-Цитатник

Русский импрессионист Алексей Исупов - (0)

  А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1943 г. ...

Карл Ларсон и "шведский стиль" - (0)

Карл Ларссон (Carl Larsson; 1853-1919) - один из известнейших живописцев своей страны. Был видной...

Японский Сад Никка Юко в Канаде - (0)

Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя...

"Скрюченный" Лавенем (Англия) - (0)

Лавенем - деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью...

Старинный испанский Лейкетио - (0)

Лекейтио (Lequeitio) - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Falconetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2014
Записей: 3152
Комментариев: 576
Написано: 4200


"Страшный суд" Микеланджело

Пятница, 16 Февраля 2018 г. 22:41 + в цитатник

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. 

В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 кв.м) собственноручно.

Однако заказчик — это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.

Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.

Христос

Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую — за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.

Минос

Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.

Святая Екатерина Александрийская

С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone — «рисовальщик штанов».

Апостол Петр

Он держит ключи от врат неба и ада — символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.

Святой Варфоломей

По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.

Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.

Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/number/279192/

Рубрики:  ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку