Цитата сообщения keb59
маски "Комедии дель Арте" в цветных гравюрах
Венецианский карнавал ежегодно отмечается в феврале. Он продолжается 10 дней. В этот период в старинных венецианских дворцах устраиваются бал-маскарады. В этих старинных дворцах даются балы для эксклюзивной публики. На них съезжаются люди со всего мира одетые в роскошные исторические костюмы, среди которых самыми популярными являются костюмы персонажей итальянской "Комедии дель Арте" – Пульчинеллы, Коломбины, Панталоне, Джандуйя, Арлекино и Пьеро. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.
Северный (венецианский) квартет масок
Панталоне (PANTALONE) - это старый, богатый, скупой, недалекий и эксцентричный купец из Венеции. "Старый", однако, не означает "одной ногой в могиле". Он обладает огромной энергией и в ведении дел, и в управлении домом. Несмотря на возраст, он продолжает интересоваться женщинами и строит матримониальные планы, но обычно остается в дураках. Маска его имеет акцентированный крючковатый нос, косматые седые брови и смешную бородку. Панталоне одет в узкие красные панталоны (которые и получили свое название от этого персонажа) и короткий красный жакет со стоячим воротником. Дополняют костюм черный плащ с широкими рукавами до локтя и красная шапка.
Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
Арлекин
(Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга
Арлекин (ARLECCINO) - персонаж из северного (венецианского) квартета масок Комедии дель Арте. Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне, Доктора, Капитана и Тартальи с молодыми влюбленными и их слугами. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.
Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).
В середине 17 в. Арлекин превратился в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку.
Коломбина (COLOMBINA) - озорная и лукавая служанка, отличается кокетливостью и чисто женским остроумием. Само имя "Коломбина" означает "голубка", но иногда она может носить и другие имена: Арлекина, Смеральдина, Рикколина.
Наряд Коломбины такой же пестрый, как у Арлекина, что совсем не удивительно - ведь на сцене (а часто и в жизни) они партнеры. По традиции, женские персонажи Комедии не имели масок,
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано), — псевдо-учёный доктор права; старик;
Южный (неаполитанский) квартет масок
Тарталья, судья-заика
Скарамучча, хвастливый вояка, трус;
Ковьелло, первый дзанни, умный слуга;
Пульчинелла (PULCINELLA) - пожалуй, самый малоизвестный у нас персонаж. Возможно, потому, что в Комедии дель-Арте он стоит особняком. Обычно он не принимает участия в действии, а появляется в пантомимах-интермедиях или в качестве "подсобного рабочего", которого остальные участники спектакля вроде бы не замечают. Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга
Родом Пульчинелла из Неаполя - города с комическими традициями, идущими еще с древнеримских времен. Свой облик и характер Пульчинелла унаследовал от Маккуса - популярного героя античной комедии. Имя "Пульчинелла" означает "петушок", которого он напоминает заносчивым видом и пронзительным голосом. Его черная маска имеет гипертрофированный мясистый нос, а сам он часто горбат. Пульчинелла - первый насмешник и сплетник, за что его особенно любили. Именно этот персонаж перекочевал из Италии во многие страны Европы. Английский Панч, Французский Полишинель, русский Петрушка - все они ведут свое происхождение от Пульчинеллы.
Пьеро (PIERROT) – персонаж итальянской комедии дель арте, крестьянин-мукомол, отсюда — набеленное лицо персонажа. Педролино, изначально ловкий, изворотливый, но часто попадающий впросак персонаж. Актер играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из мешковины, а лицо обсыпал мукой. На сцене парижского театра "Комеди Итальенн" превратился в печального несчастного возлюбленного, соперника более удачливого Арлекина.
Затем эта маска была стилизована в образ отвергнутого несчастного влюбленного, одетого в белый балахон с жабо с длинными рукавами, широкие панталоны, остроконечную шапку.
Джандуйя (GIANDUJA) - один из персонажей итальянской Комедии дель арте, типичный представитель Турина и Пьемонта вообще. Это честный крестьянин из Пьермонтской глубинки, обожающий вино, вкусную и сытную еду и красивых девушек, однако преданный своей возлюбленной прекрасной Джакометте. Он родом из графства Кальянетто, и его имя на диалекте звучит как "Gian d'la dojia", что означает " Бездельник Джон." В Комедии дель арте 'Джон' очень популярен. Его знают все женщины, и Джакометта, его возлюбленная, всегда его ревнует. Обычно он одет в трехрожковую шляпу, коричневый жакет с красными краями. У него своя житейская мудрость, он всегда весел. Характер Джандуйя первоначально был создан как марионетка, а теперь он - официальный "король Карнавала в Турине".
Изабелла (также, Лучинда, Витториа и т. п.), юная влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль;