Тибетская книга мертвых - по-тибетски "Бардо Тхедол", или "Освобождение через слушание на уровне после смерти", - уникальна среди священных книг мира. Этот трактат основан на оккультных знаниях философии йоги и являет собой квинтэссенцию основных доктрин буддизма Махаяны.
Тибетская книга мертвых, так же как и Египетская, повествует о том, что делать умершему в загробном мире. Главным для умершего является осознание факта смерти, а также понимание, что все видения, возникающие перед ним - не более, чем порождения его разума. Чем быстрее Узнающий осознается, тем быстрее он достигнет Освобождения, то есть станет Буддой.
Краткое изложение фундаментальных положений, лежащих в основе Бардо Тхедол.
1. Все возможные условия, или состояния, или сферы сансарического существования, небеса, ады и миры полностью зависят от явлений или, другими словами, являются ни чем иным, как явлениями.
2. Все явления имеют преходящий характер, являются иллюзорными, нереальными и несуществующими и возникают лишь в воспринимающем их сансарическом уме.
3. В действительности таких существ, как боги, демоны, духи или чувствующие существа не существует - все они представляют собой лишь явления, обусловленные определенной причиной.
4. Этой причиной является жажда ощущений, тяга к неустойчивому сансарическому существованию.
5. Пока эта причина не устранена просветлением, смерть неизменно будет следовать за рождением, а рождение - за смертью, так как и полагал мудрый Сократ.
6. Жизнь после смерти - это всего лишь продолжение порожденного явлениями земного существования в измененных условиях - при этом оба состояния определяются влиянием кармы.
7. Природа существования, имеющего место между жизнью и новым рождением в этом или в любом другом мире, определяется предшествующими действиями.
8. С точки зрения психологии, - это продолжительное, напоминающее сон состояние, проходящее в пространстве, которое можно назвать четвертым измерением. Оно характеризуется галлюцинаторными видениями, являющимися непосредственным продуктом содержания сознания личности. При хорошей карме возникают счастливые и блаженные видения, напоминающие райские, при плохой - гнетущие и пугающие, напоминающие картины преисподней.
9. Если не достигнуто Просветление, то неизбежно следует новое рождение в человеческом мире непосредственно из мира Бардо, из рая или ада, или какого-либо другого мира, в который попал усопший в зависимости от кармы.
10.Просветление является результатом осознания нереальности сансары, нереальности существования.
11. Такое осознание возможно в течение жизни, или в кульминационный момент земного бытия - в момент смерти, или же в течение всего периода пребывания в состоянии после смерти (Бардо), или в каком-либо другом мире.
12. Важнейшее значение имеет практическое знание йоги, а именно умение контролировать мыслительные процессы и концентрировать мысль на достижении Правильного Знания.
13. Обучаться этому лучше всего под руководством гуру-человека, или учителя.
14. Величайший из гуру, известных человечеству в этот эволюционный период, - это Будда Гаутама.
15. Его учение не создано им самим, но известно с незапамятных времен и передано ему многими поколениями прославленной династией будд, его предшественников, которые несли его человечеству, дабы люди узнали, как обрести спасение, как освободиться от круга перерождения и смерти, как преодолеть океан сансары и как достичь нирваны.
16. Менее духовно просветленные существа, бодхисаттвы и гуру, пребывающие в этом мире или в других мирах, хотя все еще не освободились от Сетей Иллюзии, тем не менее, могут даровать божественную благодать и силу шишье (т.е. ученику), еще менее духовно просветленному, чем они сами.
17. Целью может быть только Освобождение от сансары и ничто иное.
18. Таковое Освобождение равнозначно достижению нирваны.
19. Нирвана не относится к сансаре, поскольку лежит за пределами всех райских, небесных, адских сфер и миров.
20. Нирвана есть прекращение страданий.
21. Нирвана - это Реальность.
Тот, кто постиг нирвану, - сам будда Гаутама - так говорил о ней свои ученикам:
"Существует Сфера, лишенная земли и воды, огня и воздуха. Это и не бесконечное пространство, и не бесконечная мысль, и не ничто, не мысли, и не не-мысли. Это не этот мир, и не тот. Я не называю это ни приходом, ни уходом, ни неподвижным стоянием, ни смертью, ни рождением. Она не имеет основы, развития или неподвижности. Это есть прекращение страданий".