-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2428
Написано: 10139


Бесценные шедевры Ватикана. Часть 4. Апостольская библиотека

Четверг, 09 Марта 2017 г. 09:42 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Бесценные шедевры Ватикана.Часть 4.Апостольская библиотека

Сикстинский салон библиотеки

Ватиканская апостольская библиотека — библиотека в Ватикане, обладающая богатейшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения. Библиотека, основанная в XV веке папой Сикстом IV , постоянно пополняется, и в настоящее время её фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей[2][3]. К библиотеке относится Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важных манускриптов (факсимиле).

Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века


 

Начало собранию (архивные документы, литургические книги в виде свитков лат. Volumina) Ватиканской библиотеки было положено в IV веке: тогда в Латеранском дворце был собран архив, упоминавшийся ещё при папе Дамасии I (384 год). В VI веке за собранием манускриптов стал наблюдать государственный секретарь Ватикана  , а в VIII веке появилась должность библиотекаря Ватикана. Библиотека папы Бонифация VIII включала в себя кодексы, украшенные миниатюрами, в том числе 32 греческих манускрипта из собрания Фридриха II. В сентябре 1303 года часть его собраний подверглась разграблению. В 1310 году папа Климент V приказал перенести 643 ценных рукописи в Ассизи, но в 1319 году на город напали гибеллины, после чего многие документы из этой коллекции также были утеряны.

В 1318 году папа начал собирать третью библиотеку Ватикана. В Авиньоне библиотека располагалась в библиотечной башне дворца. Папа Иоанн XXII владел собранием книг, созданным для курии. Позднее часть книг была перевезена в Ватикан, в том числе последним авиньонским папой Григорием XI, однако большинство осталось в Авиньоне и позднее вошло в Национальную библиотеку Франции и собрание семьи Боргезе (возвращено в Ватикан в 1902 году и является по сей день частью апостольской библиотеки).


 

Основателем современной (четвёртой) Ватиканской библиотеки считается папа Николай V, избранный в марте 1447 года. При его предшественнике папе Евгении IV было обнаружено 350 произведений на латыни, греческом и иврите. Эти рукописи и личное собрание папы Николая V составили основу Ватиканской библиотеки, всего 800 манускриптов на латыни и 353 на греческом. Папа значительно расширил коллекцию манускриптами из Европы и с Востока, так, например, по его указанию грамматик Альберто Энок д’Асколи  отправился на поиски уцелевших собраний из императорской библиотеки Константинополя

Формально общественная библиотека была основана 15 июня 1475 года буллой папы Сикста IV «Ad decorem militantis Ecclesiae», тогда собрание составляло 2527 произведений. В 1481 году коллекция насчитывала уже 3500 манускриптов, в этом же году были построены несколько новых помещений, получивших названия по хранящимся в них коллекциям: греческая, латинская, секретная и папская библиотеки. Собрания можно было осмотреть на месте под строгим присмотром. Первым библиотекарем Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV был назначен гуманист Бартоломео Платина.

Посланники папы Льва X отправились на поиски манускриптов по всей Европе. В письмах папа писал, что своим величайшим долгом считает увеличение числа копий античных авторов для того, чтобы во время его понтификата латинизм смог заново расцвести[6]. Во время разграбления Рима в 1527 году, библиотека, насчитывавшая на тот момент 4 тысячи манускриптов, подверглась разорению, множество манускриптов было повреждено. В 1588 году папа Сикст V поручил архитектору Доменико Фонтана построить новое здание для библиотеки. Новое большое здание располагалось напротив старой библиотеки, для хранения манускриптов предусматривались специальные деревянные шкафы. Папа Сикст V охотно сравнивал себя с основателями таких знаменитых библиотек, как александрийская, римская и афинская.

 
При папе Павле V для хранения документов было выделено отдельное здание. Так началась история Секретного архива, расположенного за воротами Св. Анны. В XVII веке зародилась традиция передавать в Ватиканскую библиотеку частные коллекции и королевские собрания. Так, фонды библиотеки значительно пополнились в 1623 году, когда курфюрст Баварии Максимилиан I подарил папе Григорию XV большую часть захваченной им Гейдельбергской библиотек( Палатинская библиотека) в знак благодарности за помощь в Тридцатилетней войне. В 1815 году из Палатинской библиотеки были возвращены в Гейдельберг 38 латинских и греческих манускриптов, а также манускрипты по истории города на немецком и латинском. В 1657 году при папе Александре VII в Ватикан из Урбино была переведена так называемая Урбинская библиотека, представлявшая собой богатую коллекцию рукописей эпохи Возрождения (1767 текстов на латыни, 165 на греческом, 128 на иврите и арабском[9]), основанную герцогом Урбино Федериго да Монтефельтро.


Кристина, королева Швеции
В 1689 году коллекция пополнилась собранием шведской королевы Кристины (Александровское отделение). Королева провела последние годы жизни в Риме и завещала своё собрание (частично собранное её отцом в походах на Германию и Польшу, однако большая часть была собрана ею во время пребывания в Фонтенбло) кардиналу Декио Аццолини, племянник которого Помпео продал в 1690 году книги Александру VIII. Часть этой коллекции папа подарил своему племяннику кардиналу Пьетро Оттобони. Книги королевы Кристины, в составе которых выделялись собрания «Оттобониано» (итал. Fondi Ottoboniano; 3394 латинских и 473 греческих манускрипта) и «Каппониано» (итал. Capponiano; 288 рукописей из коллекции флорентийского маркиза Алессандро Каппони, в 1759 году пополнили фонды библиотеки.


Codex Assemani, XI век

В 1715 году Климентом XI была организована экспедиция в Сирию и Египет, которую возглавил Иосиф Ассемани. За два года работы в монастырях Нитрийской пустыни, Каире, Дамаске, Ливане им было собрано около 150 ценнейших манускриптов, пополнивших собрание Ватиканской библиотеки. Папа Климент XIII присоединил всю коллекцию братьев Ассемани, составлявшую в том числе 202 сирийско-халдейских, 180 арабских и 6 турецких манускриптов.

Наполеоновские войны стали фатальными для собраний библиотеки: в 1797 году 500 манускриптов были конфискованы французской директорией. Однако в 1815 году большую часть увезённого, за исключением 36 манускриптов, удалось вернуть в Ватикан.

 
В 1855 году собрание библиотеки расширилось приобретённой коллекцией книг графа Чиконьяра и 1445 рукописями кардинала Анджело Май  , в прошлом главного хранителя Ватиканской библиотеки (1819—1854 гг).

С избранием папой Льва XIII началась модернизация библиотеки: открылся читальный зал для печатных книг, основана лаборатория по реставрации манускриптов, были введены правила каталогизации манускриптов, которые действуют и по сей день. В 1891 году папа приобрёл коллекции графов Боргезе: около 300 свитков старой Авиньонской библиотеки, а в 1902 году за 525 тысяч франков архивы кардинала Франческо Барберини : 10 041 латинских, 595 греческих и 160 восточных рукописей вместе со старыми книжными полками; позднее итал. Codices Reginæ, Capponiani, Urbinates, Ottoboniani (3394 латинских и 472 греческих манускрипта), собрание Сикстинской капеллы —(коллекция по истории музыки). После Первой мировой войны были введены единые нормы каталогизации печатных изданий (лат. «Norme per il catalogo degli stampati»).

При папе Иоанне XXIII было приобретено несколько коллекций, в том числе итальянские рукописи из собрания Таммаро де Марини , коллекция драматических произведений на персидском языке и эфиопских манускриптов учёного Энрико Черулли ( также Висконти и Маццукелли ), в 1922 году — Россиана ( по имени её хозяина, римского дворянина Джованни Франческо де Росси; 1195 манускриптов, 6 тысяч редких изданий, 2139 инкунабул).

В 1923 году к библиотеке была присоединена Библиотека Киджи (33 тысяч единиц, собранных преимущественно Флавио Киджи из Сиены), в 1926 году — собрание Феррайоли  (885 манускриптов и 100 тысяч автографов, всего более 40 тысяч единиц), в 1940 году — архив собора Святого Петра  и последнее крупное собрание манускриптов, грамот и автографов итальянского историка Федерико Патетты (содержащее в том числе рукописи по истории Пьемонта), в 1953 — архив княжеского семейства Роспильози.

Фреска «Папа Сикст IV назначает Платину префектом библиотеки», Мелоццо да Форли, около 1477
Все основные функции и задачи библиотеки, описанные в булле «Ad decorem militantis Ecclesiae» папы Сикста IV от 15 июня 1475 года, продолжают действовать и в наше время:

« Ad decorem militantis Ecclesiae, fidei catholice augmentum, eruditorum quoque ac litterarum studiis insistentium uirorum commodum... »


В задачи и обязанности библиотеки входят:сохранение и охрана культурных ценностей;пополнение коллекции манускриптами, книгами и предметами путём покупки, обмена и дарения;исследовательская работа собраний и возможность научных публикаций;представление собрания учёным со всего мира и обновление технических средств.


Первоначально залы библиотеки папы Николая V были украшены фресками Доменико Гирландайо, Мелоццо да Форли и Антониаццо Романо. С расширением фондов библиотека получила новое здание, построенное в 1587 году Доменико Фонтана. Из-за нехватки места двухэтажное здание было построено поперёк двора Бельведера, таким образом разрушив архитектурную композицию позднего Ренессанса работы Браманте.

Помещения библиотеки:


Римская фреска в Зале бракосочетания Альдобрандини


Зал бракосочетания Альдобрандини появился в 1611 году при папе Пие V.

Sala delle Nozze Aldobrandini (Musei della biblioteca Apostolica Vaticana), esposizione temporanea (dicembre 2013) e collezione permanente

В 1817 году помещение было отреставрировано для хранения медных гравюр, а в 1818 году в этот зал были перенесены античные фрески «Бракосочетание Альдобрандини» (эпохи Августа), возможно, изображающие свадьбу Александра Македонского и Роксаны.

Название фрески, найденной в 1604 году на Эсквилинском холме, восходит к его первому владельцу — кардиналу Пьетро Альдобрандини и сюжету фрески, изображающему церемонию бракосочетания. 

В зале также представлены фрески (около IV до н. э.), изображающие сцены из «Одиссеи», потолок украшен фреской Гвидо Рени «Подвиги Самсона».


 

Зал папирусов  (1774 год) — здесь при папе Клименте XIV хранились «равеннские папирусы» VI—IX веков. Росписи потолка работы Рафаэля Менгса изображают основание нового Музея Климента. В двух витринах зала экспонируются золотые кубки с изображениями светских, иудейских и христианских сцен.


Зал Александра — построен в 1690 году при папе Александре VIII, расписан в 1818 году Доменико де Анджелис .На фресках изображена история папы Пия VI, попавшего в плен Наполеона, сцены его ссылки и смерти в изгнании (1799 год).


Залы Павла — два зала, расписанные Джованни Батиста Риччи сценами понтификата папы Павла V.

Сикстинские залы


Галерея Урбана VIII— служит для хранения Палатинской библиотеки. У окон галереи расположены астрономические инструменты.
Музей сакрального искусства апостольской библиотеки — основан в 1756 году папой Бенедиктом XIV для размещения собрания раннехристианских артефактов: кубки, бронзовые и глиняные лампы, изделия из стекла и металла, икона святого Феодора (мозаика на воске, XII—XIII века).


Музей светского искусства апостольской библиотек— выставочный зал с различными римскими и этрусскими артефактами.


****

Капелла Пия V  — капелла расписана Якопо Цукки по эскизам Джорджо Вазари в 1566—1572 годах. В витрине выставлены ёмкости для хранения реликвий из капеллы Санкта-Санкторум из средневекового Латеранского дворца. Ценные сосуды, украшенные позолотой и драгоценными камнями, были перенесены в Ватикан в 1905 году, реликвии остались в новых сосудах на старом месте под алтарём капеллы святого Лаврентия. Особый интерес представляет золотой крест Пасхалия I, украшенный эмалью с изображением детства Христа, а также серебряный реликварий для хранения головы святой Пракседы, украшенный изображениями апостолов и рельефами (XI век, Византия).


Галерея Климента  — галерея, построенная при папе Клименте XII, при Пие VI поделена на 5 залов. Стены украшают фрески с изображением сцен понтификата Пия VII работы Д. Де Анджелис.


Сикстинский салон — зал в стиле маньеризма, спроектированный для хранения манускриптов и книг, 70 метров длиной и 15 шириной.

Салон богато украшен фресками с изображением древних библиотек (в Александрии, Афинах, Риме) и их основателей (апостол Пётр изображён основывающим Ватиканскую библиотеку), сцен открытия новых алфавитов, вселенских соборов (до 1587 года) и современных видов римских памятников (например, старого Латеранского дворца и для сравнения, нового, строительство которого также связано с папой Сикстом V), при этом все изображённые персонажи и сцены снабжены подписями.

Изображения зданий, обелисков и площадей точно переданы в деталях, на фресках сводов изображены гротески. Художники, выполнившие росписи зала, точно не известны, возможно, гротески расписывал Просперо Орси, над фресками работали Лилио, Риччи, Гуэрра, Неббия и другие художники. Сегодня в зале размещаются выставки библиотеки.


Зал славословий папе Пию IX — зал назван так по ранее располагавшимся там славословиям в адрес папы. Сегодня в зале экспонируются ткани, в основном средневековые фрагменты из капеллы Санкта-Санкторум. Самый старый экспонат — льняная туника, датируемая III веком.

Зал славословий — сегодня в витринах зала хранятся римские и раннехристианские кубки, изделия из слоновой кости, эмали и металла: диптих из слоновой кости из Рамбоны, изображающий Богородицу на троне и распятие (около 900 года); статуи Христа на троне и 5 апостолов из позолоченной меди, покрытые эмалью и жемчугом (XIII век, некогда украшение алтаря старой церкви святого Петра).


Sandro Botticelli - Illustration to the Divine Comedy 

Манускрипты
Собрание манускриптов, всего около 50 тысяч, состоит из закрытой (36 отделений) и открытой частей (16 отделений) которые, в свою очередь, разделены по языкам манускриптов. Открытая часть носит название «Кодексы Ватикана»  манускрипты из закрытого отделения распределены по их происхождению.

Pinturicchio, Crocifissione con dolenti (Barb. Lat. 614, c. 219), 1502 circa, foglio miniato, Città del Vaticano.  Francesco di antonio del chierico, visione di san bernardo in sermones in cantica canticorum di san bernardo e gilberto di hoyland, bibl ap vaticana, ms urb lat 93 f. 7v

К крупным собраниям манускриптов относятся: коллекции Барберини (собрание папы Урбана VIII) составляет около 10 тысяч латинских, греческих, восточных манускриптов (итал. Barberini Orientales) и инкунабул; в собрании Борджиани хранятся рукописи на персидском, турецком, армянском, арабском, грузинском и других языках.

12th-century unknown painters - Illustration to a Psalter .14th-century painters - Bible of Matteo di Planisio

Некоторые известные манускрипты Ватиканской библиотеки: Свиток Иисуса; De arte venandi cum avibus — «Об искусстве охоты с птицами» Фридриха II; Codex Vaticanus — одна из самых ценных рукописей греческой Библии, датированная серединой IV века, в X веке был добавлен орнамент, а в XV веке рукопись была частично реконструирована; Libri Carolini — Каролингские книги, сборник в четырёх книгах опровержений актов VII Вселенского Собора, а также его учения об иконопочитании, составленный по повелению императора Карла I Великого.

Page from Decameron

Vergilius vaticanus, «Бегство из Трои», лист 21

Старинные рукописные тексты: с поэтическими текстами Вергилия: Vergilius Vaticanus — фрагменты начала V века были найдены около 1400 года французским писцом, а в XV веке уцелевшие части Ватиканского Вергилия были вновь собраны в кодекс и вернулись в Италию; Vergilius Romanus — фрагменты рукописи (309 листов квадратной формы, 33 х 33 см.), включающие произведения Вергилия из «Энеиды» и «Георгик» («Georgies»), по стилю и художественному изображению (19 цветных иллюстраций) относящиеся предположительно к концу IV века. Место его создания точно не установлено, возможно, начиная с IX века до конца XV века он хранился в библиотеке монастыря Сен-Дени. Ватикану манускрипт был передан при папе Сиксте IV.

Vergilius vaticanus, «Энеида», лист 41

Vergilius romanus, «Совет богов», лист 234v,Vergilius romanus, лист 1,

Рукописи с произведениями Цицерона, Теренция, Гомера, Аристотеля, Евклида, папирус Бодмера — содержащий самый древний текст Евангелий от Луки и Иоанна, два экземпляра первопечатной Библии Гутенберга, середины XV века; а также письма Фомы Аквинского, Петрарки, Микеланджело, Рафаэля, несколько писем Мартина Лютера и Генриха VIII. и т.д.

Библия Сан-Паоло-фуори-ле-Мура,Евангелие Барберини, лист 125

«Тотила разрушает Флоренцию», лист 36,«Менологий Василия II», около 985 года

Печатные книги
Печатные книги в Ватиканской библиотеке, распределённые по разделам палеографии, истории, истории искусства, а также классической, средневековой и ренессансной филологии, каталогизированы и представлены в сети Интернет с 1985 года. Каталог содержит 10 тысяч названий и иллюстраций современных печатных изданий.

Первые печатные книги в библиотеке появились в собрании Первой коллекции   1620—1630 годах, позднее были присоединены книги из коллекции Барберини, Палатинской библиотеки, Целадианы (Zeladiana, по имени кардинала Франческо Саверино Целада  , библиотеки кардинала Май.

 
В кабинете медных гравюр   размещается коллекция рисунков и репродукций, в том числе 161 том (до 1793 года) с около 32 тысячами листов, отсортированных по школам, и ещё 10 тысяч — по жанрам.


«Круги ада», одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» из собраний библиотеки (1480—1495 года)

Belbello da pavia, san girolamo, da bibbia miniata di niccolò d'este, 14131-34, ms. barberiniano lat. 613, f. 630r
В залах библиотеки, в музеях светского и религиозного искусства библиотеки экспонируются богатые коллекции артефактов.

музей

С 1744 года в библиотеку была перенесена коллекция папы Бенедикта XIV, купившего собрание древних христианских стеклянных изделий кардинала Гаспаре Карпенья, собиравшего древности в катакомбах.

Copy of a lost gold-glass portrait 

Работы Бернини

Затем последовала коллекция драгоценных камней Веттори. Позднее обе коллекции стали частью музея религиозного искусства библиотеки. В музее также находится коллекция античных медальонов с тонкой золотой прослойкой между слоями стекла, изображающих семейные пары, святых (особенно часто встречается изображение апостолов Петра и Павла), сцены из Библии, а также светские темы, например, сцены охоты. Многие из этих артефактов были обнаружены в катакомбах Рима.

Коллекция монет и медалей была открыта в 1555 году, однако самый большой вклад в собрание сделал папа Бенедикт XIV, который приобрёл огромную коллекцию греческих и римских монет кардинала Аллесандро Альбани, по своим размерам уступающую лишь коллекции короля Франции.Собрание постоянно пополнялось новыми экспонатами (например, коллекцией Ранчи в 1901 году). В настоящее время составляются электронные каталоги для орденов, монет и манускриптов.

 

Буллой «Ad decorem militantis Ecclesiae» 1475 года папа Сикст IV также официально назначил персонал для управления библиотекой и регулярное жалование. Первым официальным кардиналом-библиотекарем  стал в 1548 году Марчелло Червини  .

Папа Лев XIII передал повседневные обязанности по управлению библиотекой из рук кардинала-библиотекаря профессиональным специалистам: префекту, заместителю и писцам.

Carved ivory diptych depicting scenes from the life of Jesus

По словам французской исследовательницы Ватиканской библиотеки Жанны Биньями-Одье  , папа разрешил кардиналу править, но не управлять. В библиотеке работали шесть постоянных писцов  и пять — на сдельной основе, в обязанности которых в том числе входило научное развитие соответствующих отделений.

Liturgical book with clasps

Golden Rose stored

В настоящее время во главе библиотеки стоит кардинал-библиотекарь, в штат библиотеки также входят префект (по техническим и научным вопросам), заместитель префекта, управляющие отделениями и отдельными коллекциями (например, коллекцией монет и медалей), секретарь и казначей. Также существует совет, который консультирует кардинала-библиотекаря и префекта по важным вопросам деятельности библиотеки.

 

В XIX веке в библиотеке впервые начались работы по репродукции манускриптов с помощью факсимиле: фрагментов Вергилия, манускриптов Данте и Петрарки. Однако потребность в защите и сохранении богатых собраний пап ощущалась уже с момента возникновения библиотеки. Так в булле папы назначались ответственные за сохранение собраний и защиту от насекомых, сырости и пыли. В 1555 году папа Павел IV официально ввёл должность реставратора.

Со временем состояние манускриптов стало ухудшаться также из-за коррозии чернил. По инициативе Франца Ирли, префекта библиотеки (1895—1914 годы), в 1898 году была организована международная конференция, на которой обсуждались новые методы реставрации рукописей. Новая лаборатория по реставрации была основана в 1890 году при папе Льве XIII (сегодня лаборатория находится в музее Кьярамонти). В современной лаборатории каждая фаза реставрационных работ сопровождается составлением точных карт и цифровых фотографий.

При папе Иоанне Павле II были усилены меры по сохранению и консервации собраний библиотеки. Для контроля за книгами (например, поставленными не на своё место) в библиотеке введена технология автоматической идентификации объектов — RFID (радиочастотная идентификация).

Совместно с японской фирмой была разработана новая технология, позволяющая при помощи ультрафиолетовых лучей читать первоначальные надписи переписанных пергаментов или старых документов, невидимые невооружённым глазом.

 

Письма Генриха 8 к Анне Болейн
Открытый доступ к фондам библиотеки для научно-исследовательской работы гарантируется Латеранскими соглашениями, формальности посещения фондов устанавливает Ватикан. Ежедневно её могут посетить в среднем 150 учёных и специалистов.

При секретариате библиотеки действует отделение по допуску к фондам библиотеки: учёных, преподавателей университетов и ВУЗов, студентов, работающих над докторскими диссертациями.

Costanzo festa

Бюро по репродукциям и правам занимается запросами по копированию для научных и учебных целей, публикаций, выставок, Интернета, использованию в аудио- и видеоматериалах. В бюро работают два отделения: услуги частного использования и иные услуги.

Gherardo di giovannid el fora, retorica, in marziano capella de nuptiis philologiae et mercurii

Фотолаборатория библиотеки может изготовить фотокопии печатных книг (только напечатанных в 1601—1990 годах), чёрно-белые фотографии, микрофильмы, компакт-диски с микрофильмов.

17 июля 2007 года залы библиотеки были закрыты для срочного ремонта, в ходе которого были укреплены полы, установлены лифты и новая система кондиционирования. После ремонта она была снова открыта 20 сентября 2010 год.

Серия сообщений "Италия":
Часть 1 - Урбино – родина Рафаэля
Часть 2 - Тиволи – город древних вилл
...
Часть 14 - Фотопрогулка: Благославенная Италия! Озеро Комо
Часть 15 - Замки и дворцы Италии || Казерта || Королевский дворец
Часть 16 - Бесценные шедевры Ватикана. Часть 4. Апостольская библиотека
Часть 17 - Бесценные шедевры Ватикана. часть 3. Сикстинская капелла
Часть 18 - Бесценные шедевры Ватикана. Часть 5. Музей Пио-Клементино во дворце Бельведер
...
Часть 35 - Интересные факты о древнем городе Помпеи
Часть 36 - Экскурсия в Венецию
Часть 37 - Замок на воде

Рубрики:  Архитектура/Дворцы, замки и крепости
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку