Арабесковый зал Екатерининского дворца
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных
Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы
Екатерины II.
Catherine II, Catherine The Great, 1729 - 1796. German born Empress of Russia
Екатерина II (Екатери́на Алексе́евна[7]; Екатери́на Вели́кая; урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.
Catherine II the Great (1729-1796). Empress of All the Russias (1762-1796)
Екатерина II
William Dickinson. Portrait of Catherine the Great, 1773
Empress Catherine II of Russia (1729-1796) Portrait by James Walker, 1792
Анри Греведон. Портрет Екатерины II. Париж. 1827 год
Анри Греведон. Портрет Екатерины II. Париж. 1827 год
Catherine II of Russia on engraving from the 1850s
Гравер Джеймс Хопвуд. Портрет Екатерины II, 1855
Арабесковый зал (площадь 133,9 квадратного метра, длина 14,3 метра, ширина 9,3 метра) - один из самых эффектных парадных апартаментов на личной половине Екатерины II.
Во время летнего пребывания императрицы в Царском Селе здесь проходили торжественные церемонии, здесь Екатерина предпочитала проводить вечера за игрой в карты.
Двери этого зала по оси анфилады соединяют его с Третьей антикамерой и с Лионским залом (в процессе реставрации), два яруса окон обращены в сторону парадной площади.
Каминные часы с фигурой Галатеи, Франция, первая четверть XIX века
Каминные часы с фигурой Галатеи, Франция, первая четверть XIX века
Работу над проектом Арабескового зала архитектор Ч. Камерон начал вскоре после прибытия в Царское Село, в 1781 году, а закончил в 1784-м, хотя уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеске», как она называла этот зал.
Часы каминные «Клио и Урания», Франция, Париж. 1770-е
Элегантная орнаментика плафона и арабесковые мотивы в убранстве стен этого помещения, созданного в стиле ранней классики, определили его название.
До конца ХVIII века на месте Арабескового зала располагалась Четвертая антикамера, декорированная по проекту Ф.-Б. Растрелли. В результате перестройки, антикамера, занимавшая всю ширину дворца, была разделена продольной стеной на две части. Арабесковый зал, как и другие парадные залы дворца, занял часть зала, обращенную окнами на парадный плац с западной стороны дворца.
Ваза с профильным портретом императрицы Екатерины II и силуэтным изображением богини Минервы. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1780-1796
Зал был задуман автором в строгой классической манере. Его стены украшали роскошные панно с орнаментами (арабески), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников, мифические чудовища, танцующие грации, амуры и другие сюжеты, что собственно и определило название зала.
В основу плафона, украшающего потолок Арабескового зала, положена тема человеческих добродетелей.
Ч.Камерон. Чертёж плафона. 1880-е. Арабесковый зал
Медальоны, расположенные по кругу, символизируют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Сюжет центрального медальона напоминает известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающего одну из богинь.
Античный миф был переосмыслен в соответствии с идеями эпохи Просвещения как торжество добродетели:
«Красота», «Скромность» и «Терпение» представлены в окружении «Мира», «Патриотизма», «Дружбы», «Приветливости», «Великодушия», «Доверия», «Милосердия» и «Гениальности».
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795:
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Ковер «Аллегория победы России над Турцией», Россия, 1795
Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.
В результате реконструкции, завершенной в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объемы.
Работы по воссозданию Арабескового зала начались в 2006 году ООО «Ресстрой». В основу проекта воссоздания, выполненного архитектором А.А. Кедринским в 1979 году, положены эскизные проекты Ч. Камерона, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, альбом фотографий СНПО «Реставратор», фиксирующих состояние интерьера до и после разрушений 1945 года и акварель Э.П. Гау, как максимально достоверное фиксационное изображение зала, отражающее первоначальный авторский замысел Ч. Камерона.
Э.Гау. Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года
Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.