Сгорая - возрождаюсь...
Разное, автор фоторабот SAX Сергей Хмелев |
|
АВИА |
АВИА СЕРИЯ_АВТОР ФОТОГРАФИЙ SAX_СЕРГЕЙ ХМЕЛЕВ.
|
Автор фоторабот - SAX_Сергей Хмелев |
Разное
|
АВИА |
АВИА СЕРИЯ_АВТОР ФОТОГРАФИЙ SAX_СЕРГЕЙ ХМЕЛЕВ.
|
История любви: где же ты моя Софико? |
Это была одна из самых ярких пар на всем пространстве Советского Союза. Она - звезда экрана, любимица миллионов, "народная актриса исчезнувшей цивилизации" и личная муза Сергея Параджанова. Он - известнейший спортивный репортер, которого в Грузии признали лучшим комментатором ХХ века. Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели встретились, когда оба были несвободны - он был женат, а она - замужем. Но это не помешало разгореться вспыхнувшему между ними чувству. Оба оставили своих супругов и прожили вместе 30 счастливых лет.
"Я знал Софико лет двадцать пять до того, как мы поженились. Она мне всегда очень нравилась как женщина. Но она была замужем за прекрасным человеком, который моложе меня на десять лет, у них росли дети. Да и я был женат...", - вспоминал Котэ, который в Грузии известен не только как блестящий знаток спорта, но и театральный актер: на его счету 93 роли. Театр и свел его с Софико.
"В семидесятых годах в театре Марджанишвили мы репетировали спектакль, в котором я и Софико играли влюбленных. И незаметно тот текст о любви начал совпадать с моим сиюсекундным стремлением: Софико сидит на сцене, а мне хочется ее обнять, поцеловать. Через какое-то время мы оба поняли, что не можем друг без друга. Так "сколотилась" наша любовь. И пошло-поехало!" - рассказывал Махарадзе в интервью газете "Факты".
Чувство оказалось не сиюминутным - с годами оно не только не угасло, но и окрепло. "Она как-то сказала: "Если тебя нет со мной три дня, мне становится плохо". Не потому, что мы испытываем друг к другу страсть, нет. Это как необходимость утром умыться. Когда рядом нет Софико, я становлюсь злым, раздраженным, ворчливым, плохо себя чувствую, мне кажется, будто меня лишили руки или ноги. А если мы вместе, все совсем иначе. И мы дорожим этим чувством", - говорил Котэ.
В эпизодах звездного романа было немало романтики. Ходит легенда о том, что когда Котэ Махарадзе вел репортаж о футбольном матче из Буэнос-Айреса, в своей речи он зашифровал послание о предстоящем в Грузии свидании. "Это было не однажды. Всегда, когда Котэ вел репортажи не из Тбилиси, он завуалированно назначал мне свидание, упоминая при этом, кто и на какой минуте забил мячи в матче. И я понимала, где и в каком месте мы встретимся", - с удовольствием подтвердила актриса.
Как истинный грузинский мужчина, он делал для любимой женщины все, что она пожелает. "В нашей жизни так поступать очень трудно, но, поверьте, в Грузии это как-то легче - не принимается мужчинами в штыки", - говорил он.
В их семье не было места творческойконкуренции или зависти. "Мы никогда не воспринимаем себя, как что-то такое... ах! Мы нормальные люди, крепко стоящие на земле и все прекрасно сознающие. Я никогда в жизни не играла сказочных каких-то принцесс, а всегда играла реальных героинь с непростой судьбой. Да, у меня были такие родители, у меня в детстве были гувернантки, я объездила весь мир, встречалась с замечательнейшими людьми нашего времени, но я никогда этим не гордилась и всегда любила все делать сама. И сейчас все делаю сама - шью, вяжу, готовлю... Я люблю порядок, чистоту, чтобы все было на месте. Я не живу жизнью звезды или примы, я живу обычной нормальной жизнью, такой, как живет любой человек любой профессии", - говорила Софико.
Махарадзе легко относился и к собственной славе, и к известности супруги. "Я рад, что жена ко всему прочему еще и знаменитая актриса. Более того, она единственная на территории бывшего Советского Союза актриса, которая имеет 14 "оскаров" различных международных фестивалей. Софико - народная артистка не только Грузии, но и Армения ей присудила звание", - гордо говорил он журналистам. И отмахивался насчет собственной популярности: "Это приятно, конечно, но я никогда не козырял, не кичился своей популярностью и своим именем. Зачем, а?".
Когда Софико узнала, что мужу предстоит операция, она подняла на уши полмира в поисках лучшего врача. И нашла - через через родственников, живущих в Британии.
"Софико считает, что она - единственный в мире врач. Ей нравится, когда она чувствует себя хозяйкой, королевой, и я сдаюсь, поступаю так, как она требует. Пока я находился в клинике, Софико все время была со мной. Правда, у изголовья там сидеть никому не разрешают. Но ее присутствие я чувствовал постоянно", - вспоминал Махарадзе.
И это помогло - лучший спортивный комментатор прожил еще пять полноценных лет.
Когда в декабре 2002 года Котэ Махарадзе не стало, его супруга приехала в Петербург, чтобы играть тот спектакль, который буквально "подарил" ей любимый муж. Именно Котэ создал для нее театр, который находится буквально в том же доме, где они жили.
Актриса пережила мужа на пять с половиной лет - она умерла в марте 2008. Когда после смерти Котэ ее спросили, может ли она назвать себя счастливым человеком, Софико ответила:
"В моем моноспектакле "Любовная отповедь" есть такие гениальные слова на эту тему: "Это вранье, когда кто-то говорит, что счастье бывает какое-то мгновение, которое ускользает, и ты становишься несчастной. Счастье есть тогда, когда ты любишь. И пока ты любишь, ты счастлив. А как только любовь уходит, с любовьюуходит и счастье".
"Есть что-то справедливое в этих словах", - печально сказала она.
|
История любви: Вильгельм и Феня: союз "врагов". |
Гитлеровский унтер-офицер и украинка если и могли сойтись, то только как враги. Но вышло так, что они полюбили друг друга и прожили вместе долгие годы. Свою любовьони были вынуждены скрывать. Вильгельм Дитц надолго забыл собственное имя, прячась на чердаке, но именно там он провел лучшие годы. Эту тайну он все же раскрыл сыну Павлу. После смерти своей жены Фени.
7 марта 1944 года в германский город Вехстебах ушла "похоронка" с текстом: "Вильгельм Дитц, унтер-офицер. Пропал без вести. Считать погибшим". На стене местного католического собора появилась надпись: "Вильгельм Дитц. 06.01.1915-07.03.1944". Боевые "камрады" Дитца и его родня в Вехстебахе сочли, что он погиб во время спешного немецкого отступления из Украины.
В чем-то они были правы. Война для Дитца действительно закончилась на Украине. Он там умер. Умер как солдат гитлеровского вермахта.
…И остался на Украине на долгие годы. Потому что встретил там свою любовь. Потом он сменил имя и фамилию. Даже смог получить прописку в черкасском городке Смела. При этом никогда не показывался на глаза посторонним людям. Будто бы его и не было…
…Одну из окраин Смелы местные жители называют Загреблей. "Гребля" по-украински означает "плотина". За этой плотиной кончается город и начинается типичная селянская Украина. Хаты, палисадники, плетни, огороды, поля. На одном таком поле в далеком 43 году состоялась первая встреча немецкого солдата с местной девушкой Феней.
"Впервые они встретились, собирая на поле капусту. Есть было нечего, вот туда и повадились немецкие солдаты из госпиталя. Там же были и местные жители", — рассказал в свое время "Комсомолке" житель Смелы Павел Доценко. Поначалу он вообще не хотел говорить об этом. Но потом согласился со словами "исключительно ради памяти мамы".
Маму Павла Васильевича звали Феня Острик. В 1943 году жительница Смелы Феня Острик встретила на капустном поле молодого немецкого солдата. Странно, но он не был похож на привычных ей нацистов-агрессоров. Те немцы если улыбались, то кровожадно. А этот молодой солдат из госпиталя улыбался по-доброму. Если бы не мундир, его бы можно было принять за щирого украинского хлопца.
Фене еще в школе хорошо давался немецкий язык. Между ней и необычным "фрицем" завязался первый разговор и знакомство: "Я — Вильгельм. А я — Феня". Молодые люди начали симпатизировать друг другу. Началом дружбы послужило следующее. Феня поведала немцу местную тайну. Одна смелянская семья прятала от немецкой конфискации корову, кормилицу детей. Щепетильная комендатура, которая вела счет каждой курице, давно искала исчезнувшую корову. Укрывателю в случае обнаружения грозила смерть. Феня доверила немцу местную тайну. Вильгельм не только не выдал укрывателей, но и, как мог, дезинформировал коменданта. Про корову немецкое начальство Смелы вскоре забыло.
Вскоре пришла очередь отправляться в Германию и самой Фене. Она помогала остальным, но сама себе помочь не могла. Семья девушки и ее подруги начали мысленно прощаться с ней. Спрятать ее где-то было нельзя. В отместку за исчезновение отобранной для Германии девушки немцы могли расстрелять всю ее семью. В оккупации чудес никто не ждал. Но чудо все же произошло. Фене удалось избежать эшелона, увозившего людей "в Неметчину".Феня убедилась, что этому немцу можно доверять. Она рассказала ему о том, где служит и чем занимается. А работала она в немецкой "бирже труда", месте, где немецкие оккупанты набирали "восточных рабочих". На "бирже труда" девушка выписывала справки для вербуемых. До Украины давно уже доходили сведения о том, что ждет "восточного рабочего" в Германии. Феня старалась помогать своим землякам, выписывая фальшивые свидетельства и справки. Благодаря Фене Острик, многие жители Смелы избежали немецкой неволи.
Будет излишним говорить, кто помог Фене. Вильгельм Дитц, унтер-офицер вермахта. Его дружба переросла в искреннюю любовь, которая оказалась взаимной.
Однажды ночью в хату Остриков вошли двое. Это были державшиеся за руки Вильгельм и Феня. Они пробирались к хате так, чтобы не видела ни одна живая душа. Там их уже ждали Павел Григорьевич и Мария Махтеевна, отец и мать Фени. Для них немецкий унтер не был захватчиком. Он спас их дочь, а значит был своим. К тому же, сама Феня пересказала родителям многое, что ей поведал Вильгельм.
Вильгельм Дитц, сын железнодорожного рабочего, с детства увлекался живописью и тянулся к прекрасному. В 1933 году, когда нацисты пришли к власти, восемнадцатилетний Вилли работал на местной фабрике, где расписывал фарфоровую посуду. Рабочий юноша отнесся к нацистской идеологии с недоверием, но протестовать тоже не стал. В 1939 году Вилли призвали в вермахт. Армейскую службу он воспринял как должное. Вилли показал себя на фронте умелым и храбрым солдатом, дослужившись вскоре до унтер-офицерского чина. Унтер-офицер Дитц дошел со своей частью до Сталинграда. Этот город стал для него роковым.
Находясь на передовой, Дитц начинал думать, что Германию втянули в несправедливую войну, а нацистская пропаганда лжет. Дитц искал случая выйти из войны. Случай представился в Сталинграде. В боях за город Дитц был тяжело ранен. Самолет люфтваффе переправил унтер-офицера за линию фронта, на Украину. Так Дитц оказался в госпитале города Смела. Встретив и полюбив там Феню, Вильгельм окончательно понял, что война для него закончена.
Родители Фени благословили молодых. Но о зяте Остриков односельчане не должны были знать ничего. Как вспоминал Павел Доценко, сын Вильгельма и Фени, "в лучшем случае, судили бы обоих, а то и расправились прямо на месте". Для Дитца война кончилась, но для жителей Смелы она продолжалась. Любой немец считался врагом.
Поначалу Вильгельм поселился на чердаке остриковской хаты. Родители Фени слыли в Загребле нелюдимыми и незнакомцевсторонились. Это было на руку молодым. Поначалу молодой муж Фени мог слезать с чердака только по ночам. Размяться, пройтись, подышать свежим воздухом… В остальное время он сидел на чердаке, как мышь, боясь выдать свое присутствие. Сойти за местного жителя было нереально. Дитцу не давалась украинская речь. Все, о чем говорили в округе, ему передавала по-немецки Феня.
Понемногу Вильгельм начал осваивать родной язык жены. С помощью Фени, он вскоре смог общаться с окружающими на несложные темы. Вот тогда появилась возможность хоть на время слезть с чердака, пообщаться с родней и соседями. Соседям Острики сказали про Дитца так: это Фенин муж. В Загребле у него ничего не сложилось, появляется здесь время от времени. А сам живет и работает в Киеве.
Легенда сработала и разошлась по всей Загребле. К тому времени Вильгельм Дитц уже стал Василием Доценко. История появления нового имени проста донельзя. Феня, родня и соседи называли его для простоты Василием, Васей. Новая фамилия родилась так… Ее придумала Феня, несколько украинизировав настоящую. Дитц стал Диценко. Но паспортистка, выписывавшая Фене новые документы после "замужества", посчитала такую фамилию необычной и поправила на Доценко. Так в Смеле появилась молодая семья Доценко.
Так шли годы. Из старой хаты Доценко перебрались в новый дом, спроектированный лично самим главой семьи. Этот дом выделялся на фоне остальной архитектуры Загребли не только тем, что был целиком из кирпича. У дома была мансарда, застекленная во всю ширину стены. В этих местах Украины такое было редкостью. Но человек, бывший в Германии, сразу бы все понял. Мансарду застеклили по понятным причинам. Глава семьи продолжалНа что они жили? Как уже было сказано, Вильгельм Дитц с детства хорошо рисовал. Немного рисовала и Феня. Вместе они придумали, как прокормиться. Покупали плотную материю или старые одеяла, вырезали трафарет с орнаментом, а потом наносили на заготовку краску. Получался самодельный ковер. Эти "ковры" Феня выдавала за свои работы. Когда Вильгельм Дитц стал Василием Доценко, он стал помогать односельчанам в починке и отладке всяких механизмов, от часов до станков. Трудолюбивый и пунктуальный немец, кроме живописи, любил механику.
Павел пытался узнать у матери, почему их папа скрывается на чердаке, но Феня отвечала: "Так надо. Но твой отец не сделал ничего плохого. Так судьба сложилась, что ему надо прятаться".
Пока Василий-Вильгельм прятался, взрослел его сын и стала медленно угасать Феня. Некогда спасенная им девушка теперь была часто болеющей пожилой женщиной. Годы, прожитые семьей Доценко, были не из простых и подорвали ее здоровье. При этом, никто не помнит, чтобы Феня Доценко когда-нибудь на что-то жаловалась. Она крепилась сама и помогала в этом другим. Но как и тогда в молодости, сама себе она помочь не могла…
Когда в доме Доценко поминали умершую Феню, Вильгельм сидел на своей мансарде. Пожилой мужчина стонал и плакал, уткнувшись в подушку. Он слышал все, что происходило внизу, узнавал голос сына, ставшего взрослым мужчиной и отцом, его жены Наташи и своего внука Паши. Голосили и причитали Фенины подруги, которых он помнил девчатами. Внутри надрывалось сердце. Вильгельм в какие-то моменты сам не хотел жить.
Вот все разошлись… Дитц спустился с мансарды. Посреди пустой комнаты на столе лежал гроб с Феней. Всю ночь пожилой немец просидел возле жены, гладил ее холодные руки и обмывал слезами родное лицо. Годы покрыли лицо Фени Доценко глубокими морщинами. Дитц плакал и шептал про себя имя жены. Так продолжалось три ночи.
Когда Феню похоронили, Павел Доценко забрал пожилого отца к себе. Как-то вечером они сидели на кухне и поминали ушедшую Феню. Павел Васильевич, разлив по чаркам горилку, сказал отцу: "Тато, я о вас ничего не знаю". Василий Доценко, собравшись с духом, рассказал сыну все.
Павел, до сорока лет считавший себя щирым украинцем, был поражен. Он, оказывается, наполовину немец! Его отец — бывший гитлеровский унтер, ненавистный фриц! Но потом, успокоившись, он обнял старика отца. А вскоре на голову свалилась другая неожиданность.
У Вильгельма Дитца в Германии осталась многочисленная родня. Город Вехстебах после окончания войны стал частью ФРГ. Связаться с этой страной советскому человеку было трудно. Но когда Вильгельм Дитц окончательно покинул убежище, подходил к концу 1988 год. Василий Доценко и его сын стали пытаться восстановить связи с германскими родственниками. У Вильгельма Дитца на родине остались родная сестра Катрин и два кузена, Вальтер и Вильгельм. К концу 80-х у них уже тоже были внуки. Дитцы обрадовались неожиданному возвращению своего родственника и немедленно прислали приглашение в Германию.
Сначала туда поехал один Вильгельм. Пообщался с родней, восстановился в правах, выхлопотал пенсию и пособие. Находясь в Вехстебахе, Дитц попросил священника убрать его имя из списка на стене. Тот отказался: "Вы были убиты". Вильгельм воспринял это как Божий знак. "Верно, я действительно умер 7 марта 1943 года. Обо мне ничего не знали". А потом вздохнул: "Но у меня уже была любовь".
До сих пор Доценко хранят дома одну не совсем обычную вещь. Это старая немецкая каска. Ее носили солдаты вермахта и воинских частей СС. Такие каски вызывали на Украине ужас и ненависть. После войны ими вычерпывали выгребные ямы или выбрасывали в старый хлам. Павел Доценко, разбираясь в доме своего отца, нашел эту каску в чулане. Он наказал сыну беречь ее как семейную реликвию.Потом в Германию стал ездить Павел, со своей семьей. А необычная история этой семьи долго не сходила со страниц газет.
Эта каска — память об унтер-офицере Дитце, полюбившем украинку Феню Острик и спасшем ей жизнь.
Читайте самое интересное в рубрике"Общество"
|
История любви: муза Ницше и Рильке. |
12 февраля 1861 года в Санкт-Петербурге, в семье генерала Густава фон Саломе родилась долгожданная дочь. Это была первая девочка в семье Саломе и младшая из шестерых детей. Имея пять старших братьев, Луиза чувствовала себя защищенной, но никогда не была избалованной. Она не требовала от родителей нарядов или дорогих красивых вещей. Правда, требовала куда большего: свободы поступать по собственному выбору.
С детства Лу оказалась невероятно своевольной, но не из-за капризов, а из-за особого склада ума. Ничьих авторитетов она не признавала. Религиозная семья немецкого происхождения одного за другим отправляла всех шестерых детей в старейшую немецкую школу Санкт-Петербурга, Петришуле, а в 16 лет Луиза также стала посещать занятия для конфирмантов при евангелическо-реформатской церкви. Здесь-то ее независимость впервые проявилась во всей красе.
В протестантской церкви конфирмация служит символом сознательного принятия веры, и для подготовки к ней нужно пройти обучение. Луизе, которая и раньше серьезно интересовалась вопросами философии, религии и науки, довелось конфирмоваться у пастора Далтона — человека резкого, авторитарного и совершенно лишенного обаяния. Говорят, что Далтона все боялись, и только Луиза сумела дать ему отпор. "Во время одной из первых конфирмационных лекций у этого нетолерантного пастора она, услышав, что "нет такого места, где бы не присутствовал Бог", прервала его словами: "Есть такое место — Ад", — пишет Лариса Гармаш, биограф Лу Саломе. С этого момента Далтону была объявлена война, и вскоре девушка вовсе отказалась от посещения лекций и последующей конфирмации, немало огорчив своих родителей.
Дело было не в атеизме: просто пытливый ум Луизы жаждал ответов на глубокие вопросы бытия, которых Далтон дать не мог. Она искала учителя, который мог бы развить ее способности, стать наставником и проводником. И вскоре такой человек нашелся. В одном из приходов девушка услышала проповедь голландского пастора Хендрика Гийо. Гийо в те времена был человеком знаменитым, можно сказать, принадлежал к элите общества: Александр II избрал его наставником для своих детей. По духу Гийо был скорее человеком светским, он был блестяще образован и, в отличие от Далтона, обладал харизмой. Его проповеди в лютеранской церкви Петербурга привлекали сюда местную интеллигенцию.
Луиза была очарована. Человек мудрый и наблюдательный уже в тот момент бы догадался, что она пленилась пастором не только как проповедником и интеллектуалом, но и как мужчиной, невзирая на то, что Гийо был на 25 лет старше и имел двух дочерей ее возраста. В мае 1878 года Луиза набралась храбрости и отправила ему письмо. "…Вам пишет, господин пастор, семнадцатилетняя девушка, которая одинока в своей семье и среди своего окружения, — одинока в том смысле, что никто не разделяет ее взглядов, не говоря уже о тяге к серьезным глубоким познаниям", — цитирует Гармаш в своей книге послание Саломе. К удивлению Луизы, пастор ответил на письмо и даже пригласил ее встретиться. Так начался их роман, прикрытый официальным предлогом все той же подготовки к конфирмации.
Видел ли умный сорокадвухлетний мужчина восхищение юной девушки, понимал ли, что оно значит? Наверное, да. Не потому ли, кроме чтения религиозных текстов, он стремится покорить Луизу своей эрудицией? Не потому ли рассуждает с ней об истории религий, логике и философии, дает ей читать книги Канта, Лейбница, Руссо и Вольтера? Не потому ли вообще дал согласие на эти встречи, которые, кстати, проходили втайне от родителей Луизы?
Гийо постепенно теряет голову и начинает совершать поступки, недостойные пастора и вообще взрослого женатого мужчины. В дневниках Луизы упоминается, что несколько раз ей довелось сидеть у него на коленях… Удивительно, но Гийо также позволил семнадцатилетней девочке писать для него проповеди! В одной из таких проповедей, зачитанных им перед паствой, неосторожное высказывание Луизы чуть не привело к скандалу. Но Гийо, по-видимому, окончательно сошел с ума от любви. Он прощает Луизе ее выходку, более того, втайне готовится развестись с женой…
Лу, прислушивавшаяся за дверью к разговору, запомнила только две фразы: "Вы виноваты перед моей дочерью!" — кричала мать. "Хочу быть виновным перед этим ребенком", — отвечал Гийо", — рассказывает Лариса Гармаш. Разговор этот закончился просьбой у госпожи Саломе руки и сердца ее дочери. Но Луиза не обрадовалась — она была в шоке. Для нее Гийо был фигурой авторитетной, подобной Богу или отцу, но выйти за него замуж… Ее мир, пошатнувшийся вместе со смертью отца, окончательно рушится. "Когда подошел решающий и непредвиденный момент, в который он предложил мне осуществить на земле высшее наслаждение жизни, я почувствовала себя совершенно не готовой. То, что я обожествляла, вдруг одним ударом покинуло мое сердце, мою душу и стало мне чуждым", — позже анализировала она свои чувства на страницах дневника.
Луиза проявляет самостоятельность, которая обескураживает всех: она, во-первых, отклоняет предложение пастора, во-вторых, просит мать отпустить ее учиться в Европу. Она выражает желание заниматься у Алоиса Бидермана, крупнейшего протестантского теолога эпохи. И без того потрясенная госпожа Саломе соглашается. В сопровождении матери Луиза в 1880 году отправляется в Швейцарию, где слушает университетские лекции. Так поступали в то время многие русские девушки, обладающие пытливым умом: в Российской империи еще не существовало высшего образования для женщин.
Бидерман не скрывает восхищения своей ученицей, сравнивая ее натуру с бриллиантом. Мать какое-то время не хочет отпускать Лу во взрослую жизнь под предлогом заботы о ее здоровье (у Саломе-младшей с детства были слабые легкие). На самом же деле госпожа Саломе боится появления "нового Гийо". Больше всего она желает дочери счастливого замужества и стабильного будущего, но та и слышать об этом не хочет. В конце концов вместе с матерью Лу переезжает в Рим, где ее ждут две судьбоносных встречи.
Попав в близкий круг Мальвиды фон Мейзенбух, приятельницы Гарибальди и знакомой Ницше и Вагнера, Лу сводит знакомство с биологом Паулем Реё. Немного смешной, совершенно непрактичный по жизни, но блестяще начитанный и умный Реё сразу приглянулся Лу. Первая же их прогулка по Риму из-за увлекательных бесед затянулась до третьего часа ночи. Бдения за философскими разговорами вошли у них в привычку, и уже вскоре Реё (который, как пишет Гармаш, "считал женитьбу и деторождение философски нерациональным занятием, о чем и написал ряд этических трудов") делает Лу Саломе предложение.
В 1882 году Реё знакомит Саломе со своим другом Фридрихом Ницше. Практически повторяется история знакомства Лу и Пауля: Ницше точно так же очарован и тоже делает Саломе предложение, которое она, как и в случае с Реё, отклоняет. Так складывается их дружеская троица, об отношениях которой будут еще долго судачить во всей Европе…Но к тому моменту у Лу сформировались весьма специфические взгляды на отношения с мужчинами: по-видимому, история с пастором оставила в ее душе серьезную травму. Она отказывает Реё, но предлагает альтернативный, весьма нестандартный вариант: целомудренную жизнь в коммуне, к которой могли бы присоединиться и другие юноши и девушки, желающие продолжить образование. Совместные занятия наукой, беседы и раздельные спальни — такова должна быть жизнь в будущей коммуне по представлению Лу. Реё, как ни странно, эпатирующее предложение принимает. У них не сразу выходит снять дом, и они путешествуют по Европе, посещая Германию и Францию.
Говорят, что именно чувства к Лу, желание покорить ее в полной мере пробудили писательский потенциал Ницше. Философ не раз говорил, что она — самая умная из всех встреченных им людей. На ее стихи Ницше написал музыкальную композицию "Гимн к жизни", и считается, что именно образ Лу Саломе он использовал в "Заратустре". Ницше считает молодую девушку родственной душой: "Я думаю, единственная разница между нами — в возрасте. Мы живем одинаково и думаем одинаково", — однажды с изумлением произносит он. Все трое, наконец, поселяются вместе, в одном доме с тремя спальнями и общей гостиной, как и планировала Лу.
Элизабет настраивала брата против Лу. Впрочем, Луиза и Фридрих и так начали ссориться: не получив от Лу взаимной любви, Ницше требовал от нее безграничной преданности, внимания и сочувствия к каждой его мысли, к каждой идее. Саломе бунтовала: это было настоящим покушением на ее индивидуальность. Противоречия росли. "Каждые пять дней между нами разыгрывается маленькая трагедия. Все, что я Вам о ней писал, это абсурд, и, без сомнения, не менее абсурдно и то, что я Вам пишу сейчас", — изливал душу вконец запутавшийся Ницше в письме своему другу Петеру Гасту.
Философ вдруг стал терзаться ревнивыми подозрениями, что Лу и Реё в сговоре. На самом деле эти двое любят друг друга и обманывают его… Не прошло нескольких месяцев, как их отношениям пришел конец. Правда, последний удар все-таки нанесла вредная сестричка Ницше: за его спиной она написала Саломе грубое письмо. Подробности его, как и последовавшей ссоры, не сохранились, но осенью 1875 года Ницше в одиночестве уезжает в путешествие. Болезненный разрыв утроил его творческие силы: именно в этот период он дописывает вторую часть "Заратустры", в которой внимательный читатель может без труда разглядеть чувства отвергнутого мужчины ("Идешь к женщине — не забудь плетку"). Лу остается вдвоем с Паулем Реё, но их отношения так и остаются дружески-платоническими.
А в 1886 году Саломе знакомится с Фридрихом Карлом Андреасом, университетским преподавателем, специалистом по восточным языкам. Андреас, как и многие его предшественники, пал жертвой привлекательности Лу. Чтобы добиться ее благосклонности и убедить выйти за него, Андреас втыкает себе в грудь нож. 25-летняя Саломе ведет себя иначе, чем раньше: соглашается выйти замуж, но с условием никогда не вступать в интимные отношения с мужем. Она настаивает, чтобы это условие было прописано в их брачном контракте. Удивительно, но за 43 года супружества оно, по свидетельствам многочисленных биографов, так и не было ни разу нарушено.
В 1897 году 36-летняя Саломе знакомится с начинающим 21-летним поэтом Райнером Мария Рильке. Между ними вспыхивает роман. Саломе путешествует с ним по России, учит его русскому языку, знакомит с творчеством Достоевского и Толстого. Некоторое время Рильке, как делали и другие возлюбленные Лу, живет с ней и Андреасом в их доме. Однако через четыре года и он начинает заявлять собственнические права на Лу, убеждая ее подать на развод, и они расстаются — правда, до самой смерти Райнера дружат и переписываются.Но в 1892 году жизни Лу Саломе все же происходит переломный момент: она решается на интимную связь с мужчиной. Ее любовником, как ни странно, становится Георг Ледебур, один из основателей социал-демократической партии в Германии и марксистской газеты "Форвартс", в будущем — член рейхстага. Столь поздно открыв для себя эту сторону человеческих отношений, Лу погружается в нее с присущим ей пылом. В этот же период начинают выходить ее книги: "Битва за Господа" (1885), "Фридрих Ницше в зеркале его творчества" (1894), повесть "Руфь" (1895). В 1910 году выйдет ее труд "Эротика", где Саломе подробно исследует чувственную сферу жизни.
Удивительная способность этой женщины ставить эксперименты над собственной жизнью выразилась даже в ее своеобразном опыте материнства. Своих детей у Саломе не было, однако в 1905 году экономка ее мужа Андреаса рожает от него дочь. Лу оставляет девочку, названную Марией, в своем доме, и с любопытством исследователя наблюдает за собственными реакциями.
До конца жизни Саломе успеет выпустить еще около десятка книг, подружиться с Фрейдом и Юнгом (а после их ссоры — стать единственной, кому было дозволено входить в приближенный круг обоих), изучить психоанализ и вместе с Анной Фрейд задумать учебник по детской психиатрии. И когда в 1937 году в возрасте 76 лет Лу Саломе будет отходить в мир иной, у ее постели окажется именно Мария — внебрачная дочь ее мужа. Именно она передаст последние слова этой женщины-загадки: "Всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
|
История любви: суицид в замке Майерлинг. |
Это одна из самых удивительных и трагических историй любви конца XIX столетия. До сих пор историки строят догадки: что же на самом деле заставило наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа Габсбурга и его прекрасную возлюбленную румынскую баронессу Марию Вечера покончить с собой в замке Майерлинг? Или это было вовсе не самоубийство?
Мария Александрина фон Вечера родилась 19 марта 1871 года в Вене в семье барона Альбина Вечера и его супруги Хелены Бальтацци. К 17 годам Мария стала считаться одной из самых завидных невест Австрии. Но осенью 1888 года на ипподроме во Фройденау она встретилась с 30-летним кронпринцем Рудольфом Францем Карлом Иосифом Габсбургским. Они влюбились друг в друга буквально с первого взгляда.
Рудольф, которого многие называли ласково Руди, не был слишком счастливым человеком. Начитанному юноше со склонностью к естественным наукам отец запретил поступать в университет, и тот вынужден был заняться военным делом, к которому душа у него не лежала… По настоянию же отца он женился на бельгийской принцессе Стефании, но между супругами так и не возникло близости. Кронпринц, будучи привлекателен собой, пользовался популярностью у женщин и постоянно крутил с ними романы.
Принц открыто привозил Марию к себе в замок. Два месяца спустя после первой встречи они обручились по масонскому обряду. Рудольф подарил Марии железное кольцо с выгравированной на нем надписью: "Вместе в любви до самой смерти". В то же самое время он написал прошение Папе Римскому о расторжении брака со Стефанией.
Об этом узнал император Франц Иосиф. В гневе он потребовал от сына прекратить связь с Марией, угрожая, что лишит его трона и денежных средств, а также вышлет парочку из страны… Руди не был сильным человеком. Он пообещал отцу больше не встречаться с Марией. Но не сдержал своего обещания.
29 января 1889 года кронпринц в сопровождении лучшего друга — графа Хойоса фон Шпитценштайна — отправился поохотиться. Однако, когда они прибыли в небольшой охотничий замок Майерлинг, принц, сославшись на внезапное недомогание, попросил графа ехать на охоту без него. Вернувшись вечером в Майерлинг, тот застал Руди в приподнятом настроении. За разговорами друзья просидели до поздней ночи, а затем граф отбыл к себе на квартиру, которая находилась вне стен замка.
Наутро Рудольф не вышел к завтраку, дверь спальни оказалась запертой. Камердинер послал за фон Шпитценштайном. Когда выбили дверь, взорам присутствующих предстала ужасная картина: наследник престола полусидел на полу с простреленной головой, а рядом в кровати лежала Мария Вечера с распущенными волосами и розой, зажатой между сложенными руками. У нее на голове также была сквозная рана.
На столике возле кровати лежало несколько предсмертных записок. Одна из них была адресована Рудольфом жене: "Я спокойно иду навстречу смерти, ибо лишь так могу сохранить свое имя". "Прости мне содеянное! Я не сумела превозмочь свою любовь! — писала матери Мария. — В смерти я буду счастливее, чем была в жизни".
Рассказывали также, что якобы Марию привезли в замок уже мертвой, и Руди не смог этого пережить… Выдвигалась и вовсе фантастическая версия — что Мария была внебрачной дочерью императора Франца Иосифа, то есть приходилась Рудольфу сестрой, и он, узнав об этом, решил, что им обоим не стоит больше жить…Несчастного Рудольфа похоронили через пять дней в родовой усыпальнице Габсбургов. Хотя в предсмертной записке Мария Вечера умоляла похоронить ее рядом с возлюбленным, ее просьбу не выполнили, захоронив на кладбище монастыря Хайлигенкройц.Венценосная семья постаралась как можно скорее замять эту историю. В ней было много нелогичного и непонятного. Например, как баронесса Вечера оказалась ночью в спальне кронпринца? Многие, в том числе и мать Рудольфа, императрица Елизавета, считали, что произошло убийство. Была еще версия, согласно которой, Мария была беременна и умирала от неудачно сделанного аборта, а принц, видя это, с горя застрелил ее и застрелился сам…
В апреле 1945 года во время боев за Вену многие склепы на кладбище Хайлигенкройц были разрушены. Прах Марии вновь был захоронен лишь в 1959 году. Однако эксперты, присутствовавшие при захоронении, так и не обнаружили на черепе следов выстрела…А в декабре 1992 года до родных Марии дошла весть о том, что ее могила вновь вскрыта. Саркофаг оказался пуст. Правда, злоумышленника быстро нашли — им оказался некий Хельмут Флатценштайнер. Пришлось еще раз хоронить останки несчастной.
В Майерлинге же после памятной трагедии разместили женский кармелитский монастырь. Сейчас на месте охотничьего домика стоит небольшая часовенка. А там, где было найдено окровавленное тело кронпринца Рудольфа, высится статуя Девы Марии. Почему-то скульптор сделал ее похожей лицом на мать Рудольфа, императрицу Елизавету, хотя возлюбленную кронпринца как раз звали Марией, и она умерла именно здесь…
|
Почему любовь и брак - не одно и то же?... |
Каждый человек рано или поздно понимает — везет ему в любви или нет. Разобраться в причинах несчастной любви поможет астрология. Авторы книги "Любовь, брак и судьба" раскрывают некоторые профессиональные секреты астрологов, чтобы любой желающий мог ими воспользоваться с пользой для себя. "Правда.Ру" открывает серию публикаций глав из книги.
…Что такое любовь? Почему кому-то "везет" в любви, а кому-то совсем наоборот, и от чего это зависит? Можно ли найти идеального, подходящего именно вам партнера и как спрогнозировать развитие отношений? С самого детства, благодаря романтичным сказкам, мы пребываем в уверенности, что любовь и счастливый брак связаны напрямую. А вот с точки зрения астрологии, эти вещи разделены. Мы все время стремимся к любви, искренне полагая, что она сама собой выведет нас к браку и счастливой семейной жизни. А на самом деле, одно не только не вытекает из другого, но и развивается совершенно по другим законам.
Читайте также: Как сохранить брак на вулкане страсти
Согласно астрологии, муж и любовник (или жена и любовница) — это совершенно разные "категории" партнеров, они проходят по разным "ведомствам". И совсем не обязательно, что человек, с которым вам хорошо в постели, станет таким же удачным партнером по браку. Еще один важный момент — в гороскопе каждого человека изначально, то есть с момента его рождения, заложены те проблемы, которые ему придется решать в жизни. И если мы пытаемся создать любовный союз с человеком, который своим гороскопом усугубляет наши проблемы, стоит ли удивляться тому, что у нас ничего не получится? И не по этой ли причине так много браков распадается? Люди сами ввязываются в тяжелые, дисгармоничные отношения, а потом обвиняют друг друга в своем несчастье. Не проще ли узнать эти правила и законы заранее, чтобы не совершить ошибок, которые потом придется долго и трудно исправлять, не говоря уже о том, сколько душевных сил и здоровья на это уйдет.
…Итак, любовь и брак. Думаем, мы не откроем Америку, если скажем, что в представлении большинства людей эти две вещи каким-то непостижимым образом связаны друг с другом. Ну, как Новый год и елка или лето и пляж. И если вдруг любовь не увенчивается законным браком, то это вроде и не любовь была, а так — баловство. А если — не приведи Господи — брак заключается не по большой и страстной любви, то это уж вообще ни в какие ворота… С точки зрения астрологии, за любовь и брак отвечают совершенно разные сферы гороскопа, или натальной карты: за любовь — пятый дом, за брак — седьмой (графическое изображение гороскопа каждого человека — это круг, поделенный на 12 частей, или, как принято их называть, "домов", отвечающих за разные сферы человеческой жизни). А теперь представьте, что вашим пятым домом управляет очень сильная планета (у каждого дома в гороскопе обязательно имеется своя планета-управитель), да и в самом доме любви расположено несколько планет, что говорит о значении этой сферы в вашей жизни. А управитель седьмого дома — наоборот, "поражен" "зловредными" планетами: Марсом, Ураном или Сатурном — находится с ними в негативных аспектах (аспект — это расстояние между планетами гороскопа в градусах. Гармоничные: полусекстиль — 30 градусов, секстиль — 60 градусов, тригон — 120 градусов. Дисгармоничные: полуквадрат — 45 градусов, квадрат — 90 градусов, оппозиция — 180 градусов). И тогда в любви у вас всегда все будет замечательно, но как только дело дойдет до брака, если вообще дойдет, начнутся серьезные проблемы. Да и сам брак вряд ли продлится долго
.Как только любовники официально становятся мужем и женой, они "переходят" из пятого дома под "юрисдикцию" седьмого, и там уже включаются совсем другие законы. С точки зрения астрологии, покровителями брака считаются две планеты — Венера и Сатурн. Венера — это планета дружбы, гармонии. Она говорит о том, что брак — это содружество, взаимопонимание, соучастие. А Сатурн — вообще одна из самых серьезных планет гороскопа. Он символизирует суровую дисциплину, умение жертвовать своими интересами, самоограничение и терпение. Терпение — прежде всего. И вот в этом сочетании двух таких разных планет и заключены секреты гармоничного брака. Почему "все счастливые семьи одинаковы"? Да потому, что они живут по правилам Сатурна и знают, что в браке всегда надо чем-то жертвовать. Сатурн считается планетой порядка, причем довольно жесткого. Не хочешь терпеть и жертвовать своими интересами, значит, брак не для тебя.
Любая религия мира устанавливает примерно одинаковые правила брака: надо быть верными друг другу, потому что измены разрушают семью. Да и вообще, человеку, живущему по правилам брака, не до измен. Брак — это прежде всего постоянная работа (Сатурн) на благо семьи, на благо детей. "А как же любовь?" — спросите вы. Неужели по воле астрологии мы обречены влюбляться в одних, а вступать в брак с совершенно другими людьми? Нет, не все так печально. Конечно, астрология вовсе не запрещает любить мужа или жену. Просто любовь, по правилам седьмого дома, всегда более спокойная, уважительная, более дружеская, что ли. А вот когда у вас в груди все кипит, бурлит и клокочет, когда от одного вида объекта страсти вас бросает то в жар, то в холод, знайте — вы в данный момент живете по пятому дому.
Читайте также: Заложники лунного света
Покровитель дома любви — Солнце. А Солнце — это всегда наше "Я", это проявление себя, удовольствие для себя: хочу и все. Свои желания — закон: мы горим, мы никого не слушаем. В любви мы всегда эгоисты, мы действуем по принципу: все или ничего, никаких компромиссов. Солнце считается самой плодовитой планетой (все расцветает под Солнцем), и поэтому пятый дом — это еще и дети, и творчество. Любовь по пятому дому — это всегда бурные чувства. В том числе, и сексуальные: в пятом доме секс очень важен, тогда как в седьмом это может быть вообще на десятом месте. Но в бурю никто не садится на корабль. А у нас в жизни часто получается как раз наоборот. Когда мы влюблены и влюблены страстно, нас что называется "несет". Никаких недостатков любимого мы не замечаем, никаких разумных доводов рассудка не слушаем. Кажется, вот оно, счастье, вот она, Жар-птица, хватай ее голыми руками. Схватили… а в руках только пепел и обугленные головешки. И вот поэтому такие отношения, когда все горит, все чувства на пределе, — редко заканчиваются браком. То, что сильно горит, быстро сгорает…
Брак — это всегда испытание: когда за дело берется Сатурн, без ломки самого себя и своего эгоизма никак не обойтись. Если вы согласны терпеть и приспосабливаться к другому человеку, значит, вы согласны жить по Сатурну. Хочется дать по мозгам, но терпи… (В браке болевые точки партнера как на ладони и искушение ужалить очень высоко.) А если вам дороже собственные индивидуальность и независимость, а еще больше — собственные удовольствия, брак не для вас. В жизни всегда будут те или иные испытания. И если люди случайно вступили в брак и между ними нет никаких серьезных и долгоиграющих "завязок", их союз обречен. Первая же буря развалит это хлипкое суденышко. Может, поэтому сегодня так много разводов? А хороший союз удваивает защиту — получается, что врозь тяжелее, чем вместе. Спросите любую пару, что прожили вместе не один десяток лет: в чем секрет их семейного счастья? Сначала они, конечно, скажут: в любви. Но потом обязательно добавят: в терпении...
|
Результат теста "какое ты время года" |
|
Он и Она... |
1.
ОН ей говорит:
Встретить тебя... не уничтожив
Желать тебя... не обладая
Тебя любить ... не удушив
Держать тебя... не поглощая
Сопровождать тебя ... не управляя тобой
И быть собой... внутри тебя
Любить тебя... не подчиняя
Приручить тебя... не заключив в тюрьму
Принимать тебя..,не удерживая
Просить тебя... не обязуя
Давать тебе... не опустошая себя
Быть верным тебе... не обманывая себя
Улыбаться тебе и чувствовать нежность
Узнавать тебя и удивляться
Восхищаться, предаваться Неуловимому порыву.
2.
ОНА ему отвечает:
Мгновенья встречь хранить... не убивая,
А завладев... не погубить.
Там где любовь... нет места удушенью.
Держать, хранить, дарить свободу, а взамен любовь лишь получать.
Сопровождать - идти по жизни рядом, держась рукой за руку.
Себя в любви не потерять,
Там где любовь царит... нет места подчиненью,
Взамен ему лишь счастья поцелуй.
А разве можно ветер удержать? Или звезды паденье?
Дарить всегда себя... без просьб и сожалений.
Принимать твои дары... взамен лишь счастье подарить.
И в верности своей... найти покой в душе.
Нежность моя... как эхо улыбки твоей.
Хранить свою загадку, чтоб удивленье не ушло.
Стать Музой... для восторга неуловимого порыва.
Автор: Фелис – Felis77, регистрация авторских прав № 200918895 от 18.09.2009г.
|