-Цитатник

Русский импрессионист Алексей Исупов - (0)

  А.В. Исупов (1889-1957). Автопортрет с собакой Ватрушкой. 1943 г. ...

Карл Ларсон и "шведский стиль" - (0)

Карл Ларссон (Carl Larsson; 1853-1919) - один из известнейших живописцев своей страны. Был видной...

Японский Сад Никка Юко в Канаде - (0)

Японский Сад Никка Юко (Nikka Yuko) представляет собой лоно красоты и спокойствия. Войдя...

"Скрюченный" Лавенем (Англия) - (0)

Лавенем - деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью...

Старинный испанский Лейкетио - (0)

Лекейтио (Lequeitio) - муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Falconetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2014
Записей: 3152
Комментариев: 576
Написано: 4200


Сказка о тереме

Воскресенье, 27 Сентября 2015 г. 15:13 + в цитатник

Все вы наверняка хорошо помните старые, добрые русские народные сказки. Все они наполнены сказочным миром и особым духом русской старины. Во многих из них упоминается старинный вид деревянных срубов – терем. Что такое терем ? Заглянем в словари.

ТЕРЕМ м. (тюрьма, Thurm и пр.) поднятое, высокое жилое здание или часть его; отдельный терем, теремок: замок боярский, одинокий домик, в виде башни или на подрубе; в сем знач. терем, дворец, барский дом, отель, жилище владельца внутри кремля и пр. (Толковый словарь Даля)

ТЕРЕМ  В Древней Руси:высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома Боярский т.  (Толковый словарь Ожегова)

ТЕРЕМ — терема, мн. терема, м. (от греч. teremnon) (истор., поэт.). В древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. (Толковый словарь Ушакова)

Можно сказать, что именно русский терем являлся прародителем современного деревянного зодчества. Мы рассмотрим, что из себя представлял терем, для кого предназначался и из каких элементов терема состояли. Многие из нас в какой-то период своей жизни слышали это слово, часто встречающееся в русских народных сказках (детская сказка «Теремок»), преданиях, рассказах, былинах и рассказах.

Само понятие слова «терем» означает высокое, поднятое при помощи специального подмоста (подклета) жилое строение, по внешнему виду напоминающее башню, имеющее как правило покатую кровлю, и объединенное в общий архитектурный ансамбль с прочими близлежащими постройками.


Другое понятие терема – это верхний ярус хором (больших жилых домов на Древней Руси), которые сооружались над сенями.

24 (510x383, 228Kb)
Рассмотрим более подробно эти понятия для того, чтобы определить, что же такое есть терем, с какой целью возводился и как выглядит.

Дворец Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Терем представлял собой деревянный сруб хвойных либо лиственных пород деревьев. Конструктивно такие здания отличались от обычных срубов (избы). У терема было более мощное и широкое основание, чем блоки постройки, лежащие выше. Из-за использования под основание для терема подклета, в котором хранилось сено, продукты либо зимовал скот, создавался основательный вид строения. Таким же основательным было и положение владельца. Терема всегда принадлежали лишь людям из богатых сословий.

В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками. На каменных палатах терем мог быть как каменным, так и деревянным.


Обычно в тереме замкнуто, почти безвыходно жили женщины.

Ниже мы подобрали некоторые старинные крылатые выражения, пословицы и поговорки Древней Руси.

  • В клетках птицы, в теремах девицы (по старинному обычаю).
  • Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
  • Девица в терему, что яблочко в раю.
  • Девок высматривать, по теремам глазеть.
  • Без тебя пуст высок терем.
  • Из высоких дворян, чьи терема? под небеса ушли, попович.
  • Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит.
  • В тереме высоко, а до Москвы далеко.
  • Сказывай тому, а я в тереме живу.
  • Застроен терем, да недостало бревен.
  • Слово сказал, так на нем хоть терем клади.


4 (604x471, 466Kb)
Об одном Тереме хотелось бы рассказать подробнее.

Терем в Талашкине 109 лет назад и в наши дни

Рассматривая роскошный журнал «Мир искусства» за 1903 год (№ 9) наткнулся на раздел «С.В. Малютин и его работы в имении княгини М.К. Тенишевой «Талашкино» Смоленской губернии» со статьёй Сергея Павловича Дягилева «Несколько слов о С.В. Малютине». В разделе присутствует 41 фотография строений и предметов талашкинских мастерских. Естественно захотелось сравнить их с современными фотографиями из музея усадьбы «Фленово-Талашкино». Результаты этих сравнений оказались довольно интересны. Тем более, что фотографии 1903 года выполнены буквально в первые годы после возведения зданий во Флёнове и Талашкине, то есть представляют их первоначальный, задуманный Малютиным облик. В следующем, 2013 году им исполнится 110 лет…

Имение Талашкино было приобретено княгиней Марией Тенишевой (1858-1928) в 1893 году, а в начале ХХ века оно стало одним из центров художественной жизни России. В имении были открыты художественные мастерские, задача которых, по словам Дягилева, заключалась в «выработке моделей для кустарей, с целью поднятия художественного уровня уже существующих в Смоленской губернии производств, а также и для создания новых изделий из местных материалов».

Пытаясь возродить традиционную народную художественную культуру, княгиня пригласила для работ в Талашкине таких выдающихся мастеров как М. А. Врубель, Н.К. Рерих, Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой.

Проект был довольно смелым. М.К.Тенишева писала впоследствии: «Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в по­мощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало. Мои талашкинские мастер­ские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым…».

Общий вид терема,1903 г.

Пройдя через руки художника, и подвергнувшись творческой переработке в модном тогда псевдорусском стиле, приобретя черты модерна, предмет традиционного русского кустарного промысла становился, так сказать, «предметом прикладного искусства». В качестве образца попадая в руки кустарей, он выходил в тираж как предмет «народной культуры» однако модный, востребованный и имеющий широкий спрос. Такая «подмена» была, несомненно интересным маркетинговым ходом, сулившим неплохую прибыль, которая действительно могла сослужить неплохую службу делу возрождения подлинно народных промыслов.

Ворота к терему, 1903. Судя по всему утрачены.

С другой стороны последствия размытия границ между эстетикой народного кустарного художественно-прикладного искусства и эстетизирующим русским модерном (его псевдорусским стилем) мы «пожинаем» до сих пор когда, скажем, путаем особняк какого-нибудь столичного состоятельного купца начала ХХ века с палатами века XVII. Чтобы отличить одно от другого нужен подчас натренированный взгляд. Лично знаю одного «историка», который настаивает на том, что одно из фабричных строений архитектора Т.Я. Бардта является образцом промышленной архитектуры начала XVIII века…

Окно терема, 1903 г.

Вычурные и яркие знакомые с детства иллюстрации И.Я. Билибина к русским сказкам 1899-1919 годов так вошли в плоть и кровь нашей культуры, что когда речь заходит о русской старине сознание невольно подставляет их «закадровым визуальным фоном». В таких случаях как-то само-собой перестаешь задавать себе закономерный вопрос — а так ли выглядела русская старина в действительности? Так ли нарядны были царевичи и царевны, так ли роскошны были боярские терема, все ли девушки были в кокошниках, все ли ли парни играли на балалайках, так ли мужественны и горды были богатыри и пестры наряды простых крестьянок?

Кафельная печь,1903 г.

Накануне революционных волнений 1905 года, в преддверии радикального краха жизненных устоев создавалась потрясающая иллюзия, а сказочный мир прошлого, становясь явью, очаровывая, позволяя не обращать внимания на внутреннюю тревогу и окружающие беспокойства.

Наличник двери по рисунку С. Малютина. Дверь по рисунку М.К.Тенишевой, 1903 г.

Очарование созданной тогда сказки и сейчас настолько велико, что может выясниться, что привычные образы России XVI-XVII веков, подсказанные нам талантливейшими мастерами русского модерна — всего лишь добрая сказка о прошлом, которого никогда не было.

Думается, попади мы на машине времени в те времена, мы бы и не поняли в какой стране находимся.

Ворота к терему, 1903 г.

Рисунок ворот, 1903.

 

Источник: http://trojza.blogspot.ru/2012/09/109.html

http://velesovkrug.dzen.od.ua/2015/09/25/терем/

Рубрики:  АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН /Деревянное зодчество

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку