«Русскому детскому саду нет аналогов в мире!»
ДЕТСКИЕ САДЫ В ГЕРМАНИИ И В РОССИИ. СРАВНЕНИЕ.
НАМ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОРАДОВАТЬСЯ И ЕСТЬ ЧЕГО ОПАСАТЬСЯ...
В предыдущих 2-х частях
https://vk.com/volk_gomofob?w=wall-47267385_388137 я рассказала о детских садах в Германии, в которой мы прожили 15 лет.
3,5 месяца назад наша семья переехала жить в Москву. Я устроила свою младшую дочь в детский сад, который раньше был государственным, а теперь стал комбинированного типа: часть детей ходят за символическую плату, а часть детей платят 25 000 рублей в месяц. Привлек меня именно тот факт, что сад существует с 1933 года, и вся советская инфраструктура и многие стандарты в нем сохранились.
Инфраструктура сада
Начать стоит с того, что находится сад в глубине жилого квартала, вдали от проезжей части. Он имеет собственную прилегающую территорию, на которой расположены игровые площадки с крытыми верандами.
И (о, чудо!) есть отдельные спальни с отдельными кроватками. И (о, чудо!) есть личный повар, она же нянечка, и значит, есть вкусная, свежеприготовленная еда! И (о, чудо!) есть музыкальный работник с высшим педагогическим образованием. И даже есть музыкальный зал (см. фото ниже).
И (о, чудо!) есть медсестра, проводятся уроки физкультуры и ДАЖЕ есть спортивный зал !!!
А знаете, что в этом, в прошлом обычном государственном саду, есть даже ДИЕТСЕСТРА!!! А также логопед, педагог-психолог, руководитель по физическому воспитанию, педагог дополнительного образования по обучению детей английскому языку. Это же настоящий рай для детей! Целая выстроенная инфраструктура.
И государство могло себе это позволить, ведь раньше сады были практически бесплатными, а все образовательные услуги бесплатными полностью. По капиталистическим понятиям – это просто роскошь!
Новогодний праздник
Новогодний праздник был просто чудесным! С каким удовольствием выступали дети, как чутко относились воспитатели к ним, как мило и незатянуто (в соответствии со стандартами) было построено само представление! Проведен он был утром, чтобы не нарушать распорядок дня. Все продумано, годами отработано, стандартизировано и поэтому гуманно и гармонично по отношению к детям.
В немецких садах под Рождество устраивали родительские посиделки, иногда воспитатели сами показывали кукольное представление, что-то ели, выпивали по бокалу шампанского и расходились. Дети при этом просто играли между собой, часто в том же маленьком помещении. Им нечего показать, они даже песни не разучивали, максимум могли сделать звездочки из бумаги или разукрасить окно красками.
Какая качественная разница!
Я думаю, многие русские родители даже не обращают внимания на все эти детали детсадовской организации. А мне они так бросаются в глаза!
Квалификация персонала
Образование педагогов детсада преимущественно высшее.
В саду вывешены фотографии педагогов с описанием их образования и стажа работы. В Германии же никому эта информация не демонстрируется, т. к. гордиться особо нечем. Только в личной беседе с самим воспитателем можно поинтересоваться этим, и Вы с удивлением узнаете, что лишь у некоторых воспитателей есть среднее специальное образование, а остальные или переучились из других профессий, или не имеют даже аттестата об окончании средней школы!
Принцип разновозрастных и одновозрастных групп
Как видно из фото выше, группы укомплектованы по возрастному принципу. В Германии же группы смешанные, возраст детей от 2,5 до 6-7 лет. Даже в муниципальных садах, имеющих по 2-3 группы, состав детей разновозрастной.
В России сейчас много сторонников разновозрастных групп в детских садах. Они подчеркивают, что в совместном воспитании детей разного возраста есть много позитивных моментов. «Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших». Л.Л.Тимофеева, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей», автор многих методических пособий по планированию образовательной деятельности в ДОУ, предполагает, что взаимодействие воспитанников в разновозрастной группе является естественным условием постоянного накопления и передачи опыта от старших к младшим дошкольникам. (Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие». М.: Центр педагогического образования, 2013).
Однако практика показывает, что детям интересней со своими сверстниками и по факту в разновозрастной группе старшие дети играют со старшими, а младшие – с младшими. Старшие (самостоятельно, без воздействия со стороны) младших в игру не берут, при этом часто старшие, являясь просто физически более развитыми и сильными, решают спорные вопросы силой, хитростью и таким образом обижают младших. Заботливости в таких неравных отношениях я не видела ни разу. Скорее младшие сторонятся старших, боясь получить от них «на орехи». А старшим с малышами просто неинтересно.
Занятия для разновозрастных детей должны быть разными. Младшим нужно более щадящее расписание, они быстрее устают. С младшими уровень безопасности должен быть иным. В саду в Германии, в который ходила наша дочь, за год произошло 3 случая травматизма с малышами. Старшие дети физически более быстрые и развитые, и это неминуемо приводит к различным столкновениям и даже травмам.
В условиях нехватки персонала и времени занять разновозрастных детей эффективно не получается. В результате старшие что-то делают с воспитателем, а младшие просто играют между собой, а не учатся от старших, как предполагают сторонники разновозрастных групп. Самое простое в таких условиях – всех вывести на прогулку.
Каждый год разновозрастная группа меняется. Часть детей уходит в школу, часть новых приходит. Для детской психики это неблагоприятно. Дети чувствуют себя комфортно в привычных условиях со знакомыми детьми. Мне приходилось наблюдать, как подружившись, дети 5-6 лет горько переживали, когда их приятели уходили в школу.
Партнерские отношения между воспитателем и ребенком – каков результат?
По мнению Л.Л. Тимофеевой, налаживание продуктивных партнерских взаимоотношений между взрослыми и маленькими участниками образовательного процесса позволяет приблизить работу разновозрастной группы к идеалу, коим является жизнь большой, дружной, многодетной семьи.
А вот наш личный опыт показывает, что партнерские отношения педагога и ребенка ведут к снижению уровня дисциплины. Дети разговаривают с воспитателем на «ты», фамильярничают, не слушаются. В условиях плохой дисциплины качество и так нехитрых занятий заметно страдает. На то, чтобы угомонить детей и начать, например, рисовать или мастерить, собрать их на прогулку, уходит масса времени.
В нашем московском детском саду такой проблемы нет, т. к. дети естественным образом подчиняются старшему, уважают его, называют по имени-отчеству. Авторитет воспитателя строится на внимательном, даже сердечном, отношении к детям, похвале, интересе.
Воспитатель или персонал по присмотру за детьми?
В Германии у воспитателя отнята сама функция воспитания детей с 80-х годов. В этой связи и было отменено высшее образование для воспитателей. В принципе, воспитатель в немецком саду – всего лишь название, это, скорее, персонал по присмотру за детьми. Грубо говоря, чтобы те не разбили себе головы во время отсутствия родителей. Примерно тоже самое, как если бы вы попросили свою знакомую посидеть с вашими детьми, пока вас нет дома. Но вы же от нее не требуете воспитывать ваших детей? И немецкие родители не требуют. Ведь они же не хотят, чтобы их детей воспитывали люди, у которых порой нет даже аттестата о среднем образовании.
Отсюда и такое наполнение детсадовской программы: ни развития тебе, ни обучения. На это нет квалифицированного персонала (более подробно об этом в предыдущих двух частях этой статьи). По этой же причине в немецких садах практически отсутствует дошкольная подготовка. Дети идут в школу, не умея писать и читать. У воспитателей нет ни квалификации, ни полномочий, чтобы воспитывать и обучать детей. Когда воспитатель – это всего лишь низкоквалифицированный персонал по присмотру, которому платят за услугу деньги, рождается совсем иное отношение родителей к воспитателям. Оно становится потребительским. Мы вам платим, а вы нам предоставляете услугу. Никакой речи о воспитательном процессе, авторитете педагога и быть не может
«Русскому детскому саду нет аналогов в мире!»
В детской раздевалке нашего московского сада я разговорилась с одной мамой. Она, муж и дети прожили в Лондоне 5 лет и вернулись в Москву этой осенью. «Я в этом саду довольна всем! Я не перестаю тихо радоваться и боюсь, чтобы что-то не изменилось. Такие добрые, отзывчивые воспитатели, такая инфраструктура – нашему русскому детскому саду просто нет аналогов в мире по качеству!», – сказала она мне восторженно, и я с ней абсолютно согласна. «В лондонском детском саду детей кладут спать прямо на матрасах на пол. Все ходят в том же помещении, не снимая уличной обуви. На полу пыль, грязь. Какая-то антисанитария. Ничему не учат. Никто твоему ребенку даже носа не подотрет! Равнодушные, аморфные воспитатели. А стоит все это удовольствие 250-300 фунтов в месяц!».
Реформы в ДОУ. К чему они ведут
Кажется, нужно радоваться и прыгать до потолка, что у нас-то такие хорошие детские сады!
Но моя радость от увиденного скоро омрачилась. По словам заведующей, которая имеет трудовой опыт 42 года, является заслуженным работником с советского времени, система наших детских садов находится в процессе жуткого реформирования. В России сейчас активно идёт процесс реструктуризации системы детских садов.
Зарплаты воспитателей не поднимают на должный уровень, сокращают штатный персонал, урезают государственное субсидирование, принуждают детские сады финансировать себя за счет родителей. А чтобы родителям не было очень дорого, вынуждают сокращать персонал, сделать дополнительные занятия платными, расширить спектр обязанностей воспитателей. При этом не повышая им зарплату!
То есть идёт ориентация детского сада на извлечение прибыли. А еще предполагается ухудшить условия работы воспитателям контрактной системой, низкой зарплатой, снижением социального статуса, что и так по факту уже происходит.
Так что же мы получим в результате таких манипуляций с нашей стройной, отработанной, многократно себя оправдавшей системой детских садов?
Мы получим детсады с новомодными концепциями в арендованных квартирах, далеко не бесплатные, руководить которыми будут бездушные менеджеры, мало интересующиеся вопросами педагогики. Ведь чтобы открыть частный детский сад совсем необязательно иметь высшее педагогическое образование.
Такие в Москве уже есть. И растут, как грибы. Им не нужно государственное финансирование. Они просто задирают цены, объясняя это необходимостью организации сложного воспитательного процесса, в котором каждый ребенок – это личность. Мол, мы обещаем индивидуальный подход к каждому ребенку с выявлением у него на раннем этапе развития его лучших качеств. Однако индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный очень популярной сегодня М.Монтессори, оборачивается на деле нарушениями социальных взаимоотношений: дети работают с материалом поодиночке, помогает им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничиваются.
В нашем полугосударственном саду много детей из состоятельных семей. Они могут оплатить любой сад, но идут именно в тот, в котором еще жива старая добрая советская система дошкольного воспитания. Потому что многим уже понятно, что от добра добра не ищут.