-Цитатник

Русский импрессионист Алексей Исупов - (0)

  А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1943 г. ...

Карл Ларсон и "шведский стиль" - (0)

Карл Ларссон (Carl Larsson; 1853-1919) - один из известнейших живописцев своей страны. Был видной...

Японский Сад Никка Юко в Канаде - (0)

Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя...

"Скрюченный" Лавенем (Англия) - (0)

Лавенем - деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью...

Старинный испанский Лейкетио - (0)

Лекейтио (Lequeitio) - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Falconetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2014
Записей: 3152
Комментариев: 576
Написано: 4200


Классический Bеймар.Часть 2

Четверг, 02 Марта 2017 г. 13:57 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Эпоха веймарской классики закончилась со смертью Гёте в 1832 году. Ее свидетелями являются дома-музеи поэтов и их меценатов: дома Шиллера и Гёте, дворцы Бельведер, Эттерсбург и Тифурт и парки при них, где творил Гердер, дворец Виттумпале, где при дворе герцога велись интереснейшие застольные беседы, знаменитая библиотека герцогини Анны Амалии и старинное кладбище, где в княжеском склепе покоятся Гёте и Шиллер.

Захоронения Гете и Шиллера

Немецкий национальный театр

Немецкий национальный театр и Государственная капелла – важнейшее театрально-музыкальное заведение Веймара. Предтечей Государственной капеллы Веймара стал основанный еще в 1482-м по воле герцога ансамбль. В 1602-м оркестр приобрел новый статус и был переименован в Герцогский придворный ансамбль.

В те времена в составе ансамбля работало немало известных музыкантов таких, как Иоганн Шайн и Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – последний долгое время занимал пост оркестрового органиста и капельмейстера - с марта по июль 1703 г. и с июля 1708 г. по 2 декабря 1717 г. В Веймаре Бах написал много своих произведений, включая знаменитые токкаты.

В составе оркестра Капеллы в 1842-м начинал и Франц Лист; в те времена он оттачивал навыки работы с произведениями Рихарда Вагнера, Гектора Берлиоза и Петера Корнелиуса. Опыт работы с оркестром и незаурядные таланты преподавателя помогли Ференцу прославиться самому и зарекомендовать Веймар одной из музыкальных столиц мира. В 1858-м Лист оставил оркестр; на посту дирижера и музыкального руководителя его сменил Эдуард Лассен. В период с 1889-го по 1894-й вторым капельмейстером оркестра под началом Лассена был сам Рихард Штраус.
 

Ратуша

По улице Риттергассе, мимо музея «Школы баухауса» мы попадаем на Рыночную площадь.

Помимо ратуши, здесь стоит домик Кранаха, где художник прожил последний год жизни

К достопримечательностям города, не связанным хронологически с «Классическим Веймаром», относится домик Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца и графика эпохи Возрождения. Художник прожил здесь последний год жизни и скончался 16 октября 1553 года. Он был последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 лет Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр. К числу работ Лукаса Кранаха Старшего относится также знаменитый алтарь в церкви Св. Петра и Павла.

Дом в стиле Ренессанс был построен немецким архитектором Николаусом Громанном в период с 1547 по 1549 год. Заказчиком проекта выступил канцлер Герцогства Саксен-Веймарского Кристиан Брюк, который был женат на дочери Лукаса Кранаха Старшего Барбаре. .Несмотря на свой преклонный возраст, Лукас Кранах был по-прежнему активен и обладал огромной работоспособностью. Именно здесь, в расположенной под самой крышей здания мастерской он начал работу над знаменитой алтарной композицией, находящейся сегодня в Хердеркирхе. После смерти художника в 1553 году, мастерская была унаследована его сыном, Лукасом Кранахом Младшим, который и закончил работу над произведением. Здание сильно пострадало в период Второй мировой войны. В последующие годы была проведена его историческая реконструкция.

Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский

И еще несколько слов о герцоге Саксен-Веймар-Эйзенахском Карле Августе (1757- 1828), чей памятник (конная статуя) работы известного скульптора Адольфа фон Донндорфа был открыт в 3 сентября 1875 г. в Веймаре. Как и его мать, Анна Амалия, Карл Август был знаток и любитель наук и искусств и свою столицу Веймар сделал их центром. Он был хранителем и ревностным защитником Йенского университета, который с Фихте, Гегелем, Шеллингом, а также братьями Шлегель являлся вторым центром литературы и философии. Карл Аугуст первый из германских государей ввел в своей стране обещанную Конституцию. Он защищал свободу печати. Во время его царствования были улучшены все отрасли управления и искоренено много злоупотреблений.

А еще чуть подальше, на берегу реки Ильм и возле «Парка на Ильме», который был разбит под руководством того же Гете, - дворец правящей династии герцогов Заксен-Веймарских, ныне – картинная галерея. 

Что приятно – галерея не подавляет Вас своими размерами, ее можно обойти за 3-4 часа и не устать. Жемчужины галереи – «зал Кранаха» с работами отца и сына Кранахов и их школы, несколько работ Дюрера и немецкая романтическая живопись во главе с Каспаром Давидом Фридрихом.

Веймарский замок (Weimar castle) находится в восточной части города, это трехэтажное здание и колоннадой в стиле нео-классики, выходящее на реку Ильм. В интерьере замка выделяются массивная лестница, Главный зал и Соколиная галерея, и галерея Гёте. На юго-востоке находится средневековая замковая башня, чья вершина украшена замысловатым барельефом в стиле барокко.

Веймарская художественная коллекция Веймарская художественная коллекция размещается в замке, собрание довольно обширное, в него входят: произведения немецкого искусства средних веков и возрождения: тюрингские алтари работы Карнаха Старшего, Ганса Бальдунга, итальянские картины XVI-XVII вв., датские и фламандские картины XVI-XVII вв, искусство времен Гёте, творчество немецких романтиков, картины периода позднего романтизма и картины художников, принадлежавших к Веймарской школе. Помимо этого здесь выставлена коллекция графики 150 000 набросков

Замок и парк Бельведер

Чудесный барочный дворец Бельведер расположен на холме несколько поодаль от центра города. Он был построен в 1724-1732 годах и служил загородной резиденцией герцога Эрнста Августа Саксонского и Веймарского.

Дворец, цветовая гамма которого напоминает знаменитый венский Шенбрунн, включает центральное здание с небольшой смотровой башней и два боковых купольных павильона. В роскошных залах дворца объединение «Художественные коллекции Веймара» открыло музей рококо, где представлены фарфоровые и фаянсовые изделия, а также мебель, украшения и картины ХVIII века. В 1756–1775 годах дворец служил летней резиденцией герцогине Анне Амалии. 

От центра города Веймар, не спеша можно прогуляться пешком до замка Бельведер, расстояние составляет всего 1.6 км (1 милю). Аллея парка Бельведер, спроектированная в конце 19 века, как связующий элемент между двумя садами плавно переходит в Парк на реке Ильм. И дворец, и парк являются частью более широкого Веймарского ландшафта, внесённого в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 г.

В период между 1724 и 1732 гг. герцог Эрнст Август фон Саксен-Веймар основал дворец, где сейчас располагается музыкальная школа, и сад дворца в стиле барокко. Под руководством Великой герцогини Марии Павловны, дочери русского царя Павла I, в начале 19 века парк был преобразован в ландшафтный с театром под открытым небом, фонтанами и причудливыми беседками. Под впечатлением царских садов в Павловске она также основала русский сад к востоку от парка.

В 1820 г. была создана ботаническая коллекция Hortus Belvedereanus, вызвавшая интерес к изучению естественных наук. Красивые здания оранжерей, расположенные в форме подковы с домиком садовника в центре, засажены значительной коллекцией тонких пальм, цитрусовыми деревьями и другими экзотическими растениями, включая гранат и мирту, которые всё ещё выставляются летом во дворе, внутри, сад с альпийскими горками из туфового камня, которые недавно были обновлены. Рядом с оранжереями правильный сад с маленьким павильоном и прудом, где каждый сезон разбиваются клумбы

Замок и парк Тифурт

Дворцово-парковый ансамбль Тифурт, бывшая летняя резиденция герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской Анны Амалии, расположен примерно в 4 км к востоку от исторического центра Веймара.

Небольшое здание было построено здесь еще в конце 16 века. В 1765 году оно было перестроено и расширено. В 1776 году во дворце была устроена резиденция принца Фридриха Фердинанда Константина, младшего брата правящего герцога Саксен-Веймарского Карла Августа (1757-1828). Совместно со своим учителем немецким лириком Карлом Людвигом фон Кнебелем, принц разбил вокруг дворца небольшой ландшафтный парк.

Четырьмя годами позже, в 1780-м, замок выбрала своей летней резиденцией мать Константина, герцогиня Анна Амалия (1739-1807). Она продолжила заниматься развитием и оформлением дворцово-паркового комплекса, который со временем превратился в «центр муз» и место встречи избранного веймарского общества. Здесь проводились литературные вечера, и даже издавался журнал «Journal von Tiefurt». В парке, где появились новые постройки - Храм муз (Musentempel) и Чайный домик (Teehaus) – проходили любительские театральные представления. При Анне Амалии в парке также был поставлен памятник Вольфгангу Амадею Моцарту и многим другим деятелям культуры.

После смерти Анны Амалии в 1807 году дворцово-парковый ансамбль перешел под опеку великого князя Карла Фридриха (1783-1853). Для поддержания парка был приглашен известный немецкий садовник Эдуард Петцольд. В 1821-1828 годах дворец был реконструирован по проекту главного архитектора герцогства Саксен-Веймарского Клеменса Венцеслава Кудре и получил свой нынешний облик.

В 1907 году дворец был превращен в музей и открыт для широкой публики. Сегодня Дворцово-парковый комплекс Тифурт, занимающий площадь в 21 га, является частью ансамбля «Классический Веймар» и включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Летняя резиденция постройки XVIII века, ставшая центром культурной жизни города во времена веймарского классицизма. В музее, кроме традиционных фарфора, мебели и рисунков, выставлена занятная коллекция сделанной из воска и папье-маше еды. Дворцовый парк в английском стиле создан садовником Эдуардом Петцольдом, за всю свою жизнь устроившим 147 садов.

Дворцово-парковый ансамбль Эттерсбург

Дворцово-парковый ансамбль Эттерсбург, бывшая летняя резиденция герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской Анны Амалии, расположен примерно в 8,5 км к северу от центра Веймара.

Первый дворец в Эттерсбурге в начале 18 века построил герцог Саксен-Веймарский Вильгельм Эрнст (1662-1728), любивший охотиться в здешних лесах. В 1722 году он добавил к первоначальной постройке так называемый Новый дворец, а его преемник герцог Эрнст Август II (1737-1758) к 1740 году перестроил здания и парадную лестницу.

 1776 году дворец стал летней резиденцией вдовы герцога Анны Амалии (1739-1807), которая сделала его культурным центром, собрав вокруг себя общество известнейших литераторов, музыкантов, любителей театра. Здесь бывали поэты и мыслители Кристоф Мартин Виланд, Иоганн Вольфганг Гёте, Иоганн Готфрид Гердер, Иоганн Карл Август Музеус, актриса Корона Шрётер и другие. После 1780 года герцогиня Анна Амалия покинула Эттерсбург и избрала летней резиденцией дворцово-парковый ансамбль Тифурт, который стал новым «центром муз».

Новый этап культурного расцвета Эттерсбурга в 1842 году, когда владельцем дворца стал правнук Анны Амалии великий герцог Карл Александр (1818-1901). При дворе герцога и его супруги Софии Нидерландской бывали сказочник Ганс Христиан Андерсен, поэт Эмануэль Гайбель, драматург Фридрих Хеббель, композитор Ференц Лист. В то же время вокруг дворца стараниями архитектора Эдуарда Петцольда был разбит ландшафтный парк, в 1845 году садоводом Германом фон Пюклер-Мускау была расширена аллея замка, получившая название «просека Пюклера» (Pücklerschlag).

После 1918 года дворцово-парковый комплекс Эттерсбург перешел во владение земли Тюрингия. В 1937 году в районе Эттерсбурга был размешен концентрационный лагерь Бухенвальд.

Дворцово-парковый комплекс Эттерсбург является частью ансамбля «Классический Веймар» и с 1998 года включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2006 году здесь начались масштабные восстановительные работы всего комплекса. С 2009 годы здесь организуются различные мероприятия, проходят семинары и конференции. Дворец Эттерсбург связан дорогой с мемориальным комплексом Бухенвальд.

Римский дом

Дом Ф. Листа

На другом конце Парка на Ильме – домик Листа, удивительный маленький музей, который как музей совершенно не выглядит. Под комментарии и информацию о Листе здесь отведена одна маленькая комната, а все остальное оставлено в неприкосновенности с 1886 года, безо всяких табличек и экспонатов под стеклом. Атмосфера, в которой жил композитор, сохранена потрясающе. Если в 18-м веке Веймар был, благодаря Гёте, Шиллеру и их «кругу», безусловной литературной столицей, то с таким же основанием (благодаря Ф.Листу и его «кругу») можно называть Веймар 19-го века столицей музыкальной, причем, думаю, не только Германии.

Здесь, в Национальном театре, с 40-х годов 19-го века служил капельмейстером Ференц Лист. В его доме (совсем недалеко от дома Гёте) всё сохранилось, как при жизни композитора. Это удивительный музей, который и на музей-то совсем не похож - устроители сделали все, чтобы сохранить атмосферу дома - под комментарии и информацию о Листе здесь отведена лишь одна комната, а все остальное, в т.ч. знаменитый листовский рояль, оставлено в неприкосновенности с 1886 года! Думаю, небезынтересно разобраться, что занесло великого венгерского музыканта и композитора в Веймар, где он «задержался» почти на полтора десятка лет и создал лучшие свои произведения. Обратимся к истории.

Лист пожелал познакомиться с дамой, уплатившей 100 рублей за однорублевый билет на его концерт. Они долго беседовали после выступления Листа. Она страстно и навсегда его полюбила. Гениальный пианист трижды приезжал в ее имение под Киевом - Вороницы. Во время последнего визита в 1848 г. влюбленные окончательно решают соединить в будущем свои судьбы. Княгиня Каролина Витгенштейн вместе со своей маленькой дочкой уехала в Европу, где их ждал Ференц Лист. Больше Каролина никогда не видела свои любимые Вороницы, в Россию она уже не вернулась.

На протяжении многих лет Каролина пыталась получить развод, чтобы обвенчаться с Листом. Точнее нужны были два разрешения: от русского царя (оно со «скрипом» и отнюдь не сразу было получено) и от Римского папы, который вообще затянул дело на долгие годы.

Влюбленные открыто жили вместе в Веймаре, где гениальный музыкант занимал должность придворного капельмейстера. С 1848 по 1861гг. — веймарский период большого творческого взлета композитора Листа. Именно тогда были написаны 12 симфонических поэм, много фортепианных произведений, в том числе соната и концерты для фортепиано с оркестром. Тогда же был закончен фортепианный цикл «Поэтические и религиозные гармонии» по Альфреду Ламартину, посвященный, как и все симфонические поэмы,

Ф. Лист поставил в Веймарском театре более сорока опер. К этому еще нужно добавить активную педагогическую и музыкально-общественную деятельность. И во многом за все это мы должны благодарить Каролину Витгенштейн, своей любовью согревавшую душу художника и создававшую все условия для его вдохновенного труда. Она убедила Листа сократить концертную деятельность и сосредоточиться на композиторской стезе.

Ф. Лист написал цикл фортепианных пьес «Колосья, собранные после жатвы в Вороницах», посвященный маленькой Марии Витгенштейн (кстати, именно она позже станет одной из основательниц Дома-музея Ф. Листа в Веймаре и даст деньги на издание первого собрания произведений композитора). Этот цикл состоит из трех пьес: «Украинская баллада», «Польские мелодии», «Жалоба». Интересно то, что в первой и третьей пьесах Ф. Лист использует темы украинских песен Маруси Чурай «Ой, не ходи, Грицю» и «Віють вітри».

После длительных ходатайств в Ватикане, Папа Римский позволил Ференцу Листу и Каролине Витгенштейн, наконец, обвенчаться. Влюбленные решают провести этот обряд в Риме 22 октября 1861г., в день 50-летия композитора. Ф. Лист отказывается от должности придворного капельмейстера Веймарского герцога и уезжает в Италию. В письме к Каролине из Марселя он пишет: «Это мои последние строки. Мое длительное изгнание подходит к концу. Через пять дней я найду в Вас отчизну, домашний очаг и алтарь. О, если бы я только смог на склоне лет обеспечить Вам спокойную и радостную жизнь».

20 октября, музыкант уже в Риме. Все готово для церемонии венчания. Но накануне вечером посланник Папы Римского приносит известие о том, что свадьбу нужно временно отложить, чтобы снова пересмотреть дело о разводе. Для влюбленных это стало страшным ударом. Потрясенная Каролина отказывается от брака с Листом, но умоляет его остаться жить в Риме. Так в их жизни начинается новый период... Когда в 1864 году умер бывший муж К. Витгенштейн, казалось, что теперь уже ничто им не мешает. Но она навсегда отказалась от мысли о браке, воспринимая все тогдашние препятствия как волю Божью.

Ференц Лист в 1865 году принял духовный сан и перебрался в Ватикан. До конца жизни они продолжали общаться, правда, в последний период только в письмах. На столе великого музыканта во время его путешествий всегда стоял портрет Каролины Витгенштейн. А вот и отрывок из его «Завещания»: « Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан Женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мелкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой мною Женщины – княгиня Каролина Витгенштейн, урожденная Ивановская. Я не могу без трепета произнести это имя.

Она – источник всех моих радостей и исцелительница всех моих страданий! Ей я обязан всем тем духовным и моральным, что есть во мне, равно как и всеми моими материальными средствами. Она взяла на себя все тяготы моей жизни и именно это считала богатством содержания своей Судьбы и единственной ее роскошью…». Каролина Витгенштейн не смогла намного пережить Ференца Листа, которого не стало 31 июля 1886 г. Она умерла в Риме в ночь с 8 на 9 марта 1887 г. Так закончилась эта история великой любви, рожденной в Украине почти за 40 лет до этого.

Архив Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров. 1896
В августе Архив Ницше переносится в Веймар.

Архив Гёте и Шиллера

На севере от Веймарского замка находится архив Гёте и Шиллера (Goethe and Schiller Archives) (1896 г), здесь хранятся рукописи и бумаги более 60 немецких писателей (Виланд, Гердер, Геббель, Фриц Ройтер и Отто Людвиг Ройтер) вместе с рукописными манускриптами около 450 именитых людей XVIII – начала XX века.

Goethe Ernennungsurkunde Geheimer Legationsrat

Церковь Гердера, около 1840 г.

Храм Св. Петра и Павла (построен между 1245 и 1249 гг.) в старой части города известен сегодня, как Церковь Гердера.

В ней он 27 лет служил проповедником; за церковью у него была служебная квартира. В 1776 году Иоган Готтфрид Гердер (1744-1803), выдающийся немецкий историк культуры, критик и поэт, по рекомендации Гёте был назначен генеральным директором и первым проповедником городской церкви Св. Петра и Павла. Старая гимназия на углу Якобштрассе, которой уже 300 лет, также относиться к области попечительства Гердера.

В Веймар Гердер переселился из Риги, где после окончания богословского факультета Кёнигсбергского университета преподавал в школе, которая теперь носит его имя. В Риге он начал литературную деятельность и был уже известным автором работ, которые сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «Бури и натиска» - литературное движение, к которому принадлежали также Гёте и Шиллер. В Веймаре Гердер написал такие произведения как «Пластика», «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» и др. С 1785 г. по 1791 г. начал выходить монументальный труд «Идеи к философии истории человечества».

Это был первый опыт всеобщей истории культуры, где получают своё наиболее полное выражение мысли Гердера о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Гердер умер 18 декабря 1803 г., и был захоронен в церкви. В 1850 году на площади перед церковью состоялось открытие его памятника, выполненного по проекту Людвига Шаллера.

Христоф Мартин Виланд

От поэта и философа, Кристофора Мартина Виланда, не сохранилась ни одна из квартир. Потому в 1963 г. под его музей оформили пять помещений в городской резиденции герцогини Анны Амалии, Виттумспаласт. В это великолепное здание, построенное в стиле барокко, вдова герцога переехала в 1774 г. после пожара во дворце.

Geburtshaus-Wieland-Oberholzheim

Ее круглая комната в Виттумпаласт была центром «Веймарского двора муз», где вечерами проходили чтения из новейших произведений, велись интереснейшие застольные беседы. По словам Гёте, она любила общество умных людей и находилась с ними в постоянном общении; не было ни одного выдающегося лица в Веймаре, которое бы в то или другое время не подвизалось в её кружке.

Время регентства герцогини Анны Амалии и ее сына герцога Карла Августа, называют «золотым веком» Веймара. Но и в последующий «серебряный век» город пережил подъем культуры; в 1842 был назначен капельмейстером Франц Лист; в 1860 г. основана Школа искусств Великого Герцогства Саксен-Веймарского. В ней преподавали такие известные художники 19 в. как Арнольд Беклин, Франц Ленбах и Рейнхольд Бегас, которые были выразителями нового реалистичного направления искусства, вошедшего в историю как «Веймарская школа живописи». В этот период в память о «Веймарской классике» по распоряжению герцога Карла Александра (внука Карла Августа) были установлены памятники «великим четырем»: Гёте, Шиллеру, Гердеру и Виланду, а также основаны музеи Гёте и Шиллера.

John M. Jeep, ed. (2001). "Weimar". Medieval Germany: an Encyclopedia. Garland Publishing.

Рубрики:  ГОРОДА И СТРАНЫ/Европа
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку