-Цитатник

Русский импрессионист Алексей Исупов - (0)

  А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1943 г. ...

Карл Ларсон и "шведский стиль" - (0)

Карл Ларссон (Carl Larsson; 1853-1919) - один из известнейших живописцев своей страны. Был видной...

Японский Сад Никка Юко в Канаде - (0)

Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя...

"Скрюченный" Лавенем (Англия) - (0)

Лавенем - деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью...

Старинный испанский Лейкетио - (0)

Лекейтио (Lequeitio) - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Falconetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2014
Записей: 3152
Комментариев: 576
Написано: 4200


Кое-что о средневековой Москве

Четверг, 08 Декабря 2016 г. 18:57 + в цитатник
Кто жил в Кремле, на какой территории был запрещен мат и где в Москве гуляли львы? Удивительные факты из жизни столицы в нашем иллюстрированном путеводителе по средневековой Москве.


Кремленград – жилой центр города

 
 

Мы привыкли воспринимать Кремль как вместилище и одновременно олицетворение российской власти. Ее нуждам подчинена большая часть современной кремлевской застройки. Однако так было не всегда. Неслучайно иностранцы в средние века именовали Кремль – Кремленград. В те времена главная крепость страны представляла собой своеобразный город в городе. Лишь небольшая ее доля отводилась царскому двору. Большую часть Кремля в XIV-XVI вв. пересекали оживленные улицы с монастырями и храмами, казенными зданиями, усадьбами именитых бояр и дворами священнослужителей и ремесленников.

 

Государев двор — территория без мата и оружия

 

Сердцем Кремля был Государев двор – священное для царских подданных место. Существовали особые правила поведения, которые предписывали беречь «честь» государева жилища. Вход на двор был запрещен всем, кроме бояр, служилых людей и близкого к царю духовенства. Бояре сходили с коней или выходили из саней, не доезжая двора и несколько поодаль от царского крыльца. Служилые люди спешивались еще ранее – на площади за Ивановской колокольней. В пределах государева двора нельзя было матерно браниться. Даже без злого умысла запрещалось появляться во дворце с оружием. За это немедленно следовал арест и пытки с целью выведать заговор.

 

Крикливая площадь – именно тут «кричали во всю Ивановскую»

 

Тщательно оберегаемый покой государя контрастировал с бурной жизньюИвановской площади, располагавшейся буквально в нескольких сотнях метров от царского двора. В XVI-XVII вв. на площади за колокольней Ивана Великого существовал комплекс приказов – главных органов государственного управления. Здесь с раннего утра толпилась шумные челобитчики. А перед зданием приказов едва ли не ежедневно осуществлялись различные наказания. Основной расправой было избиение батогами. Крики и стоны истязаемых оглашали площадь, пока священник не вынесет Святые дары и не ударят в церкви в колокола. В старину на Ивановской площади также выкликались царские указы. Отсюда, по-видимому, и повелось выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

 

Львиные ворота – царский зоопарк под стенами Кремля

 

Кремлевскую стену от обширных торговых рядов Красной площади некоторое время отделял ров с водой, прорытый в начале XVI в. Со времени Иоанна Грозноговплоть до царствования Бориса Годунова в высохшем рву рядом с Арсенальной башней Кремля содержали львов и прочих экзотических животных, привозимых в дар иноземными послами. Отсюда соседние ворота Китай-города получили наименование Львиных. Ныне мы знаем эти ворота как Иверские по названию пристроенной к ним во второй половине XVII века часовни, куда была помещена привезенная с Афона Иверская икона Божией Матери. Или как Воскресенские— в 1689 году к башне была прикреплена икона Воскресения Христова.

 

Божедомные крестцы – перекрестки во власти нищих

 

Перекрестки московских улиц, именуемые в старину крестцами, зачастую являлись центрами общественной жизни. Особую славу стяжали знаменитый Никольский крестец, что на пересечении Никольской улицы и Богоявленского переулка, и Спасский — у Спасских ворот Кремля. Здесь с раннего утра теснилось пестрое сборище низших сословий: мелкие торговцы с разными товарами (от рукописных книг до блинов и кваса); безместное духовенство, нанимавшееся служить в домовых и приходских церквах; нищие, калеки и юродивые. Дополняли хаотичную картину жители богаделен – божедомы, уныло просившие подаяние: кто для кричавшего рядом в корзине младенца-подкидыша, а кто и на погребение безвестного горемыки, чей смердящий труп покоился тут же подле открытого гроба.

Рисунки Екатерины Гавриловой

АНДРЕЙЧЕВА Марианна
 
Рубрики:  Города и страны. РОССИЯ. /Москва вчера, сегодня и завтра

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку