-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в EV_AS

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.07.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 2434


Петергоф. Часть 53

Суббота, 16 Ноября 2019 г. 18:50 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Петергоф. Часть 53.




Марлинская аллея


С главной осью всего ансамбля - Морским каналом связана двухкилометровая Марлинская аллея. Проложенная параллельно морскому берегу, она прорезает территорию парка от Марлинского пруда в его западной части до восточной границы. Скрещение Марлинской аллен и канала - одна из самых волшебных точек петергофского ансамбли. Отсюда одновременно открываются четыре перспективы: иа Большой дворец и Большой каскад, на залив, на фонтаны «Адам» и "Ева".



Каждая из перспектив по-своему привлекательна, но особенно впечатляет вид с моста в сторону Большого каскада. Колышущаяся серебристая масса воды, вздымающаяся в конце зеркального водного пути, окаймленного фонтанными пропилеями, мерцание позолоты создают удивительный эффект. Не случайно такой знаток Петергофа, как А. Н. Бенуа, называл этот вид с моста «классическим Петергофом».

Петергоф, Главная (Марлинская) аллея в нижнем парке 1900-1901


Открытка царской России


Марлинская аллея прочерчена уже на ранних набросках Петра I, отражающих первоначальный замысел всей композиции. В 1714 - 1723 годах Марлинская аллея была проложена от восточной границы парка до Марлинского пруда. Ее планировка и декорировка связаны с деятельностью архитекторов Браунштейна, Леблоиа, Микетти и садовых мастеров Л. Гарнихфельта и А. Борисова.

Александр Николаевич Бенуа. Марлинская аллея. Раскрашенная литография, 1918 г.


В 1798 году садовый мастер Т. Тимофеев провел по сторонам Марлинской аллеи, начиная от места пересечения ее с Монплезирской аллеей, дорожки для верховой езды, что расширило главную дорогу Нижнего парка, но не изменило основы композиции. Фонтанное убранство аллеи, созданное в 1721 - 1726 годах, сохранилось до наших дней.

Александр Николаевич Бенуа. Декоративные вазы на Марлинской аллее. Раскрашенная литография, 1918 г.


Александр Николаевич Бенуа. Петергоф. Вазы у канала. 1942


Вблизи пересечения Марлинской аллеи с Морским каналом симметрично расставлены четыре мраморные вазы, исполненные по рисункам Воронихина в 1805 году.






Они находятся на тех местах, где стояли барабаны для тросов, с помощью которых до середины ХVIII века разводили мост через канал.






В 1884 году на пересечении Марлинской и Монплезирской аллей воздвигли на гранитном постаменте, вырубленном по проекту Э. Гана, бронзовую статую Петра I, отлитую в Париже в 1883 году под наблюдением ее создателя М. Антокольского (воссоздана в 1956 году по авторской модели).

Памятник Петру I. Открытка царской России


Памятник Петру I. Открытка царской России


Памятник Петру I. Открытка царской России


Памятник Петру I. Открытка царской России


Бронзовая скульптура Петра I выполнена в полный рост и имеет высоту 3 метра. Высота гранитного постамента – 3,1 метра, таким образом, общая высота памятника превышает 6 метров.



Петр I изображен в мундире Преображенского полка с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, в треуголке и ботфортах.


Во время фашистской оккупации Петергофа статуя была похищена, и найти ее до сих пор не удалось. В 1956 году изготовили копию и вернули памятник на место.






В годы Великой Отечественной войны оккупанты превратили восточную часть аллеи в оборонительный завал - срубили двухсотлетние липы, оплели их колючей проволокой и заминировали. После освобождения Петергофа Марлинскую аллею расчистили от дикой поросли и вековых корневищ и взамен уничтоженных посадили 1050 молодых лип. Деревья, посаженные в 1945 году, разрослись, их кроны подстригли в соответствии с требованиями регулярного стиля.

Фонтаны "Адам" и "Ева"


Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


"Адам" - 1721-1722 гг., арх. Н. Микетти;

"Ева" - 1725-1726 гг., арх. Т. Н. Усов по проекту Н. Микетти;

Статуи – скульптор Д. Бонацца.

Бенуа. Вид павильона 'Трельяж' и фонтана 'Ева' в Петергофе, 1918


На Марлинской аллее, равноудаленные от Морского канала, расположены парные фонтаны "Адам" и "Ева".

Фонтан «Адам». Открытка царской России


Фонтан «Адам». Открытка царской России


Занимаясь обустройством своей загородной резиденции, Петр I заказал изготовление этих мраморных статуй венецианскому скульптору Джованни Бонацца, и в 1718 году тот создал искусные копии находившихся во Дворце дожей известных скульптур работы Антонио Рицци – мастера эпохи Возрождения.

К.Брож рис. К.Вейерман гр. «Ева», 1868


Фонтан «Ева». Открытка царской России


Фонтан «Ева». Открытка царской России


Оформление фонтана "Адам" завершили к 1722 году, хотя статуя была размещена на заранее подготовленной площадке Марлинской аллеи за два года до этого; фонтан "Ева", отличающийся лишь центральной фигурой, заработал в 1726 году. Их связывает не только библейский сюжет – в первой четверти XVIII века "Адаму" и "Еве" придавался определенный аллегорический смысл: прародители человеческого рода ассоциировались с венценосными "прародителями" российской империи – Петром I и Екатериной I.

Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


Фонтан «Адам»


Водяное убранство фонтанов тесно связано с геометрической планировкой аллей: бассейны имеют по восемь граней, соответствующих восьми расходящимся от них дорожкам. В центре каждого фонтана мраморная скульптура, окруженная шестнадцатью водяными струями, которые, достигая семиметровой высоты, не распыляются, а расщепляются на отдельные крупные капли, хорошо видные издалека.

Фонтан «Ева»


Фонтан «Ева»


Фонтан «Ева»


Фонтан «Ева»


Фонтан «Ева»


Фонтан «Ева»


В XVIII веке фонтаны были окружены трельяжными беседками, служившими укрытием от непогоды. Сейчас о них напоминают современные изящные сооружения.








На протяжении XVIII и XIX веков фонтаны не подвергались существенным переделкам, поэтому их первоначальный облик сохранился до наших дней.

Лабиринт




1722-1724 гг., арх. Ж.-Б. Леблон


Лабиринт, созданный в первой четверти XVIII века по распоряжению Петра I, находится в восточной части Нижнего парка, вблизи Марлинской аллеи.




В плане он представляет собой прямоугольный участок с овальной площадкой в центре. Восемь аллей, расходящиеся от центра, пересекаются кольцевой дорожкой, образуя боскеты. Все дорожки и границы лабиринта обрамлены шпалерами из кустовой липы, растущей вдоль деревянных решеток. В боскетах высажены яблони и устроены небольшие площадки с нишами для садовых скамеек.


В центре лабиринта находится бассейн с фонтаном менажерного типа. Хотя фонтан был изображен еще на первоначальном плане Ж.-Б. Леблона, он появился лишь в середине XVIII века, когда новый план декоративного убранства Лабиринта был создан Ф. Б. Растрелли. Архитектор, не изменяя размеров и планировки, предложил украсить бассейн фонтаном со скульптурой, дельфинами, барельефами, кронштейнами и вазами. Однако проект Ф. Б. Растрелли не был полностью осуществлен, так как требовал значительных вложений.






Утраченный к началу XX столетия, лабиринт был воссоздан на основании археологических исследований и сохранившихся архивных документов.




Серия сообщений "Петергоф 2":

Часть 1 - Петергоф. Часть 50.
Часть 2 - Петергоф. Часть 51.
Часть 3 - Петергоф. Часть 52.
Часть 4 - Петергоф. Часть 53.


Рубрики:  Страны. Путешествия/Санкт Петербург
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку