Чтобы сделать вещь еще более выразительной в художественном отношении, ее часто украшают орнаментом, который в вышивке может быть геометрическим, растительным, включать в себя изображения людей, животных, сказочных героев и даже фрагменты пейзажей. Но из каких бы мотивов не состоял орнамент, он всегда строится по определенным законам, присущим прикладному искусству. Повторяясь на плоскости ткани, элементы орнамента подчиняются определенному линейному и цветовому режиму; в соотношении отдельных частей должна соблюдаться гармония, строгие пропорции, соразмерность, точные масштабы. В хорошо построенном узоре ритмичен даже отдельно взятый мотив, что увеличивает общее ритмическое начало рисунка.
Для русских народных вышивок характерны богатство образного языка, тематики, орнаментальных мотивов, художественная выразительность, гармоничность ритма, радостный, яркий колорит.
Тверская область прославилась золотошвейными работами. Традиционные методы «золотого шитья» сохранились в современной вышивке района г. Торжка.
Крестецко-валдайская вышивка характеризуется сложными сюжетными сценами, выполненными в ажурной технике белой «строчки» на белом полотне белыми нитками с разным распределением и оригинальной разработкой швов.
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
В основном вышивку выполняли на белом льняном домотканом холсте, встречается она и на шерстяных тканях, кумаче, шелке или бархате. Шелковые и бархатные ткани применяли чаще всего для изготовления женских и девичьих головных уборов, которые украшали золотой вышивкой с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга.
В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальных мотивов, можно выделить две большие группы.
К первой группе относятся вышивки, швы которых выполняются по счету нитей и поэтому тесно связаны со структурой ткани. Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не зависят от структуры ткани и свободно располагаются на гладком фоне.
Вышивки первой группы делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурного (сквозного) шва носят общее название «строчка». Простейшей формой строчки являются мережки. На народных изделиях Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Тверской и других губерний встречаются узкие и широкие мережки с различным закреплением нитей и заполнением пространства между ними. Для мережек из ткани выдергивается три - пять и более нитей по основе или утку. Затем полученные свободные нити собираются в пучки, которые располагаются параллельно или по диагонали. Такие мережки называются столбиком и расколом. Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде «пучков», «копеечек», «воздушных петель», плотных настилов и других швов. Иногда по столбикам широкой мережки прокладываются в нужном направлении нити — сновки, на которых затем переплетением рабочей нитки образуется сложный узор из кругов, звездочек, цветочных розеток. Сновочные мережки обычно применяются в крестецкой вышивке, но встречаются они и в изделиях других районов вышивального искусства.
В мережках преимущественно применяются белые разделки, однако в рязанской, орловской и тверской вышивках встречаются и цветные. Кроме мережек, в народной вышивке большое распространение получила белая строчка.
Она выполняется по сетке, которая получается па ткани путем выдергивания трех-четырех нитей основы и утка. Затем горизонтальные и вертикальные столбики сетки по диагонали поочередно обвивают белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. Народные мастерицы разработали множество приемов заполнения сетки. Наиболее распространенными являются «плотный настил», «штопка», «рогожка» и т. д. В нижегородской, костромской, ярославской и вологодской вышивках, кроме общераспространенных приемов заполнения сетки, часто встречаются «воздушная петля», «паучки», и другие швы, образующие узор в виде плотных кружочков или легкий узор, напоминающий красивую узорную решетку. В Калининской области мастерицы любили применять стлань, которую выполняли приемом штопки, но по неперевитой сетке. В Рязанской области в стлань вводили цветные нитки, которые позволяли создавать богатые и тонкие сочетания различных оттенков цвета. В результате применения узорных разделок на сетке получался красивый фактурный узор на ажурном фоне.
Разновидностью белой строчки являются вырезы. Вырезы выполняются по крупной сетке с ячейкой до 0,5 см. Нити столбиков сетки при этом переплетаются плотным настилом. В прошлом во Владимирской и Рязанской губерниях в этой технике делали интересные образцы сюжетных вышивок. Но в основном вырезы применялись для создания геометрических узоров. В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые, лиловые или розовые цвета. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен зелеными, золотистыми, голубыми или оранжевыми тонами.
Разновидностью народной ажурной вышивки является сновочная строчка, которой владели только мастерицы Новгородской губернии. До сих пор на фабрике в Крестцах Новгородском области сновочную строчку применяют для оформления изделий. Сковочная строчка представляет собой вышивки по крупной сетке с мотивами, которые выполняются по сновкам. Сновками называются нити, которые прокладываются поверх сетки или в тех местах, где соответственно узору удаляется ткань в виде квадрата или прямоугольника. Сновки закрепляются по краям строчевых мотивов в нужном направлении по горизонтали, вертикали или диагонали. По сновкам переплетением рабочей нити образуется ажурный узор геометрического характера.
Ко второй группе относятся вышивки: «тамбур», «гладь по рисовке» (свободная гладь), «владимирская гладь» и швы, использующиеся в золотом шитье.
На владимирской глади длинные стежки идут только по лицевой стороне ткани, плотно заполняя мотивы узора яркими цветными нитями; с изнанки же мелкие стежки образуют лишь линии контура. Такой шов используется в основном для выполнения растительного орнамента и часто сочетается со стебельчатым швом и тамбуром. Исполняется шитье следующим образом: стежки кладутся косо, в двух от середины листа. В цветах стежки идут от центра к краям веерообразно. Сердцевины цветов вышивают «набором» или наполняют сеткой. Узоры владимирской глади вышивают толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. В настоящее время, кроме красных, применяют для основного рисунка желтые или оранжевые нитки. Вышитые рисунки часто окаймляют так называемой «кисточкой», где пучки из 4—5 стежков объединяются в центре зигзагообразной линией. Наряду с техникой владимирской глади владеют искусством вышивки «белой гладью». Белую гладь выполняют на тонких тканях по рисовке. Сначала контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками, затем на узор настилаются нитки крупными стежками, потом этот настил закрываю плотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый узор, разнородный по фактуре. Узоры для белой глади составляются преимущественно из растительных мотивов. Однако в настоящее время белая гладь с успехом используется для сложных сюжетных вышивок.
По второй половине XIX в. в народной вышивке получил большое распространение «тамбур». Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным гладкокрашеным тканям, особенно кумачу. Тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно и другое. Выполняли тамбурные вышивки иглой или крючком, такая вышивка часто встречается в Костромской, Ярославской и Тверской губерниях.
Кроме искусства вышивания цветными нитками, было распространено и шитье золотом и серебром. Золотое шитье применяли для украшения головных уборов и праздничных нарядов. Приемы закрепления золотых нитей на ткани отличаются большим разнообразием. На тонких тканях золотую нить пропускали сквозь ткань, т. е. шили на «проем». На плотных и тяжелых тканях золотые нити накладывали поверх ткани и укрепляли тонкой шелковой ниточкой, которую почти не видно. Узоры прикрепов имеют поэтические названия: «рядки», «городок», «денежки», «ягодка простая», «ягодка двойная» и т. д. Кроме того, существует рельефное шитье золотыми нитями, которое выполняется по карте, по настилу или по веревочке. При этом узор предварительно выкладывают кусочками картона, вырезанными по его форме, или застилают мягкими толстыми нитками, после чего по готовому настилу золотая нить плотно укладывается параллельными стежками и прикрепляется к ткани тонким цветным шелком. Часто весь контур шитья окаймляют небольшим золотым или серебряным шнурком, который придает всему узору большую выразительность и рельефность. Для золотого шитья использовали в основном дорогие покупные шелковые и бархатные ткани, изредка холст. Для украшения народных головных уборов применяли фольгу, перламутр, жемчуг, цветные стекла, которые органично сочетались с шитьем золотыми и серебряными нитями.