Эдвард Григ. Судьба и творчество. |
Эдвард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
«В пещере горного короля» является, пожалуй, наиболее популярной и узнаваемой композицией Грига. Она пережила множество обработок эстрадными и рок музыкантами. Кэндис Найт и Ричи Блэкмор даже написали к «Пещере горного короля» текст и обработали её в виде песни «Hall of the Mountain King». Композиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу. Она звучала в фильмах "Демоны" 1985 в обработке Клаудио Симонетти, в "Симпсонах" 1990, "Сенсация" 2006, "Мёртвый снег" 2009, "Интерны".
«Утро» было любимой пьесой Карла Столлинга, который часто использовал композицию в эпизодах мультфильмов киностудии «Уорнер-бразерс». Эта пьеса теперь связывается с типично скандинавскими сценами; однако мелодия предназначалась, чтобы изобразить восход солнца в Пустыне Сахара.
Первая часть фортепианного концерта Грига используется в фильме 1997 года Адриана Лайна —" Лолита".
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене. Мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались.
В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте.
Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига — знаменитый скрипач Оле Булл, также знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булл был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных композиций. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил:«Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!»
Таким образом пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию. В новом учебном заведении, основанном ещё Феликсом Мендельсоном, Григ далеко не всем оказался доволен: так, его первый учитель фортепиано Луи Плайди с его тяготением к музыке раннего классического периода оказался настолько не созвучен Григу, что тот обратился к администрации консерватории с просьбой о переводе. После одарённый студент отправлялся в концертный зал «Гевандхауз», где слушал музыку Роберта Шумана, Амадея Моцарта,Людвига Бетховена и Рихарда Вагнера.«Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой, музыки», — вспоминал позже Григ. Эдвард Григ окончил консерваторию в 1862 году с отличными оценками, приобрёл знания и цель в жизни. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка. В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт.
Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.
Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.
В годы жизни в Копенгагене (1863—1866) Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.
Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки
Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.
Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Христианию.
Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи — счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на фортепиано, чтобы спасти финансовое положение семьи. В 1868 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболеет менингитом и умрёт. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность.
Они ездили по Европе с концертами: Григ играл, Нина Хагеруп пела. Но широкого признания их тандем так и не получил. Эдвард стал отчаиваться. Его музыка не находила отклика в сердцах, отношения с любимой женой дали трещину. В 1870 году Эдвард с женой приехали на гастроли в Италию. Одним из тех, кто услышал в Италии его сочинения, был знаменитый композитор Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. Лист оценил талант двадцатисемилетнего композитора и пригласил его на частную встречу. Прослушав фортепианный концерт, шестидесятилетний композитор подошёл к Эдварду, сжал его руку и произнёс: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные. Не дайте себя запугать!» «Это было нечто вроде благословения», — писал впоследствии Григ.
В 1872 году Григ написал «Сигурда Крестоносца» — первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.
В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения.
В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «В пещере горного короля» отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях. В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.
Не в силах избавиться от сердечной боли, Григ ушёл в творчество. От сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Нина Хагеруп отдалялась всё дальше. Медленная агония длилась восемь лет: в 1883 году она ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг Франц Бейер убедил Эдварда ещё раз встретиться с женой. «На свете так мало по-настоящему близких людей», — сказал он потерянному другу.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролдхауген» — «Холм троллей» (или "Волшебный холм"). Это был первый дом, который Григ действительно полюбил.
С 1885 года и до самой смерти Грига Тролдхауген был основным местом жительства композитора. В горах приходят «исцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек». В письмах Грига часто встречались подобные описания гор и природы Норвегии. Так пишет Григ в 1897 году:« Я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!».
С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь — своё жилище он покидал лишь ради турне. Эдвард и Нина бывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.
Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.
"Пер Гюнт"
Утро
![]() ![]() |
Танец Анитры
![]() ![]() |
В пещере горного короля
![]() ![]() |
Арабский танец
![]() ![]() |
Песня Сольвейг
![]() ![]() |
Норвежский танец
![]() ![]() |
Кобольд
![]() ![]() |
Элегия
![]() ![]() |
Концерт для фортепиано с оркестром, ч. I
![]() ![]() |
Хольберг Сюита
Серия сообщений "великие художники":
Часть 1 - Любители и ценители прекрасного (4) | Подборка живописи...жанровое
Часть 2 - Неповторимый архитектор Гауди
...
Часть 19 - Жюли Рекамье и её тайна
Часть 20 - Conrad Kiesel | Женщина - тайна небес...Ни одним знатоком не разгадана
Часть 21 - Эдвард Григ. Судьба и творчество.
Часть 22 - Галерея Уффици. Флоренция. Италия.
Часть 23 - =ВЕЧЕРНИЙ КИНОЗАЛ= =Нижинский=
Часть 24 - Леди Годива в живописи, легендах, стихах и кинематографе. (х/ф Леди Годива из Ковентри (1955)
Часть 25 - Johanna Perdu(La D'Jo). У женщины всего три обязанности
Часть 26 - ИМПЕРАТРИЦЫ РОССИИ, династия Романовых.
Рубрики: | Интересно/видеоИнтересно/история любвиИстории любви: муза Ницше и Рильке 30.10.2011 Страницы: 123 Работа у их троицы кипела: в тот период они действительно много читали, обсуждали и творили. Но эмоциональная сторона совместной жизни оставалась неоднозначной. Судя по дневникам и свидетельствам современников, их отношения действительно оставались платоническими. Однако страсти все равно кипели нешуточные: дружеская ревность ничуть не слабее любовной. К тому же, Луизу с первого взгляда невзлюбила сестра Ницше — Элизабет, властная, но недалекая женщина, от которой философ на протяжении всей жизни был зависим. Читайте также: К чему привела мода на… девственность Элизабет настраивала брата против Лу. Впрочем, Луиза и Фридрих и так начали ссориться: не получив от Лу взаимной любви, Ницше требовал от нее безграничной преданности, внимания и сочувствия к каждой его мысли, к каждой идее. Саломе бунтовала: это было настоящим покушением на ее индивидуальность. Противоречия росли. "Каждые пять дней между нами разыгрывается маленькая трагедия. Все, что я Вам о ней писал, это абсурд, и, без сомнения, не менее абсурдно и то, что я Вам пишу сейчас", — изливал душу вконец запутавшийся Ницше в письме своему другу Петеру Гасту. Версия для печати Шрифт Послать другу Философ вдруг стал терзаться ревнивыми подозрениями, что Лу и Реё в сговоре. На самом деле эти двое любят друг друга и обманывают его… Не прошло нескольких месяцев, как их отношениям пришел конец. Правда, последний удар все-таки нанесла вредная сестричка Ницше: за его спиной она написала Саломе грубое письмо. Подробности его, как и последовавшей ссоры, не сохранились, но осенью 1875 года Ницше в одиночестве уезжает в путешествие. Болезненный разрыв утроил его творческие силы: именно в этот период он дописывает вторую часть "Заратустры", в которой внимательный читатель может без труда разглядеть чувства отвергнутого мужчины ("Идешь к женщине — не забудь плетку"). Лу остается вдвоем с Паулем Реё, но их отношения так и остаются дружески-платоническими. А в 1886 году Саломе знакомится с Фридрихом Карлом Андреасом, университетским преподавателем, специалистом по восточным языкам. Андреас, как и многие его предшественники, пал жертвой привлекательности Лу. Чтобы добиться ее благосклонности и убедить выйти за него, Андреас втыкает себе в грудь нож. 25-летняя Саломе ведет себя иначе, чем раньше: соглашается выйти замуж, но с условием никогда не вступать в интимные отношения с мужем. Она настаивает, чтобы это условие было прописано в их брачном контракте. Удивительно, но за 43 года супружества оно, по свидетельствам многочисленных биографов, так и не было ни разу нарушено. Но в 1892 году жизни Лу Саломе все же происходит переломный момент: она решается на интимную связь с мужчиной. Ее любовником, как ни странно, становится Георг Ледебур, один из основателей социал-демократической партии в Германии и марксистской газеты "Форвартс", в будущем — член рейхстага. Столь поздно открыв для себя эту сторону человеческих отношений, Лу погружается в нее с присущим ей пылом. В этот же период начинают выходить ее книги: "Битва за Господа" (1885), "Фридрих Ницше в зеркале его творчества" (1894), повесть "Руфь" (1895). В 1910 году выйдет ее труд "Эротика", где Саломе подробно исследует чувственную сферу жизни. В 1897 году 36-летняя Саломе знакомится с начинающим 21-летним поэтом Райнером Мария Рильке. Между ними вспыхивает роман. Саломе путешествует с ним по России, учит его русскому языку, знакомит с творчеством Достоевского и Толстого. Некоторое время Рильке, как делали и другие возлюбленные Лу, живет с ней и Андреасом в их доме. Однако через четыре года и он начинает заявлять собственнические права на Лу, убеждая ее подать на развод, и они расстаются — правда, до самой смерти Райнера дружат и переписываются. Удивительная способность этой женщины ставить эксперименты над собственной жизнью выразилась даже в ее своеобразном опыте материнства. Своих детей у Саломе не было, однако в 1905 году экономка ее мужа Андреаса рожает от него дочь. Лу оставляет девочку, названную Марией, в своем доме, и с любопытством исследователя наблюдает за собственными реакциями. Читайте также: Маленькие тайны Зигмунда Фрейда До конца жизни Саломе успеет выпустить еще около десятка книг, подружиться с Фрейдом и Юнгом (а после их ссоры — стать единственной, кому было дозволено входить в приближенный круг обоих), изучить психоанализ и вместе с Анной Фрейд задумать учебник по детской психиатрии. И когда в 1937 году в возрасте 76 лет Лу Саломе будет отходить в мир иной, у ее постели окажется именно Мария — внебрачная дочь ее мужа. Именно она передаст последние слова этой женщины-загадки: "Всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?". Читайте самое интересное в рубрике "Общество" Яна ФилимоноваИнтересно/музыка Интересно/города и страны искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |