований стежков, то мы замечали очень часто, что один и тот же ажур был окрещен столь различными именами, что мы отказались от мысли давать им специальные имена, исключая, впрочем, стежков, которые уже известны всему миру под каким-нибудь названием. Мы будем различать их просто по номерам.
Бридочки стежками через край. (Рис. 864).
Прикрепляют нитку, перекидывают ее через пустое пространство и с одного края на другой, продевают нитку сверху вниз и перебрасывают иголку через первую нитку столько раз, сколько надо, чтобы придать обеим ниткам вид шнурочка.
Если стежков немного, то бридочки получаются распущенные, неаккуратные, что очень портит работу.
Когда бридочка окончена, стежки через край тесьмы продолжают до места, где должна находиться следующая бридочка.
Двойная бридочка со стежками через край. (Рис. 865).
Для этих бридочек протягивают 3 нитки через пустое пространство и обвивают их стежками через край менее частыми, чем стежки в бридочках на рис. 864.

1.
864 (140x224, 41Kb)

2.
865 (140x224, 43Kb)

3.
866 (140x224, 42Kb)

Бридочки с гладким петельным стежком. (Рис. 866).
Сначала протягивают 3 нитки, затем покрывают их, справа налево, петельными стежками.
Нужно заметить на рисунке, что иголка берется так, что ушко проходит сначала под нитки; это может показаться странным, но таким образом легче будет работать.
Нитка, которою исполняются петельные стежки, должна выходить из тесьмы на расстоянии одной или двух ниток дальше протянутых для бридочки; это будет препятствовать образованию бридочек неодинаковой ширины или закручиванию их в начале работы.
Бридочки булавочным пико. (Рис. 867 и 868).
Окончив петельные стежки до одной трети и до половины длины бридочки, продевают нитку, не делая петель, под натянутые нитки, закрепляют петельку нитки булавкой, которую продевают снизу работы, продевают иголку справа налево под 3 нитки (рис. 867) и стягивают стежок, чтобы насколько возможно ближе присоединить его к петельному шву бридочки.
На рис. 868 мы даем тот же способ исполнения пико, но с двумя петельными стежками вокруг пико.


5.
867 (140x224, 42Kb)

6.
868 (140x224, 42Kb)


Бридочки с гладким петельным стежком. (Рис. 866).
Сначала протягивают 3 нитки, затем покрывают их, справа налево, петельными стежками.
Нужно заметить на рисунке, что иголка берется так, что ушко проходит сначала под нитки; это может показаться странным, но таким образом легче будет работать.
Нитка, которою исполняются петельные стежки, должна выходить из тесьмы на расстоянии одной или двух ниток дальше протянутых для бридочки; это будет препятствовать образованию бридочек неодинаковой ширины или закручиванию их в начале работы.
Бридочки булавочным пико. (Рис. 867 и 868).
Окончив петельные стежки до одной трети и до половины длины бридочки, продевают нитку, не делая петель, под натянутые нитки, закрепляют петельку нитки булавкой, которую продевают снизу работы, продевают иголку справа налево под 3 нитки (рис. 867) и стягивают стежок, чтобы насколько возможно ближе присоединить его к петельному шву бридочки.
На рис. 868 мы даем тот же способ исполнения пико, но с двумя петельными стежками вокруг пико.


7.
869 (140x224, 43Kb)

8.
870 (140x224, 43Kb)
Бридочки с пико почтовым швом. (Рис. 870).
Иголку вдевают в последний петельный стежок и пропускают ее до половины длины; обвивают ее 10-12 раз вокруг нитки, слева направо, пропускают иголку сквозь спираль, стягивают нитку настолько, чтобы образовался полукружок, и продолжают бридочку. (См. также рис. 79 и рис. 682).
Бридочки с фестонами зубчиками. (Рис. 871).
Петельные стежки продолжают далее средины бридочки, затем проводят нитку назад 3 раза, закрепив ее около седьмого или восьмого петельного стежка; делают стежки сверху 3-х ниток, протянутых сверх бридочки, и заканчивают бридочку, как и остальные. Эти пико делают, чтобы окаймить кружево.


9.
871 (140x224, 43Kb)

10.
872 (140x224, 43Kb)
Бридочки с двойными петельными швами. (Рис. 872).
Сверху 2-х протянутых ниток делают двойные петельные стежки на довольно большом расстоянии один от другого, чтобы можно было в промежутке поместить стежки, которые делают на другой стороне бридочки.
Эти двойные петельные швы требуют, чтобы первый стежок был сделан обыкновенным петельным швом и чтобы второй стежок был сделан чередующимся петельным стежком, т.е. иголку нужно пропустить под натянутую нитку, потом провести ее сверху вниз под петлю; в результате нитка окажется позади стежка, а не впереди, как это бывает при обыкновенном петельном шве.
Разветвленные бридочки. (Рис. 873).
Если желают покрыть бридочками довольно большую поверхность, то большею частью приходится разветвлять бридочки. Для этой модели, которая показана на нашем рисунке, приготовляют нитки так же, как и для всякой другой бридочки, покрывают их петельными швами до половины длины; оттуда протягивают другие нитки, которые образуют бридочку, служащую продолжением первой, покрывают эти нитки петельными швами, пока не подойдут к пунктиру, протягивают снова нитки, затем отделывают петельными швами нитки, протянутые после других, затем - пространство, не покрытое нитками во втором месте, и наконец вторую половину первой бридочки.

11.
873 (213x130, 34Kb)

12.
874 (258x130, 36Kb)
Простой русский шов. (Рис. 874).
Кроме бридочек можно применять стежки всех жанров для прикрепления тесьмы и для заполнения пустых пространств, которые часто образуются от узора между двумя краями. Эти стежки, заменяя собой прошивки, могут быть очень простыми или требующими большой ловкости и терпения для исполнения.
Самый простой из этих стежков - простой русский стежок, который имеет большое сходство с скрещивающимся стежком (рис. 45) и со скрещивающимся стежком строчкой, (рис. 75).
Иголку продевают сверху вниз под край тесьмы, затем снова снизу наверх под противолежащий край, не забывая каждый раз выпускать нитку перед иголкой.
Надо стараться пропускать всегда одно и то же число пико тесьмы между стежками и помещать нижние стежки ровно посредине над стежками верхней тесьмы.
Русский скрученый шов. (Рис. 875).
Вместо того, чтобы пропустить иголку позади нитки, ее пропускают спереди и вокруг нитки, так что иголка выпускается всегда под нитку, которая обвивается два раза.

13.
875 (240x130, 35Kb)

14.
876 (240x130, 36Kb)
Шов колонной. (Рис. 876).
Книзу делают простой русский стежок, а кверху стежок рис. 875, пропуская, однако, 3 раза вторую нитку вокруг первой.

Прошивки переплетами. (Рис. 877 и 878).
Вдоль двух краев тесьмы делают очень свободные петельные стежки все одной ширины и на равном расстоянии. Окончив эти два ряда, поднимают каждую петельку посредством стежков (рис. 874 и рис. 875 ).
На рис. 878 мы видим двойной русский стежок в каждой петельке; можно его сделать втрое, вчетверо, смотря по тому, насколько ажурна должна быть прошивка.

16.
877 (220x130, 34Kb)

17.
878 (220x130, 34Kb)

18.
879 (226x130, 35Kb)
Прошивка жемчужными стежками. (Рис. 879).
Противолежащие ряды соединяются петельками в 4 стежка. В этих стежках нитки должны лежать плоско одна рядом с другой, они отнюдь не должны набегать одна на другую. После четвертого стежка обвивают ниткой нижнюю петельку, затем переходят таким же образом к следующей и опять повторяют 4 стежка.
Прошивки пучками. (Рис. 880).
Сначала делают две бридочки, как показано на рис. 864, на небольшом расстоянии одна от другой, затем располагают третью бридочку, которую покрывают только до половины второй нитки. Дойдя до половины бридочек, их соединяют 5-ю или 6-ю петельными швами, затем продолжают покрывать остальную часть третьей бридочки.

17.
880 (140x280, 50Kb)
Прошивка веточками (Рис. 881 и 882).
Протягивают нитку посреди пространства, заключенного между двумя краями тесьмы и с одного края на другой, в смысле длины; пропускают иголку посредине тесьмы, положенной поперек прошивки, под 2-3 нитки края, смотря по толщине тесьмы; затем, возвращаясь, продевают нитку в края длинной стороны, сначала на левой стороне снизу вверх, а потом на правой стороне сверху вниз, и образуют 3 петельки, которые стягивают посредством узла, как это ясно показано на рис. 881; и больше уже, конечно, не нужно делать стежков, обращенных кверху.

19.
881 (140x280, 53Kb)

20.
882 (140x280, 53Kb)
Прошивка листиками штопальным швом. (Рис. 883).
Нитку прикрепляют на том месте, где по узору должен находиться первый листик прошивки, затем ее пропускают на противоположную сторону через край тесьмы и втыкают опять в то место, откуда начали шить; нитки располагают на обеих сторонах, как показано на рис. 882, скрепляют их узлом, как показано на рис. 881, продевают нитку вдоль среднего листика, проводят ее с нижнего края тесьмы наверх и делают маленький листик штопальным швом, как мы уже объясняли в главе "Филе" (рис. 667 и 668).


20.
883 (140x280, 51Kb)
Прошивка кружочками. (Рис. 884).
Для этого кружева чередуют два ряда русского стежка, затем нитку проводят к точке соединения этих стежков; делают кружок сверх 5 ниток и пропускают иголку под оконченный кружок, чтобы подойти к соседнему скрещению.


22.
884 (240x130, 39Kb)

23.
885 (240x130, 38Kb)
Прошивка большими кружками. (Рис. 885).
Нитку прикрепляют посредине одной из узких сторон прошивки и протягивают ее через пустое пространство, прикрепляют на противоположной стороне, затем маленькими стежками через край проводят ее в угол прошивки. Оттуда направляют слабо натянутую петлю в противоположный угол, продевают нитку под 6-8 ниток края тесьмы, затем проводят иголку под натянутую в начале нитку и позади петельки, и оканчивают стежок на противоположном краю тесемки.
Протягивают нитку снова поперек пустого пространства и сверх первой нитки, возвращают нитку на средину, делают большой кружок на 4 нитках, продергивая иглу все время под теми же нитками, затем обвивают простую нитку, возвращаются к краю и делают вторую петлю, вытягивая нитку через исходную точку двух остальных стежков.
Прошивка конусами. (Рис. 886 и 887).
Делают русские стежки на далеком расстоянии между двумя краями тесьмы, затем проводят нитку к концу одного из этих стежков, т. е. к краю тесьмы; делают штопальные стежки до половины высоты русского стежка, и это производит конические зубцы. (См. также рис. 669). Чтобы перейти к следующему стежку, обвивают несколько раз нитку русского стежка.
Можно делать также русский стежок вдвое, как показано на рис. 887, и делать штопальные стежки так, чтобы концы конусов соприкасались своими основаниями, опирающимися на тесьму.

25.
886 (240x130, 38Kb)

26.
887 (240x130, 38Kb)

27.
888 (240x130, 37Kb)
Прошивка квадратиками. (Рис. 888).
Сделав ряды петелек на краю обеих тесемок, как показано на рис. 877, 878, 879, проводят нитку через петельки; эта нитка служит основанием русским стежкам, которыми соединяются оба края.
Пустые квадраты, которые образуются между русскими стежками, заполняются петельными стежками, исполненными, как показано на рис. 672 главы "Филе".
Прошивка полубридочками. (Рис. 889).
Нитку прикрепляют к одному углу тесьмы, затем ее проводят до средины ширины прошивки, проводят ее по краю направо и покрывают петельными стежками до половины пустого пространства.
Затем проводят нитку налево, пропускают ее по противоположному краю, немного ниже половины правой бридочки, и покрывают нитку тем же количеством стежков, как и на первой стороне.
Можно делать с одной стороны больше стежков, чем с другой, это производит красивую вариацию этой прошивки.


26.
889 (140x280, 49Kb)
Кружевные стежки.
Когда делают кружевные стежки, нужно стараться, чтобы число петель оставалось всегда одно и то же в правильных промежутках; кроме того, надо следить, чтобы, идя вперед, была сделана целая петля, а, идя назад, половина петли, и при вторичном стежке вперед опять целая петля.
Если узор уменьшается в ширину или, наоборот, расширяется, нужно уменьшить или увеличить петли, пропорционально изменениям, которые образуются в узоре.
Высотой каждой петли надо считать столько ниток края тесьмы, сколько их было пропущено в первом стежке вперед.
Первый кружевной шов. Простой тюлевый шов. (Рис. 890).
Делают очень свободные петельные стежки взад и вперед, чтобы из них можно было сделать петли, в которые будут помещены стежки следующего ряда.

28.
890 (204x200, 47Kb)

29.
891 (202x200, 47Kb)
Второй кружевной шов. Двойной тюлевый шов. (Рис. 891).
Для этого шва отсчитывают такое же расстояние, какое показано на рис. 890, только в этом случае делают два петельных шва очень близко один от другого. В этом случае лучше меньше округлять петлю, чем это обыкновенно делается в простом тюлевом шве.
Третий тюлевый шов. (Рис. 892).
Здесь делают последовательно 3 петельных шва, которые скреплены петелькой нитки. Эта петелька должна быть ровно настолько длинна, чтобы в нее можно было поместить 3 петельных шва следующего ряда.


30.
892 (200x200, 47Kb)

31.
893 (197x200, 46Kb)
Четвертый кружевной шов. (Рис. 893).
С левой руки к правой начинают делать два довольно часто посаженные петельные стежка, затем один стежок двойной длины.
Возвращаясь назад, что приходится справа налево, помещают стежок в петельку, которая находится между плотно стянутыми стежками, и 3 стежка в длинную петельку.
Пятый кружевной шов. (Рис. 894).
Точно так же, как показано на рис. 893, начинают и этот кружевной шов слева направо, но делая 3 стежка очень близко друг от друга, затем промежуточную петельку, которая длиною равняется трем первым стежкам, вместе взятым.
Возвращаясь, делают по одному петельному стежку между 3-мя стежками и 8-ю стежками на длинной промежуточной петле.


32.
894 (198x200, 47Kb)

33.
895 (200x200, 46Kb)
Шестой кружевной шов. (Рис. 895).
Тюлевые стежки, сделанные, по крайней мере, на расстоянии 6-8 бридочек тесьмы и немного растянутые, исполняются вперед и покрываются на обратном пути таким же количеством петельных стежков, сколько потребуется, чтобы совершенно покрыть нитку.
В третьем ряду стежков иголку продевают в маленькую петельку, находящуюся между двумя частями петельных стежков, так что плотные стежки будут располагаться по вертикальной линии на поверхности, которую они покрывают.
Седьмой кружевной шов. (Рис. 896).
Начинают справа налево и делают группы из двух петельных стежков, соединенных между собою несколько ближе, нежели расстояние, разделяющее их.
На обратном пути пропускают более длинную петельку и делают только один петельный стежок между соединенными стежками, сделанными вперед.
В третьем ряду в каждой петельке помещают по два петельных стежка.

34.
896 (209x200, 47Kb)

35.
897 (206x200, 46Kb)
Восьмой кружевной шов. (Рис. 897).
Этот шов обыкновенно называется швом ажурным горошком. Это название происходит от круглых отверстий, которые образуются от распределения стежков.
Первый ряд составляется из довольно плотных стежков, помещенных на одинаковом расстоянии друг от друга.
Во втором ряду делается петельный стежок в последнем стежке первого ряда, затем пропускают две петельки и 3 петельные стежка, делают снова два стежка в следующих петельках и так далее.
В третьем ряду снова делают 3 стежка в большой петле и один стежок в той, которая находится между петлями второго ряда. В четвертом ряду горошек чередуется.
Девятый и десятый кружевной шов. (Рис. 898 и 899).
Шов, который изображен на обоих рисунках, известен под именем пирамидного шва или Венецианского шва.
Оба начинаются рядом плотно стянутых петельных стежков. В шве на рис. 898, который делается в 3 ряда, пропускают 2 стежка во втором ряду и делают два стежка в следующих петлях; в третьем ряду пропускают также, петли, помещенные внизу пропущенных стежков и делают только один стежок. В следующем ряду делают снова то же число стежков, как и в первом ряду.
В рис. 899 делают 5 рядов стежков; первый очень стянутый, второй делая 4-е стежка и пропуская два стежка нижнего ряда, третий с 3-мя стежками, четвертый с 2-мя стежками, пятый с 1-м стежком.
Нужно правильно и довольно туго натянуть нитки, которые разделяют группы стежков и главным образом ту нитку, которой должны вышиваться стежки пятого ряда для того, чтобы длинная петля, которая неминуемо образуется, была хорошо покрыта стежками первого ряда следующей пирамиды.

36.
898 (200x200, 48Kb)

37.
899 (199x200, 50Kb)
Одиннадцатый кружевной шов. (Рис. 900).
Первый ряд образуется исключительно простыми тюлевыми стежками, второй ряд опять-таки из тюлевых стежков, затем из петельных стежков в петле, находящейся посредине; в третьем ряду находятся 3 петельные стежка в целых петлях направо и налево 3-х стежков второго ряда и один стежок в полупетлях, которые предшествуют и следуют непосредственно; четвертый ряд снова подобен второму.
В пятом ряду чередуются плотные стежки, их помещают в четвертой петле, включая и полубридочку спереди и сзади 3-х стежков четвертого ряда, так что между двумя группами из 3-х стежков считается 6 отдельных петельных стежков и 7 петель.

38.
900 (196x200, 46Kb)

39.
901 (197x200, 46Kb)

Двенадцатый кружевной шов. (Рис. 901).
Нитка закрепляется на высоте полусантиметра с левой стороны края, затем поднимаются к верхнему краю и делают 3 очень плотные петельные стежка; делают довольно длинную петлю из нитки так, чтобы она хватила до вершины первого стежка сбоку и делают 3 другие стежка.
Во втором ряду покрывают петельки 3-мя петельными стежками, но среднюю нитку натягивают.
Третий ряд снова подобен первому, с той разницей, однако, что иголку пропускают между нитками петельного шва, а не между петлями.
Тринадцатый кружевной шов. (Рис. 902).
Шов, который изображен здесь, так же, как и два последующих, сделан обратно стежками, исполненными справа налево.
Этот способ работы менее употребителен, нежели способ слева направо, и мы указали на рис. положение, в котором должны быть нитка и иголка.
Для ажура на рис. 902 делают на краю тесьмы 2 очень близко расположенных петельных стежка, затем третий стежок, который оканчивается книзу двух первых стежков, которые притягивают насколько возможно к этим последним; нитка, которая соединяет стежки, должна быть очень натянута, чтобы ряды стежков образовывали линии, а не фестоны.

40.
902 (198x200, 43Kb)

41.
903 (199x200, 45Kb)
Четырнадцатый кружевной шов. (Рис. 903).
Начинают рядом широких петельных швов, затем делают в каждой петельке 2 петельки стежка, снизу которых делают, вместо одного стежка, как в рис. 902, два петельных стежка, что производит ажурный фон с вертикальными бридочками.
Пятнадцатый кружевной шов. (Рис. 904).
Вот еще шов, аналогичный первым двум и в котором делают сначала 3 стежка сверху края или сверх промежуточных бридочек; затем соединяют эти стежки поперечным стежком.


42.
904 (202x200, 47Kb)

43.
905 (203x200, 48Kb)
Шестнадцатый кружевной шов. (Рис. 905).
Начинают этот шов рядом тюлевых стежков, которые направляются справа налево, как это показано на рис., рядом стежков, называемых стежками зернышками.
Второй ряд, направляясь снова слева направо, состоит из коротких и косых бридочек, имеющих форму зерна, которые сделаны в жанре пико, рис. 869. Первый стежок проходит через петельку верхнего ряда, второй стежок делается сверху двух ниток и на расстоянии от петли, соответствующем протяжению, которое занимают три стежка, сделанные на втором стежке.
Первый из четырех петельных стежков следующей группы должен всегда находиться близко от последнего из 4-х стежков предшествующей группы.
Семнадцатый кружевной шов. (Рис. 906).
Этот рис. представляет стежок зернышком, исполненный вперед и назад и в то же время он указывает, как надо держать иголку для исполнения стежков вперед справа налево.

44.
906 (200x200, 48Kb)

45.
907 (196x200, 47Kb)
Восемнадцатый кружевной шов. (Рис. 907)
Этот рисунок и следующие за ним представляют серию кружевных швов, которые часто встречаются в старых Венецианских кружевах; следовательно и его с полным правом можно назвать Венецианским швом.
Группирование и расположение одних над другими рядов стежков образует менее прозрачный ажур, чем на тех рисунках, которые мы до сих пор описали.
На этих фонах сначала делают ряд плотно стянутых петель, затем натягивают нитку на одной линии с ними, и, возвращаясь, продевают иголку под каждую петлю и сверх натянутой нитки.
Девятнадцатый кружевной шов. (Рис. 908).
В старинных моделях мы часто встречаем шов, исполненный по рис. 907, очень плотными стежками, что придает фону вид плетеной ткани, как это видно на рис. 908.

46.
908 (202x200, 47Kb)

47.
909 (201x200, 45Kb)
Двадцатый кружевной шов. (Рис. 909).
Можно также делать дырочки в рядах, сделанных плотными стежками, пропуская на возвратном ряду несколько петелек.
Делая затем следующий ряд вперед, в бридочке, состоящей из трех ниток, помещают столько петель, сколько было пропущено в предыдущем ряду.
Эти дырочки можно расположить правильно, по известному плану, или по собственной фантазии каждого, кроме того их можно расположить таким образом, что они могут быть употреблены для исполнения Ирландских кружев.
Двадцать первый кружевной шов. (Рис. 910).
Есть еще способы варьировать Венецианский ажур; они заключаются в разнообразных вышиваниях фона, сделанного иголкой.
Кроме мушек, можно отделывать фон кружев маленькими зубчатыми кружками, звездочками, сделанными почтовым швом и другими стежками фантази.

48.
910 (201x200, 47Kb)

49.
911 (202x200, 46Kb)
Двадцать второй кружевной шов. (Рис. 911).
Закрепив нитку слева на конце тесьмы, придерживают ее большим пальцем левой руки, вводят иголку в верхнюю тесьму и одновременно в петельку нитки так, как показано на рисунке.
Когда нитка накинута на иголку, последнюю пропускают сквозь петельку и притягивают нитку настолько, какой высоты желают сделать вертикальные бридочки одинаковой длины.
В следующем ряду эти бридочки делаются наоборот.
Двадцать третий кружевной шов. (Рис. 912).
Чтобы исполнить этот шов, начинают теми же стежками, как на рис. 911 идя слева направо. Затем поднимают накидным стежком каждую петельку, находящуюся между вертикальными бридочками.
Каждый стежок тотчас стягивается до желаемого размера, так как нельзя поднимать сразу несколько петелек; натягивание нитки, производимое поддеванием иголки, нарушает положение бридочек, которые должны сохранять вертикальное направление.

50.
912 (196x200, 45Kb)

51.
913 (200x200, 45Kb)
Двадцать четвертый кружевной шов. (Рис. 913).
Этот ажур часто называется Соррентским швом. Он образуется из трех бридочек, довольно близко посаженных друг от друга, которые разделяются от следующих петлей, равной по длине двум коротким петелькам, которые находятся между бридочками.
Нитка, которая проходит обратно через все бридочки, проводится один раз сверх маленьких петелек и несколько раз сверх длинных петелек.
В каждом следующем ряду первую бридочку помещают между первой и второй бридочкой предшествующего ряда, а третью - в длинную петлю, так что узор продолжается вкось, лесенкой.
Двадцать пятый и двадцать шестой кружевной шов. (Рис. 914 и 915).
Эти два рисунка показывают, как можно чередовать, помещать одни над другими и варьировать расположение бридочек в ажуре.
Бридочки делаются как на рис. 912. Нитка, которая соединяет группы бридочек, должна быть очень натянута, чтобы все ряды были на одной бридочек, должна быть очень натянута правильной линии.


52.
914 (201x200, 44Kb)

53.
915 (203x200, 46Kb)
Двадцать седьмой кружевной шов. (Рис. 916).
Между тремя бридочками, посаженными тесно одна рядом с другой, оставляют пространство, равное тому, которое они занимают; затем, натягивая нитку, переходят вниз под бридочки; во втором ряду 3 бридочки помещают в пустом пространстве, 2 бридочки между тремя бридочками первого ряда и тремя бридочками снова в пустом пространстве, всего-навсего 8 бридочек.
Третий ряд стежков делается подобно первому.
Двадцать восьмой кружевной шов. (Рис. 917).
Начинают двумя рядами тюлевых стежков (рис. 890), затем два плотные ряда, как показано на рис. 908 и один ряд, как на рис. 912.
В том случае, если захотят удлинить бридочки, надо обмотать нитку один или два раза вокруг иголки.
Двадцать девятый кружевной шов. (Рис. 918).
Этот шов напоминающий греческий тюлевый шов большими петлями, также называется греческим швом. Он годится для заполнения фона кружев; его употребляют также взамен фона бридочками (рис. 928 и 929).
Слева направо, по рис. 911, делают бридочки на некотором расстоянии одна от другой и не очень стянутые так, чтобы петля, которую на обратном ряду два раза обвивают, имела всегда форму слегка закругленных фестонов, идущих один за другим.
В следующем ряду бридочку помещают посредине петли и поднимают ее иголкой настолько, чтобы нитки образовали шестиугольник, как в тюлевых петлях.
Когда надо будет дополнить большие мотивы или фон кружева, начинают стежком в углу и затем увеличивают или уменьшают число стежков, смотря по узору.

56.
916 (202x200, 47Kb)

57.
917 (201x200, 50Kb)

58.
918 (200x200, 47Kb)

59.
919 (198x200, 48Kb)
Тридцатый кружевной шов. (Рис. 919).
Приготовив ряд двойных петельных стежков, между которыми оставляют петли длиною в промежуток, который отделяет пары стежков, возвращают нитку наверх петельки или протягивают ее через пустое пространство, прикрепляют ее к тесьме и делают петельные стежки с соблюдением тех же условий, как и в первом ряду.
Петли нужно делать очень правильно; чтобы легче достигнуть этого, можно начертить линии на рисунке; чтобы подразделить поверхность, которую располагают на этой линии, втыкают булавку, вокруг которой накидывают нитку, как видно на рисунке.
Тридцать первый кружевной шов. (Рис. 920).
С первого взгляда шов, представленный на этом рисунке, кажется одинаковым с тем, который мы видели на предшествующем рисунке, а между тем он коренным образом отличается от него способом перевивать нитки.
Иголку пропускают под петлю и под натянутую нитку, затем втыкают булавку на необходимой высоте, заводят нитку сзади булавки и делают петлю вокруг кончика иголки, как показано на рисунке, затем стягивают узел.
Тридцать второй кружевной шов. (Рис. 921).
Чтобы внести разнообразие в кружевные швы, можно подражать филе. Начинают в углу квадрата и работают по диагональной линии. Петли прикрепляются посредством такого же узла, как на рисунке 920, и втыкают иголку, как в вышеуказанном шве, чтобы сделать совершенно правильные петли.
Нужно чрезвычайно тщательно отнестись к исполнению маленьких квадратов; если они хорошо сделаны, то для заполнения их можно использовать большую часть швов, описанных в главе "Филе", а для заполнения маленьких промежутков можно выбрать красивые ажуры, которые употребляют для филе-гипюр.
Тридцать третий кружевной шов. (Рис. 922).
Мы часто встречали этот шов на очень старинных Ирландских кружевах, из которых в настоящее время сохранились очень немногие. Этот фон, напоминающий плотный тюлевый шов, представляет на первый взгляд почти однообразный вид, до такой степени стежки сделаны близко друг к другу. Но, рассматривая внимательнее, мы заметили, что это совершенно новый шов.
Стежки сделаны насколько возможно плотно, чтобы между ними почти не было интервалов.
Петля, сделанная простым тюлевым стежком, прикреплена на небольшом расстоянии от сгиба петельным стежком.
Тридцать четвертый кружевной шов. (Рис. 923).
Чтобы сделать фон кружками или паучками, покрывают сначала фон натянутыми нитками взад и вперед по диагонали, на равном расстоянии одна от другой. Эти нитки должны лежать плоско, так чтобы вторая не надвигалась на первую. Когда вся поверхность покрыта этими двойными нитками, их перекрещивают другой серией ниток.
Проводя нитку на обратном пути два или 3 раза под двойными нитками и сверх простой нитки вперед, получают красивые кружочки, которые мы уже описали в главе "Филе", рис. 673 и 674.

60.
920 (199x200, 45Kb)

61.
921 (205x200, 47Kb)

62.
922 (200x200, 44Kb)

63.
923 (198x200, 47Kb)

Тридцать пятый кружевной шов. (Рис. 924).
Сначала приготовляют фон из очень правильных квадратиков не делая узлов в местах скрещивания ниток.
Третью нитку помещают по диагонали, сверх двух первых так, чтобы она встретилась с ними в точке пересечения. Таким образом, получается шесть лучей, сходящихся в центре.
Ниткой, которая помещается в четвертом и последнем месте и которая образует 7-й и 8-й лучи, делают кружок сверх 7 ниток, затем проводят иглу под кружок, который перед тем был сделан, и ведут иголку к точке, где должен помещаться следующий кружок.

1.
924 (198x200, 50Kb)

2.
925 (202x200, 48Kb)
Тридцать шестой кружевной шов. (Рис. 925).
Покрыв всю поверхность, предназначенную для вышивания нитками, натянутыми горизонтально, их покрывают петлями, идущими от одной нитки к другой и соединяющимися в следующем ряду с предшествующими петлями. Значит, иголка проводится под двумя нитками.
Приготовив эту канву, ее покрывают конусами из штопальных очень плотных стежков, которые начинаются на остром конце, как это было сделано на рис. 886 и 887.
Тридцать седьмой кружевной шов. (Рис. 926).
Чтобы исполнить этот шов, сначала делают подобие канвы Пенелопы, употребляемой для вышивания, и делают это с помощью первых ниток, которыми начинают работу.
С этой целью покрывают пустое пространство двояким образом двумя довольно тесно расположенными нитками, которые скрещиваются в месте пересечения как нитки канвы.
Места перекрещивания ниток несколько раз обвивают ниткой; это делается столько раз, сколько можно, потому что, чем более заполненных частей, тем рельефнее будут петельные стежки и тем лучший вид будет иметь вышивание.
Каждый из маленьких зубчатых гвоздик должен быть начат и кончен независимо от других.

4.
926 (200x200, 48Kb)

5.
927 (198x200, 47Kb)
Тридцать восьмой кружевной шов. (Рис. 927).
Так как простой тюлевый шов скорее делается, чем какой-либо другой, то его и приходится выбирать чаще всего.
Но так как он несколько однообразен, то хорошо прибавлять к нему дополнительный ажур.
Зубчатые гвоздички равномерно распределенные по фону, как указано на рисунке, увеличат эффект этого кружевного фона.
Здесь, как и в предшествующем рисунке, каждая гвоздичка делается независимо от остальных.
Тридцать девятый кружевной шов. (Рис. 928).
Можно еще наполнить кружевной фон разветвленными бридочками, сделанными стежком через край. Приготовляют 5 или 6 ниток, смотря по тому, как это требует ход бридочки, обвивают разветвления до тех пор, пока они достигнут главной линии; оттуда приготовляют новые основы для другой веточки, так, что приходя к известному пункту и возвращаясь, чтобы обвить от 6 до 8 частей основы.

6.
928 (201x200, 45Kb)

7.
929 (199x200, 46Kb) Сороковой кружевной шов. (Рис. 929.)
Между всеми ажурами, которые мы только что описали, мы рассмотрим тот, которым заканчивается эта серия, т. к. он требует особенно большого терпения.
Мы скопировали его с одного Брабантского кружева, очень старинного, ажурные части которого были отделаны им.
Хотя этот шов и не всегда причисляется к тем, которыми пользуются для исполнения ирландского кружева, но ничто не препятствует воспроизведению этого жанра рукоделия наравне со всяким другим.
Наш рисунок воспроизводит ход шва в большом масштабе нежели в оригинале, так как оригинал исполнен тонкими, почти невидимыми нитками, которыми пользуются работницы, приготовляющие кружева, вязанные иголкой.
В первом ряду кружева располагают 3 нитки для заполнения, затем делают петельные стежки, спускаясь справа налево, числом от 8-10, до точки, где отделяется следующая ветвь, для которой нужно снова расположить 3 нитки для заполнения.
Затем, дойдя до конца ряда, закрепляют нитку в тесьме направо и, возвращаясь, покрывают петельными стежками вторую часть бридочки, идя справа налево. Затем снова натягивают нитки для заполнения, покрывают их петельными стежками, как и предыдущие нитки для заполнения, частью покрытые и т. д.
Пико, исполненный по рис. 869, указывает точку скрещивания бридочек. Можно сделать и большее количество пико, смотря по вкусу вышивальщицы.
Кружки с бридочками - фестонами. (Рис. 930,931,932,933).
Так как мы уже имели несколько раз случай давать подробности относительно способа, как делать кружки, не только в этой главе, но и в главе филе-гипюр, то и не будем более распространяться о жанре шва, который нужно употреблять; мы ограничимся тем, что дадим необходимые объяснения о ходе работы, которого нужно придерживаться, чтобы в квадратных отверстиях сделать кружки с бридами-фестонами.
На рис. 930 объясняется, как располагать 8 первых петелек, которые служат остовом бридочек.
На рис. 931 можно видеть, что через петли пропускается нитка, с помощью которой петли стягиваются и образуют кружок; и кроме того, что две нитки, прибавленные к петле, служат для заполнения петельными стежками. Эти последние начинаются неизменно на стороне тесьмы.
Рис. 932 представляет в законченном виде бридочку, начатую на рис. 931, а также переход нитки к следующей бридочке, а рис. 933 представляет покрытый петельными стежками круг, после полного окончания всех бридочек.


10.
930 (200x200, 46Kb)

11.
931 (200x200, 46Kb)

12.
932 (200x200, 47Kb)

13.
933 (196x200, 46Kb) Способ заполнения круглых отверстий. (Рис. 934,935,936).
Ажуры, которые по своему строению позволяют расположить над ними несколько рядов швов, стягивающихся по мере того, как нижняя окружность круга уменьшается, и ажуры, которые по своему расположению позволяют пропускать правильными промежутками в нижних рядах несколько стежков верхних рядов, - эти ажуры более всего подходят для заполнения круглых отверстий, находящихся иногда в узорах кружев.
Тесьма, которая нашивается на круглом узоре, как мы уже говорили в начале главы, должна быть собрана изнутри раньше, чем начинают ажуры.
На рис. 934 мы даем объяснение, каким образом можно заполнить круглое отверстие посредством 3 рядов тюлевых стежков.
Нужно заметить, что петля, которая начинает ряд, обвивается ниткой петли, которая ее заканчивает, и что эта нитка проводится затем к второй серии стежков.
Таким же образом переходят к третьему ряду, после которого поднимают все петли, затем закрепляют нитку, сходя вниз вдоль петель и следуя ходу работы, указанному пунктиром.
Рис. 935 показывает, как кончать ряд петель кружками, которые делаются только 3 нитками. В первом ряду делают кружок сверху каждой бридочки; во втором ряду кружки делаются только на каждой второй бридочке; третий ряд бридочек, которые поднимаются ниткой, заканчивает внутренность круга, затем накидывают нитку вдоль бридочек (рис. 936), чтобы привести ее к краю тесьмы, и закрепляют ее.

13.
934 (200x200, 48Kb)

14.
935 (200x200, 47Kb)

15.
936 (204x200, 46Kb)
Сшитое пико. (Рис. 937, 938, 939).
Контуры ирландских кружев вышивают и оканчивают, по большей части, пико, которые можно получить совершенно готовыми (рис. 862), как мы уже сказали. Однако эти пико не очень прочны, и мы не можем советовать употреблять их для работ, которые исполняются собственноручно.
На рис. 937 мы даем способ, как исполнять соединенные пико.
Начинают тем, что делают по рис. 921 узел, сверх которого обвивают нитку, следуя указаниям, которые находятся на рисунке. Излишне повторять, что все петли должны быть прикреплены на одном уровне, что они должны быть одинаковой длины и равномерно отстоять друг от друга.
На рис. 938 можно видеть жанр сшитого пико, имеющего наиболее сходства с теми, которые делаются машиной, между тем как рис. 939 указывает, как пользоваться маленькими фестонами, окаймленными пико, сделанными почтовым швом.


16.
937 (451x150, 59Kb)

17.
938 (363x150, 49Kb)

18.
939 (359x200, 61Kb) Кроме того, можно употребить взамен пико один или даже два ряда кружевного стежка, рис. 906, фестоны рис. 871, или первые ряды рис. 919, 920, 921.
Ирландское кружево с фоном бридочками. (Рис. 940).
Из ирландских кружев самые простые те, фигуры которых, образованные различными сортами тесьмы, соединены бридочками стежками через край и паучками с русскими стежками для заполнения. Мы приводим, как образец, кружево рис. 940, для которого употребляют гладкую тесьму и тесьму медальонами.
Бридочки стежками через край исполняются сообразно объяснениям, данным для рис. 864; русский стежок по рис. 874, а для паучков штопальным стежком см. главу "Филе" (рис. 673 и 674).
Нижний край кружева оканчивается тесьмой с пико, пришитой стежками через край.


17.
940 (443x180, 67Kb) Приклад. Льняные нитки для вышивания D.M.C. № 50, слабокрученные нитки для вышивания D.M.C. № 50,белые льняные нитки для кружев D.M.C. №50.
Ирландское кружево с фоном петлями. (Рис. 941).
Исполнение этого кружева требует более времени и труда, нежели предшествующее. Нашив и собрав тесьму, заполняют фон стежками фиг. 918. Чтобы совершенно правильно сделать это заполнение, мы советуем начертить несколько вспомогательных линий на навощенной бумаге затем следовать по линиям, чтобы исполнить различные ряды стежков.
Когда фон будет окончен, переходят к заполнению фигур, для чего выбирают швы рис. 892,905 и 907. Край кружева отделывается фестонами, украшенными пико по способу почтового шва (рис. 939). Здесь употребляются тонкие льняные нитки, чтобы собрать тесьму, и более толстые нитки для кружевных швов.


18.
941gor (428x200, 86Kb) Приклад. Для собирания тесьмы: льняные нитки для вышивания D.M.C. № 70, белые; для кружевных швов: льняные нитки для кружев D.M.C. № 45, белые.
Венецианское кружево. (Рис. 942, 943, 944, 945, 946, 947, 948).
По большей части, под названием "Венецианских кружев" подразумеваются кружева, исполненные иголкой, контуры которых окаймлены богатыми очень рельефными фестонами. Кружевницы называют эти рельефы "brodes".
Сначала, как в большинстве рукоделий, нужно приготовить узор, начинают с того, что подкладывают черную матовую бумагу под рисунок, переведенный на бумагу (существует специальная бумага для этого); затем делают на этой последней дырочки на равном расстоянии одна от другой, снимают восковую бумагу и прикрепляют черную бумагу на довольно толстое полотно.
Окончив это, берут от 3-5 ниточек той нитки, которой будут исполнять кружево, кладут эту прядочку на линии, обозначенные проткнутыми дырками, и закрепляют эту прядочку на каждой дырочке стежком, сделанным сверху ниток.
Рис.942, а также и другие рисунки этой же серии показывают естественную величину расстояний, которую нужно соблюдать между проколами, и кроме того тут видно также начало обведения чертежа, между тем, как рис. 943 показывает уже обведенный контур чертежа с исполненными гвоздиками, которые помещаются позднее на ажур.

20.
942 (200x250, 50Kb)

21.
943 (190x250, 48Kb)
Только окончив обводить ниткой контуры, можно делать ажуры или, собственно говоря, стежки. Эта часть работы должна быть исполнена с большой тщательностью, чтобы нитка сохранилась совершенно белой.
Для достижения этого берут голубую бумагу и покрывают все части чертежа, с которыми не думают тотчас работать; те же части, которые собираются отделывать, остаются открытыми.
Кроме того, надо взять кусочек бумаги немного больше, чем незакрытая часть, вырезать в нем маленькое отверстие приблизительно в 1 см диаметром и положить отверстием на то место, с которого хотят начать работу.
Ажуры будут исполняться только на открытом таким образом месте. Так как бумага остается неприкрепленная, то отверстие можно передвигать по мере того, как работа будет идти дальше или когда надо будет вернуться к прежним рядам (рис. 944).


22.
944b (489x700, 255Kb)

23.
945 (204x250, 44Kb)
Какого бы жанра ни были стежки, они должны закрепляться на линии чертежа, не слишком утолщая его.
Мы напоминаем еще раз нашим читательницам: швы тонких кружев делаются всегда ушком иголки к работающей концом к внешней стороне. Работая таким образом, получают более правильное и более точное исполнение.
Итак, заполняют последовательно все части ажура, который распределяют, смотря по узору, заполненными или более прозрачными ажурами, до тех пор, пока все пустые места чертежа будут заполнены (см. рис. 945 и 946).
Когда все ажуры сделаны, покрывают контур очень плотными стежками.
Старинные Венецианские кружева отделываются, кроме того, фестонами с очень отчетливыми рельефами, или "brodes", которые плотно заполняются нитками, как мы уже объяснили на рис.150, для Венецианского кружева.
Приклад. Для ажуров нитки льняные для вышивания D.M.C. № 90. - Для чертежа и для заполнения: льняные слабокрученные нитки D.M.C. № 100.
Современное кружево, вязаное иголкой. (Рис. 949).
В выступающих мотивах, как на семи последних рисунках, контур окаймляется, как только окончены заполненные места; но в кружевах, части которых соединяются бридочками или сеткой, контуры окаймляются после всего.
Так, в кружеве рис. 950 сначала кончают контуры внутри цветков и усиков, затем прибавляют сетку, которую можно заменить бридочками с пико, уже после всего делают рельефы и внешние фестоны.

26.
946 (197x250, 43Kb)

27.
947 (199x250, 44Kb)

28.
948 (197x250, 51Kb)

29.
949gor (456x200, 91Kb)
Этот жанр кружева требует такой же подготовительной работы, как и Венецианское кружево, только обыкновенно употребляемые швы кружева представляют менее разнообразия. Здесь чаще всего встречаются швы рис. 908 и 890.
Приклад. Нитки льняные для вышивания D.M.C. № 90 и слабокрученные льняные нитки D.M.C. № 100, белые.
Кружево Ретичелла. (Рис. 950 и 951).
Кружева Ретичелла делаются большею частью на чертеже нитками, подобными тем, которые служат для исполнения работ, о которых мы только что говорили.
Но так как этот способ исполнения был изменен в кружевах, которые мы сейчас будем описывать, то мы сочли полезным применить здесь этот способ упрощения, который часто употреблялся в прекрасных старинных работах и который состоит в замене бридочек, сделанных обыкновенным способом - иголкой, тканой тесьмой.
Сначала прикрепляют тесьму; здесь очень тонкую тесьму D.M.C., посредством трех маленьких стежков вперед иголку, вдоль линии рисунка.
Укрепив тесьму радиусами, начинают делать в центре бридочки, покрытые петельными стежками, на которых делают ряд стежков по рис. 922, затем рядом помещают другую бридочку, для которой поднимают петельку стежков предшествующего ряда, новый ряд, подобный второму, который заканчивается пико по рис. 870.
Основание пирамиды покоится на бридочках, окаймленных петельными стежками с обеих сторон и отделанными пико к внутренней стороне. Стежки первого ряда не следует делать очень частыми, чтобы стежки второго могли поместиться между первыми, как мы уже объясняли в рис. 684, в главе "Филе".
Для внутренней части пирамиды делают швы, представленные на рис. 672, в главе "Филе", пико, которые их окружают, должны быть исполнены по рис. 869.
Углы отделаны бридочками, образующими полукруги.
Кружево было исполнено так, как показано на рис. 950, в естественную величину, эльзасскими нитками D.M.C. № 100, между тем как второй рисунок представляет тот же мотив и указывает возможность превосходно исполнить ту же работу более толстыми нитками, так как здесь взяты эльзасские нитки D.M.C. № 25, которые служили для исполнения объяснительных деталей рис. 951.

28.
950 (369x200, 61Kb)

29.
951b (666x700, 370Kb)
Приклад. Для ажуров эльзасские нитки D.M.C. № 25 или 100, экрю. Для бридочек: очень тонкая тесьма D.M.C. № 3-8, экрю.

Прошивка узловыми стежками. (Рис. 952 и 953).
Кружево узловыми стежками, как оно показано на наших двух рисунках, считается итальянского происхождения, но мы находим прекрасное исполнение этого кружева в Персии и в Южной Азии. Мы сохраняем за ним название кружева узловыми стежками.
Можно без труда проследить образование кружева и следование рядов, которые лучше начинать двумя рядами стежков, образующих перпендикулярные бридочки, за которыми следуют стежки, образующие 4 палочки между бридочками.
Для пико, заканчивающих бридочки, см. рис. 870.
Приклад. Льняные нитки для кружев D.M.C., белые или эльзасские нитки D.M.C., экрю.

30.
952 (424x200, 82Kb)

31.
953 (356x250, 81Kb)
Кружево узловыми стежками. (Рис. 954 и 955).
Очаровательное небольшое кружево, которое мы здесь приводим, заимствовано с одного священного предмета итальянского происхождения.
Стежки, сделанные по указанию увеличенного рисунка, под конец обвиваются слабо крученой ниткой, как, например, слабокручеными льняными нитками D.M.C. матово-розового цвета. Бридочки, расположенные по косой линии, обвивают и затем проводят нитку сверх стежков, которые прикрепляют оба пико.
Приклад. Льняные нитки для кружев D.M.C., белые и слабокрученные льняные нитки D.M.C. сафьянно-красного цвета

32.
954 (375x150, 57Kb)

33.
955 (317x200, 57Kb)
Смирнское или армянское кружево. (Рис. 956 и 957).
Одежды мусульманских женщин часто украшены маленькими цветочками и листочками, сделанными иголкой и заменяющими бахрому и аграмант.
Эти произведения не всегда отличаются очень тонким вкусом, но работа довольно интересна для того, чтобы мы дали здесь коллекцию этих кружев, которые показывают способ, как делать этот шов. Этот жанр работы годится для отделки вещей, вышитых на полотне, или вещей, исполненных шелком или плюшем.
Можно исполнять их какими угодно нитками; яо те, которые названы в прикладе, дадут наибольший эффект.
Чтобы исполнить эти кружева, нитку вводят в край материи, ее ведут справа налево и определяют длину, которую желают придать квадратикам. Затем, работая снова слева направо, покрывают нитку таким количеством узлов, какое только уместится.
Образование узлов видно на рис. 957, где отлично видно, как нитка, проходя слева направо, образует петлю и как иголку проводят вниз под нитку, натянутую прямо, и через нитки петли.


34.
956 (361x200, 58Kb)

35.
957 (264x200, 47Kb)

Между стежками оставляют от 1-2 мм. расстояния, смотря по толщине нитки, которую употребляют. Покрыв узлами первую нитку, перебрасывают ее на левый край и делают следующий ряд, пропуская на этот раз иголку под натянутую нитку и под петельки верхнего ряда.
Надо стараться не уменьшать количество узлов и надо наблюдать, чтобы все четыре стороны квадратов были равны.
Окончив необходимое количество квадратов, их окаймляют пико.
На рис. 956 употреблены два цвета — экрю и красно-коричневый, которые и взяты попеременно для квадратов, между тем как пико коричневые.
Приклад. Нитки для узелков D.M.C. № 30, или бумага перле D.M.C. № 3-5, экрю и красно-коричневая.
Датское кружево "Хедебо". (Рис. 958, 959).
Это кружево, - уже знакомое нашим читательницам по рис. 792, на котором оно заканчивает маленькую ажурную скатерть, - прикреплено здесь к краю полотна, но оно может исполняться и совершенно свободно, оканчиваясь рядом петельных швов, исполненных сверх нескольких наметанных ниток. Исполнение розеток ясно показано на рис. 959.
Переведя узор на кальку, ее прикрепляют на клеенку, затем намечают кружки, на которых нашивают 2 нитки, прикрепленные стежками через край. Возвратясь к точке отправления, кружок покрывают петельными стежками, по
Рубрики:  РУМЫНСКОЕ КРУЖЕВО


Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям