-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fatiniy_life

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Моя_дача Блошиный_РынокЪ вязалочки _В_И_Н_Т_А_Ж_ Вкусно_Быстро_Недорого
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2751


Рина Зеленая - Королева эпизода.

Вторник, 08 Ноября 2011 г. 13:19 + в цитатник
Цитата сообщения Donnarossa Рина Зелёная - королева эпизода

8 (600x27, 5Kb) 

 

s_00 (8x12, 0Kb)  В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Рины Зелёной (настоящее имя Екатерина), известной советской актрисы эстрады, театра и кино, народной артистки РСФСР (1970), королевы эпизода и озвучки. Она родилась 7 ноября 1901 года (25 октября ст. ст.) в Ташкенте. В связи с переводом её отца семья переехала в Москву.

Она не была женщиной-вамп: маленькая, с далеко неидеальной фигурой. Когда она входила в комнату, её не замечали. Не замечали, пока она не открывала рта. Но стоило ей заговорить — и никто уже не сводил с неё глаз, все видели яркую красавицу, обворожительную, умную, покоряющую.

Фильм, наверно лучший, о всеми любимой актрисе, сделали в 1982 году Зиновий Гердт и его жена Татьяна Правдина, вот фрагмент:



 
8 (600x27, 5Kb)
 
 s_00 (8x12, 0Kb)  Актрисой она стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в том числе и Екатерину. В 1919 она окончила Московское Театральное училище. С началом Гражданской войны семья Зелёных переехала в Одессу, там молодая актриса устроилась на работу в местный театр. Именно тогда Екатерина стала Риной в связи с тем, что её имя не помещалось на маленьких афишах.

Начинала на эстраде в качестве профессиональной певицы. Спустя некоторое время Рина Зелёная вернулась в Москву. Работала в московском театре «Не рыдай». Театр со странным названием нашла случайно, проходя по Каретному Ряду. Это было ночное кабаре с прекрасным поваром (артистам полагался бесплатный ужин). Когда после выступления Зелёная выходила во дворик отдышаться, повар шептал ей: «Ну, дорогая, сегодня я угощу вас ужином! Пальчики оближете! Обратите особое внимание — пирожки с нутром телка». Зелёная пела там песенки на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Музыку к ним писали Матвей Блантер, Юрий Милютин. Зал был тесный, в русском стиле. Большая директорская ложа в виде русской печи, отгороженные перегородками ложи завсегдатаев. Свободных мест не было, хотя цены были высокие. Между столиками бегали половые в рубахах и штанах. Один большой стол с лавками вместо стульев выделялся особо. За ним сидели артисты, писатели, художники. И меню было для них особое — недорогое, но тоже вкусное. Сюда забегали актеры из всех московских театров, пересказывали театральные сплетни, читали стихи. Работали здесь и Игорь Ильинский, и Михаил Гаркави.  Атмосфера в театре была особая, располагающая к игре, к сочинительству.

 8 (600x27, 5Kb)

 Затем Рина Зелёная работала в питерском "Балаганчике". Там актёры работали много, ездили на гастроли, а денег им почти не платили. Директор говорил, что даёт своим артистам возможность дышать морским воздухом, — что ж, им этого мало?! Во время безденежья Рина ходила обедать к своей подруге по «Балаганчику», которая жила вместе с семьёй. У самой Рины родных в городе не было, а был только пустой дешёвый номер в «Англетере». Если же заводились деньги, она спускалась обедать в ресторан гостиницы, но только днём — вечером там было намного дороже. Посетители — роскошно одетые джентльмены и «бриллиантовые» дамы в мехах. Это про них Зелёная пела в «Балаганчике» частушки:

Как вернулась я из бани,
Приставать я стала к Ване:
«Окати да окати
Л.Ориганом де Коти».

Она ещё работала в «Балаганчике», а её уже позвали в Москву, в только создающийся Театр сатиры. Пошла с радостью. Программы тех лет были сатирическим обозрением. Первый спектакль — «Москва с точки зрения» — сюжет о приезжающей в столицу семье провинциалов, её знакомстве с городом, с людьми и учреждениями, её приключениях. В одной из сцен семья эта попадала в плотно заселённую квартиру. Открывались дверцы большущего платяного шкафа. Там пила чай с поцелуями молодая супружеская пара. В одном из ящиков студент зубрил учебник и т.п. «Москва с точки зрения» и «Мишка, верти!» (пародия на темы кино) имели сногсшибательный успех.  20-30-е годы — время, когда многое начиналось. Театры возникали во всех местах, где только можно было поставить стулья и подиум. Журналисты и писатели-сатирики решили создать свой театр Обозрений при Доме печати. Короткие сценки, пародии, скетчи, обозрения — то, от чего уже отошёл Театр сатиры, начавший ставить большие комедии. Конечно же, Зелёную пригласили в новый театр, впоследствии – Театр эстрады и миниатюр.

 
В бильярдной, Ялта, 1926

На одном из концертов в клубе произошла осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зелёная, не приехал. Что тут делать? Какие могут быть песни без рояля?! Администратор, еле живой от ужаса, умолял актрису «исполнить что-нибудь». Она вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала «Мойдодыр» Чуковского. Так в 1929 году родилось её новое амплуа, породнившее её с миллионами зрителей и слушателей. И новый жанр: «Риназелёная». Именно так, в одно слово, писали ей письма малыши.

8 (600x27, 5Kb) 

s_00 (8x12, 0Kb)  В кино она снялась в 1931, её первая роль – девушка из шайки Жигана в фильме Николая Экка «Путёвка в жизнь», дебютировав крошечной ролью бойкой марухи, похоже, совсем недавно приехавшей из деревни ловить птицу счастья, а угодившей в воровскую малину. Речь идёт об эпизоде, где Зелёная в деревенском платочке, с накрашенными "бантиком" губами — поёт ворью придурковатые частушки: "На столе стоит чернило, в том черниле — два пера. Прощай, папа, прощай, мама, я поеду на Кавказ". 

Восемь лет спустя она вместе с Агнией Барто написала сценарий к ленте «Подкидыш». Зелёная буквально на коленях написала несколько сцен про тараторшу Аришу, которую и сыграла. А историю о старушке, которая зашла попить воды, потом хватились – «пианины нету», актриса вообще придумала на ходу. Знаменитая реплика Фаины Раневской "Муля, не нервируй меня!" была придумала именно ею. Также и убойная фраза гримёрши из к/ф "Весна": - Такие губы сейчас не носят! - её экспромт на съёмочной площадке.

 
Кадр из к/ф "Светлый путь"
 
 
Между съёмками, 1940-е

Во время Второй мировой войны Рина Васильевна выступала с фронтовой концертной бригадой Аркадия Райкина, была награждена орденом Красной Звезды.

8 (600x27, 5Kb) 

Частушка, которую она исполняла на сцене:
В «Балаганчике» пою,
Дело не мудрёное…
Никто замуж не берёт,
Говорят, зелёная!

s_00 (8x12, 0Kb)  Вообще-то замужем она к тому моменту уже побывала: восемнадцатилетней девушкой выскочила за солидного мужчину много старше себя, юриста Владимира Блюмельфельда, которому ужиться с её жизнерадостным характером было сложно. Брак их был недолгим, но дружеские отношения они сохранили на всю жизнь. После развода с Блюмельфельдом у Рины закрутился красивый роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Лучше и умнее этого человека для Рины тогда не было на свете! Но влюблённые часто расставались: Кольцов постоянно ездил в командировки: в Женеву, в Италию, в Испанию... Кроме того, он был женат, а Рина Васильевна в силу огромной порядочности не стала разбивать чужую семью. Когда Кольцов надолго уехал в Испанию, она поняла: больше так продолжаться не может.

1940-е
 
8 (600x27, 5Kb) 
s_00 (8x12, 0Kb)  По счастливой случайности в тот момент она встретила Константина Топуридзе и убедилась, что её идеал мужчины ещё существует. Их знакомство произошло в Абхазии, приятель-журналист как-то подвел к Рине красивого мужчину и представил: "Познакомьтесь, Риночка, это мой друг из Ленинграда, Котэ Топуридзе". Рина говорила: "Так в моей жизни образовалась новая профессия - жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда!" Вся жизнь Рины Васильевны прошла рядом с Топуридзе, они прожили вместе сорок лет. Архитектор Константин Топуридзе, автор фонтанов "Дружба народов", "Золотой колос", "Каменный цветок" на ВДНХ (нынешний ВВЦ) и других замечательных проектов, был широчайше образованным человеком, всегда был увлечён какими-то идеями, занят работой. Он был главным архитектором Ленинского района Москвы (это от Кремля до Внукова) и заместителем академика Павлова по охране исторических памятников. Тем, что удалось сохранить Новодевичьи пруды, москвичи обязаны именно Топуридзе. На одном из совещаний в Кремле он так горячо доказывал Брежневу и его окружению, что безнравственно уничтожать парк, засыпать пруды, в которых отражаются стены и купола монастыря, и строить дома для ЦК, что генсек под впечатлением его выступления произнес: "Этот парень любит свое дело, к его мнению стоит прислушаться".

По воспоминаниям друзей, любила Зелёная Константина Топуридзе очень сильно. И прощала всё. Хотя бывало и так, что то ли в шутку, то ли всерьёз актриса вздыхала: "Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссёра выходить". Жизнь супружеской четы Зелёная-Топуридзе была до краёв наполнена. Обычно вечером, после того как у Рины заканчивался спектакль, они шли в гости, в Дом актёра или на какое-нибудь представление. Котэ никогда не возражал и охотно сопровождал Рину, хотя потом ему частенько приходилось всю ночь сидеть за чертежами и проектами.

Удивительно - они почти никогда не расставались. Если Рине случалось ехать на гастроли или съёмки, Котэ приказывал: "Чтобы каждый день было письмо! Читать его я, может, и не буду, но оно должно лежать у меня на столе". Сам при этом же писем не писал, только открытки. Рина при всем своём отвращении к писанине ежедневно строчила мужу обо всех новостях, зная, что это ему необходимо. Себя Топуридзе любовно называл "тираном с очень мягким и отзывчивым характером". Когда Рина на него обижалась, он подходил к ней со словами: «Ладно, я тебя прощаю», — и в семье снова царил мир. Она называла мужа «мой ангел». Домработница так и говорила ей: «Твой ангел звонил. У него поздно будет заседание. Чтобы ты никуда не уходила».

 

Рина и Котэ всегда ходили, трогательно взявшись за руки, и этой привычке не изменили, будучи пожилыми людьми. Гуляя по Москве, Котэ рассказывал жене то о старой церквушке, то об обитателях старинного особняка в каком-нибудь переулке. Он знал всё о каждом доме, о каждой площади столицы...

 
1940-е 

8 (600x27, 5Kb) 

Первый инфаркт у Котэ случился в 69-м. Это произошло ночью, совершенно неожиданно. Он вдруг стал сильно кричать во сне от боли. Когда его увезли в больницу, Рину шатало из стороны в сторону: давление зашкаливало за двести, у неё даже повредилась сетчатка глаза. Второго инфаркта он уже не перенёс. Потеряв Константина Тихоновича, Рина от шока почти ослепла. Чтобы хоть что-то увидеть по телевизору, ей приходилось придвигать кресло вплотную к экрану. Рине даже сделали специальный бинокль. И хотя врачам удалось частично восстановить ей зрение, но самостоятельно читать она уже не могла, домашние читали ей вслух по очереди. 

 
С мужем Константином Топуридзе (1905 - 1977)

s_00 (8x12, 0Kb)  "Всё, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить", - не уставала восхищаться она своим мужем.  Когда его не стало (1977), она записала в дневнике: «Всю свою сознательную жизнь я прожила с человеком глубоко учёным, не говоря о таланте. Мне никогда не нужен был ни один словарь. А теперь, чтобы разъяснить что-то для себя, я должна спросить восемь человек».

Своих детей у Зелёной не было. Она воспитала двоих сыновей Топуридзе. 

8 (600x27, 5Kb) 
 
 
С Николаем Черкасовым и его женой Ниной в Праге, 1947 г.
 
 
Начало 1950-х
 
 
Одна из последний фотографий с мужем К. Топуридзе

8 (600x27, 5Kb) 

s_00 (8x12, 0Kb)  Ей приходилось говорить в кино всякими голосами — голосом слонёнка, гусеницы и даже карандаша. Снимали её до обидного мало, несмотря на её природную комедийность. За долгую жизнь – без малого 90 лет – Рине Зелёной не досталось ни одной крупной роли в кино. Но едва она появлялась на экране хоть в малейшем эпизоде, всё внимание зритель обращал только на неё... 



Автор ролика на Ютуб  

После «Приключений Буратино» она шутила: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — человеческой роли не дождаться, вот я и согласилась». « И вот что удивительно — все говорили «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссёра. Но мне это прямо не приходило в голову. Да и им, наверное, тоже. А все были друзья: Козинцев и Юткевич, Барнет и Пудовкин, и Кашеверова, и Михалковы — отец и сыновья. Иногда при встрече со мною режиссёры и сценаристы, всплескивая руками, кричат: «Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!» Никита Михалков, например, однажды упал на колени посреди улицы перед Домом кино и закричал: «Рина! Ты моя любимая, лучшая актриса!» Я сказала: «Так дай мне роль какую-нибудь, самую плохую». Он встал с колен, смеясь, обнял меня, поцеловал и поклялся в вечной любви.  И так всю жизнь. По всему по этому в моей работе в кино бывали огромные перерывы, если не считать какой-то полной белиберды, которую иногда предлагали». 



 

И всё же здорово, что ленты с её игрой остались. Остались записи её голоса. Остались её истории «для взрослых про детей». И даже стихи, сочинённые ею вместе с детьми. Слава Рины Зеленой как исполнительницы "детских монологов" была безгранична. Особенно в довоенное время, когда её имя звучало, как предвкушение чего-то необычного, праздничного. Если в кухню на коммуналке вбегал ребенок и кричал: "Рина Зелёная!" - кухня пустела. Соседи разбегались по комнатам к своим репродукторам. Колоссальное удовольствие Рина Зелёная испытывала от работы в мультипликации, где чаще ей приходилось озвучивать юных героев. Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал "мяу", и цирковое чудо Лошарик...

 


 

 

Кадр из к/ф «Дайте жалобную книгу». Роль певицы в кафе "Одуванчик" 


Рина Зеленая (Чтобы помнили...)  
 
  

8 (600x27, 5Kb) 

s_00 (8x12, 0Kb)  До конца жизни Рина Зелёная была любознательным, смешливым, открытым для жизни существом. Но это в обычных ситуациях. В критических же — ещё и сдержанным, не выставляющим напоказ свои болячки и проблемы. До глубокой старости она жила вполне благополучно в бытовом отношении, но при этом не очерствела и, говорят, никогда не отказывала в помощи тем, кому повезло меньше, чем ей. С конца 1980-х Рина Васильевна жила в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Актриса с трудом передвигалась из-за перелома шейки бедра и практически ничего не видела. Умерла Рина Васильевна Зелёная в возрасте 89 лет 1 апреля 1991 года. В этот день по иронии судьбы ей Указом Президиума Верховного Совета СССР  было присвоено звание народной артиски СССР, но из-за смерти номинантки именно в этот день её имя из списков было вычеркнуто. Рина Зелёная всегда очень несерьёзно относилась к своим наградам и говорила: «Уж если меня и наградят, так непременно за 45 минут до смерти», — смеялась она. Так и получилось...

Похоронена Екатерина Зелёная в Москве, на Введенском кладбище рядом с мужем — академиком архитектуры Константином Тихоновичем Топуридзе.


 

8 (600x27, 5Kb) 

s_00 (8x12, 0Kb)  Снималась в фильмах: «Путёвка в жизнь» (1931), «Подкидыш» (1939), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Девушка без адреса» (1957), «Жених с того света» (1958), «Семь нянек» (1962), «Укротители велосипедов» (1963), « Иностранка»  (1965),   «Дайте жалобную книгу» (1965), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Три толстяка» (1966), «Внимание, черепаха!» (1970), «Приключения жёлтого чемоданчика» (1970), «12 стульев» (1971),  « Чиполлино»   (1973 ),  «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон» (1979-1986) и многих других.  


s_00 (8x12, 0Kb)  Озвучание мультфильмов: 1961Ключфея Гиацинта / 1962Кто сказал «мяу»?щенок / 1963Светлячок № 4. Наш карандашмышонок / 1963 — Вот так тигр! — котёнок / 1964Лягушонок ищет папулягушонок / 1964 — Петух и краскикрасная краска; утёнок/ 1965 (1969) — Вовка в Тридевятом царствеВовка / 1966Желтик / 1966 — Про злую мачехукапризная девочка / 1966 — Самый, самый, самый, самыйльвёнок / 1967Слонёнокслонёнок / 1967 — Как стать большимкотёнок / 1969Капризная принцессабабулечка-красотулечка / 1970Бобры идут по следуоленёнок / 1970 — Кентервильское привидениеэкономка / 1970 — Синяя птицабабушка / 1971Огонь — Мышь / 1971ЛошарикЛошарик / 1971—1972 —  Приключения Незнайки и его друзей (сериал) — Пилюлькин  /  1972 — Заветная мечта — рыба / 1973 (1974) — Волшебник Изумрудного города (телесериал), 1 серия — жевун / 1974Как козлик землю держаллягушка / 1977 — Незнайка в Солнечном городе — Листик / 1978 — Муми-тролль и другие — Муми-мама / 1981 (1982) — Алиса в стране чудесГерцогиня / 1981 — Тайна третьей планетыстарушка с тортиком, бабушка Коли / 1981 — Мама для мамонтёнка (телевизионный) — слониха /  1985 — Мистер Уксус и миссис Уксус — миссис Уксус

Серия сообщений "актеры":
Часть 1 - Рина Зеленая - Королева эпизода.
Часть 2 - Миледи: портрет роковой женщины
Часть 3 - Редчайшие фото Фаины Раневской и ее золотые цитаты
Часть 4 - когда мы были молодыми....
Часть 5 - Как снимали фильм «Блондинка за углом», которому в 2014 году исполняется 30 лет
Часть 6 - С Днем Рождения, Наталья Белохвостикова!

Серия сообщений "музыканты":
Часть 1 - Рина Зеленая - Королева эпизода.
Часть 2 - Музыка на выходные 14.05.11.Далида
Часть 3 - Игорь Тальков

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку