Автопортрет с полосатой тканью, 1927

В творчестве Александра Головина сфокусированы основные иконографические и стилистические особенности искусства символизма и стиля модерн в России. Работал Головин в станковой живописи, в области монументального и декоративного искусства. Но главным в его деятельности был театр, в котором художник выступил реформатором сценического оформления. Особый, «головинский стиль», присущий его театральным работам, театрализованным портретам, пейзажам и натюрмортам, отличает изощренная и прихотливая декоративность, изысканная фантазия и живописный темперамент.

Портрет певицы Валентины Ивановны Кузы (?). 1900-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Родился Александр Яковлевич Головин 17 февраля (1 марта по старому стилю) 1863 года в семье священника в Москве, на Плющихе. Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-Разумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная «Тимирязевка»).

В семье Головиных очень любили театр, музыку, литературу. В раннем детстве у юного Александра обнаружился абсолютный музыкальный слух, он серьёзно занимался игрой на рояле и пением. Увлечение изобразительным искусством проявилось позже, лишь в старших классах гимназии. В дальнейшем музыкальность и музыкальная образованность самым серьёзным образом отразятся в художественных работах Головина, живописные работы которого современники очень чётко охарактеризовали как «музыку для глаз».

На островах. Костромской государственный объединенный художественный музей

Пейзаж с голубым павильоном. 1910 г.

Цветы в вазе

Березы ночью. 1908-1910 гг.

Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов – известный русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы. Сначала он учился в Катковском лицее.

Цветы. 1912 г.

После смерти отца, случившейся в 1878 году, Александр перевёлся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, чемпион мира по шахматам Александр Алехин.

В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако, вскоре понял, что ошибся со «специализацией», и перевелся на живописное отделение. В свою бытность в училище Головин познакомился с такими художниками, как Левитан, Коровин, Архипов, Остроухов, Нестеров. Коровин свёл его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Еленой Дмитриевной Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла огромную роль в его судьбе. По сути она открыла и развила в нём грани его дарования, обусловившие то место, которое и занял Головин в российской культуре начала ХХ века.

 

Девочка и фарфор (Фрося). 1916 г. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея

После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; занимался росписью цветов на атласе под заказ. Художник, не стеснялся никакой работы.

В 1889 году он вместе со всей поленовской компанией художников съездил в Париж на Всемирную выставку. Новейшая французская живопись поразила его. Некоторое время Головин занимался в парижской мастерской Колларосси, где понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». Вернувшись в Россию, он попытался делать именно «то». И – первая удача: его пастель приобрел Павел Михайлович Третьяков. В эти годы Головин испытал влияние стиля «модерн». В 1890-е гг. он участвовал в деятельности Абрамцевского кружка, где работал в майолике и дереве.

В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Она родила художнику троих прекрасных детей (двух дочерей и сына), но сам брак не был долгим. Головин по-настоящему страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика – в ноябре 1898 года умерла Елена Дмитриевна Поленова. Выйти из такого состояния ему помогло сильнейшее увлечение искусством. Он много и упорно трудился. Художника фактически спас театр. 

Портрет Марии Константиновны Головиной, жены художника. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея

Ранние театральные работы Головина отмечены влиянием красочного живописного стиля К.А. Коровина. В 1898 году Головин назначают художником-декоратором Императорских театров. Он оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности, оперы А.Н. Корещенко «Ледяной дом», Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». С 1899 года Головин был постоянным и активным участником выставок «Мира искусства, а с 1902-го – членом объединения и одним из сотрудников журнала «Мир искусства». 

В 1903 году вступил в Союз русских художников. Совместно с К.А. Коровиным (с которым они были очень дружны) принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-1903 годах.

Курица. Конец 1890-х гг. Майолика. Государственная Третьяковская галерея

Клеопатра. Эскиз декоративного майоликового панно для гостиницы Метрополь в Москве. 1898 г. Бумага, акварель

Вече в псковском кремле. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского -Корсакова "Псковитянка". 1901 г. Картон, акварель, гуашь. Государственная Третьяковская галерея

Светлица. Утро (Пролог). Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Псковитянка". 1901 г. Картон, гуашь. Государственная Третьяковская галерея

Терема. Эскиз декорации к балету А.Н. Корещенко "Волшебное зеркало". 1903 г. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно "Фауст". 1905 г.

Возглавивший Московскую контору Императорских театров В. Теляковский принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казённой сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт оказался на редкость удачным, и дело пошло. В мае 1901 года Теляковский стал директором Императорских театров. В Санкт-Петербург вместе с ним переехал и Головин. С тех пор и до 1917 года бывший полковник и поповский сын работали рука об руку.

В 1902 году Головин становится главным декоратором Императорских театров и консультантом дирекции по художественным вопросам. Свои работы он создавал для Александринского и Мариинского театров. Он придумывает эскизы костюмов и декораций к операм «Орфей и Эвридика» К. Глюка; «Каменный гость» А.С. Даргомыжского; спектаклям «У врат царства», К. Гамсуна; «Гроза» А.Н. Островского, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова и многим другим.

Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж.-Б. Мольера "Дон Жуан". 1910 г. Государственный Русский музей

Эскиз декорации для постановки оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика». 1911 г.

Храм Эроса. Эскиз декорации к опере К.В. Глюка "Орфей и Эвридика". 1911 г. Государственный центральный театральный музей им А.А. Бахрушина

Развалины церкви. Эскизы декораций к драме А.Н. Островского "Гроза". 1916 г. Государственный центральный театральный музей им.  А.А. Бахрушина

Берег Волги. Эскиз декорации к драме А.Н. Островского "Гроза". 1916 г. Картон, темпера. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Эскиз костюма Катерины из "Грозы" Островского. 1916 г. 

Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н. Островского "Гроза". 1916 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

У стен Мадрида. Эскиз декорации к опере А.С. Даргомыжского "Каменный гость". 1917 г. Государственный Русский музей

У баронессы Штраль. Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад". 1917 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

В период с 1906 по 1907 год художник создает цикл декораций к опере Ж. Бизе «Кармен». Один из эскизов – к первому акту спектакля – дает полное представление о том, какой художник представлял себе Испанию. К опере художник также создал цикл портретов испанок, ставшим скорее отдельным циклом работ художника, чем просто вариантами типажей и костюмов к конкретной театральной постановке. Его театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишься участником театрального представления.

Улица в Севилье. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе "Кармен". 1908 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Эскиз костюма контрабандиста к опере Бизе "Кармен". 1908 г.

Эскамильо. Эскизы костюмов к опере Ж. Бизе "Кармен". 1908 г. Государственный музей театрального и музыкального искусства

Испанка в красной шали. 1906 г.

Испанка в белом. 1906–1907 гг.

Испанка в зеленом. 1906–1907 гг. Картон, темпера. Государственный Русский музей

Испанка с букетом желтых цветов. 1907 г.

Испанка в черной шали. 1908 г. Картон, темпера, пастель, уголь. Государственная Третьяковская галерея       

Источник                                                                                                     

https://obiskusstve.com/1406809557932706623/aleksandr-golovin-fantazii-serebryanogo-veka/