fealka_90, я не железнодорожник, но могу сказать, что вообще переключений много быть не должно. Трамваи (как и маленькие электровозы с трамвайными контроллерами, шахтные, к примеру) -- вообще отдельная тема, там весь ток от двигателя идет через контроллер в кабине, поэтому его контакты рассчитаны на приличный ток. В локомотивах и электропоездах ток на порядок больше, там контроллер управляет реле (ЭПК, электропневматический контактор), которые тоже нежелательно переключать часто. Ну, есть еще позиции, на которых в схему включены реостаты, за длительную езду (или езду без необходимости) на них тоже спасибо не скажут. В метро сам контроллер находится где-то под вагоном и его вал приводится в движение электромотором, а та рукоятка, за которую дергает машинист, лишь задает, до какой позиции переключаться контроллеру.
Я чаще всего езжу по Калининской линии, на слух процесс ведения поезда следующий: разгон, движение накатом, электродинамическое торможение с дотормаживанием пневматикой. Ну, еще частота переключений сильно зависит от опыта).