Парадная голубая гостиная
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная.
Творческая фантазия создателя этого интерьера и мастерство исполнителей превратили каждую деталь разнообразной отделки гостиной в чарующее произведение искусства.
Парадная голубая гостиная. Автохром А. Зееста. Коллекция ГМЗ Царское Село, 1917
Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли.
Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.
После пожара 1820 года архитектор В. П. Стасов сохранил первоначальную планировку и архитектурно-декоративное убранство гостиной. Новый шелк для стен был расписан по старому рисунку художником Ф. Брандуковым.
Потолок оставили белым, пока в 1855 году по проекту А. И. Штакеншнейдера в него не была вмонтирована картина В. Мошкова (1792–1839) «Воздержание Сципиона» в обрамлении лепного барельефа, двух круглых и двух овальных медальонов. После пожара 186З года пострадавший потолок вновь оштукатурили. Шелк на стенах был заменен таким же по рисунку, но в технике набойки, сделанной на фабрике братьев Сапожниковых. Медальоны фриза исполнил И. Бернаскони.
Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала —уничтожены, архитравы каминов — разбиты, а кариатиды лишились голов и рук.
Виргилиус Эриксен (1722-1782) Елизавета Петровна
Empress Catherine II of Russia by J.B.Lampi, 1780s
Иван Никитич Никитин (около 1680 – не ранее 1742) Портрет Петра I на фоне морского сражения 1715 г.
Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной ее первоначальный облик. Шелк с набивным рисунком изготовлен по старому образцу на московском комбинате «Красная роза»; реставрированы мраморные камины и почти полностью сохранившийся старинный паркет. Благодаря эскизу росписи потолка, обнаруженному среди неизвестных чертежей Ч. Камерона в Государственном Эрмитаже, удалось воссоздать плафон.
Во фризе на противоположной окнам стене были размещены 16 сохранившихся медальонов (из прежних 80); остальные 64 воссозданы реставраторами.
Натье Жан-Марк. Екатерина I, 1717
Мария Федоровна (Софи Доротея Вюртембергская), Виже-Лебрен, 1790-е гг.
Alexandre Roslin. Portrait of Paul I Emperor of Russia, XVIII th century
В настоящее время зал, как и прежде, украшают кресла, выполненные в 1783 году по рисункам Ч. Камерона в мастерских Ж.-Б. Шарлеманя-Боде. Одни из них удалось сберечь в эвакуации, другие были возвращены в 1947 году из Кенигсберга.
Замечательны парные мраморные, с элементами классического архитектурного ордера, камины гостиной. Во всех интерьерах, созданных им, Камерон большое значение придавал каминам с зеркалами в резной золоченой раме. Характерные для английского искусства, они появились в России только с его приездом.
В Голубой гостиной их карнизы, образующие каминные полки, поддерживают изящные кариатиды, во фризах располагаются барельефы на мифологические темы.
Бронзовые решетки и таганы исполнены в XVIII веке по рисункам Ч. Камерона в Петербурге, так же, как и находящаяся в гостиной резная золоченая мебель.
Привлекают внимание торшеры на 17 свечей из синего стекла с хрусталем и бисквитными фигурами, созданные на Петербургском стеклянном заводе в конце XVIII века, а также канделябры начала XIX века и вазы c изображением архитектурных пейзажей (Берлинская фарфоровая мануфактура, начало XIX века) и сцен из истории Психеи (Франция, первая треть XIX века).