-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в EV_AS

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.07.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 2434


Петрергоф. Часть 14

Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 06:54 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Петрергоф. Часть 14.

Царицын павильон


Царицын павильон


Внутри павильона располагалось несколько комнат, среди которых выделялся «Атриум» с бассейном и стеклянной крышей. Стены и потолки были расписаны в «помпейском» стиле. Достопримечательностью павильона являлся привезённый из раскопок Помпей мозаичный пол в одной из гостиных. Пол увеличили по размеру комнаты за счёт бордюра из порфира и мрамора, изготовленного на петергофской Гранильной фабрике.


Tsplan (350x400, 52Kb)
1. Атриум;

2. Экседра (комната с тремя нишами);

3. Гостиная;

4. Столовая;

5. Кабинет императрицы;

6. Буфетная;

7. Наружная лестница на 2-й этаж (в кабинет императора);

8. Внутренний садик;

9. Терраса.


Атриум. Главный вход в павильон расположен с юга, со стороны садика с фонтаном «Нарцисс» (ск. К. М. Климченко) и украшен небольшой лоджией с мраморными колоннами.


Войдя в павильон, посетители попадают в атриум (1).


У древних римлян это была главная часть дома — закрытый со всех сторон зал с проемом в центре потолка, через который внутрь попадал дневной свет. Благодаря отсутствию окон, в жаркую погоду в доме было прохладно. А во время дождя воду собирали в бассейне-имплювии в центре атриума.



Такое устройство имеет и атриум в Царицыном павильоне. Середину его занимает квадратный бассейн из голубого и розового мрамора с фонтаном-вазой. По углам бассейна четыре колонны «голубого» мрамора поддерживают кровлю, но вместо открытого проема А. И. Штакеншнейдеру пришлось предусмотреть стеклянный купол, который в холодную погоду закрывался, а в жаркую открывался. Прикрепленные в углах проема фигурки фантастических чудовищ служили водостоками.




Стены атриума украшены живописным фризом с изображением морских божеств (тритонов и нереид) и тягами-арабесками в подражание помпейским фрескам.


Стены атриума


Роспись была выполнена немецким художником И. Дроллингером по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Двери выкрашены под цвет патинированной бронзы. Помпейского стиля банкетки, первоначально выполненные в мастерской знаменитого мебельщика Гамбса, отделаны синей материей.




Статуя «Психеи с позолоченной бабочкой на руке», итальянский скульптор Цинцинато Баруцци


На парапете бассейна находятся бронзовые скульптуры — уменьшенные копии с античных оригиналов работы европейских мастеров XIX века (Аполлон Бельведерский, Дискобол, Амур и Психея, Венера Медицейская, Амур, Марс и др.). Большинство этих скульптур были привезены Николаем I из его поездки в Италию в 1845 году.













Комната с тремя нишами. К атриуму помпейского дома со всех сторон прилегали различные помещения, получавшие из него свет и сообщавшиеся с ним не дверьми, а открытыми проходами и арками. В Царицыном павильоне справа от атриума находится комната с тремя нишами, соответствующая античной экседре (комнате для отдыха).


Стены экседры расписаны неяркими красками.


В нишах установлены полукруглые синие диваны, повторяющие по форме изгиб стены, и круглые столики, созданные в России в первой половине XIX века.



Французскими мастерами были выполнены стоящие в экседре светильники-торшеры, сделанные в подражание помпейской бронзе.





Кроме торшеров комнату освещала масляная лампа-люстра, точно воспроизводящая лампу, найденную в Помпее.


На отдельном постаменте стоит мраморная скульптура «Психея», выполненная в 1846 г. итальянским мастером Цинцинато Баруцци. На руке у Психеи бронзовая позолоченная бабочка.




Вид из гостиной в атриум


Гостиная. Из экседры через атриум можно перейти в самый большой зал Царицына павильона — ойкос или гостиную (3). Центральный проем, соединяющий атриум с гостиной, украшен двумя колоннами черно-белого «античного» («археологического») мрамора и статуей лежащей женщины (ск. Ф.Ламот. Франция. XIX в.).



Перспектива, открывающаяся из гостиной в атриум, одна из самых красивых в павильоне. Особенно эффектно смотрится погруженная в тень экседры беломраморная Психея.

Вид из гостиной в атриум


Две каннелированные колонны голубого мрамора разделяют гостиную на две неравные части.


Кессонированный потолок расписан рамками из арабесок.


Стены гостиной украшены ярко красными филенками с небольшими медальонами темного цвета, в которых изображены грифоны — крылатые фантастические существа с телом льва и головой орла, древние символы власти.


Мозаичный пол и камин чёрного мрамора выполнены мастерами Петергофской гранильной фабрики. На камине находится мраморный бюст римлянки (II—IV вв. н. э.) и две мраморные вазы.



В центре комнаты, перед двусторонним диваном поставлены два круглых мозаичных стола.









Императрица Александра Федоровна




Столик с видами Рима


В витрине у окна выставлена небольшая коллекция предметов, демонстрирующая различные виды мозаики.



В отдельной витрине представлен Этрусский сервиз, изготовленный в 1844 г. на Императорском фарфоровом заводе специально для Царицына павильона. В его состав входили предметы для завтраков и полдников, рассчитанные на 48 персон. Все предметы сервиза расписаны подобно древнегреческим вазам: черные фигуры и орнаменты по коричневому фону.

Этрусский сервиз Императорского фарфорового завода









Этрусский сервиз Императорского фарфорового завода


Кроме Этрусского сервиза специально для Царицына павильона был изготовлен Коралловый сервиз (Императорский фарфоровый завод, 1846 г.), выставленный в столовой (4). Каждый из его предметов украшают стилизованные веточки, выполненные в виде кораллов.

Коралловый сервиз


Столовая. Выкрашенные в ярко-синий цвет стены столовой расписаны арабесками.






Центральную часть пола занимает подлинная помпейская мозаика I века н. э., состоящая из геометрических и растительных орнаментов.

Античный пол в столовой


Античный пол в столовой


Она была приобретена Николаем I у герцога Максимилиана Лейхтенбергского специально для Царицына павильона. Обрамление мозаики, состоящее из полос порфира и мрамора различного вида, было сделано мастерами Петергофской гранильной фабрики по проекту А. И. Штакеншнейдера.


В промежутке между окон, на кронштейне, установлен мраморном бюст.



У другой стены выставлены столы-консоли с золочеными резными подстольями и мозаичными столешницами. На каждой консоли поставлены оригинальные украшения — модели античных сооружений.



У противоположной стены — камин, на полке которого сосуд-лекиф IV века до н. э. и мраморный бюстом Юлии, дочери императора Тита, созданным неизвестным скульптором в I веке н. э.


Перед тем как вернуться в гостиную, стоит обратить внимание на прекрасный вид, открывающийся из столовой через застекленную дверь, ведущую на террасу.


Сразу за дверью к воде спускается небольшая гранитная лестница.



Зеркальная гладь пруда и живописный берег создают неповторимую атмосферу и зрительно увеличивают пространство комнаты.





Кабинет императрицы Александры Федоровны. По другую сторону от гостиной расположен кабинет Александры Федоровны (5). Это довольно узкая комната, заканчивающаяся полукруглой нишей с уютным диваном, отделанным малиновым сукном и зелёным шнуром.




Разноцветный кессонированный свод ниши поддерживают две витые мозаичные колонны византийской работы XIII в. Оживленные тонкими рамками серо-зеленые стены заканчиваются снизу панелью жёлтого искусственного мрамора. Пол кабинета, в отличие от предыдущих комнат, не мозаичный, а паркетный, с наборным бордюром из пальметт.


У северной стены — письменный стол и кресло красного дерева русской работы и бюст императрицы Александры Федоровны из бисквита (неглазурованного фарфора), выполненный по модели немецкого скульптора Христиана Рауха (1824 г.).


На столе, кроме письменного «этрусского» прибора и красивых лазуритовых пресс-папье, представлено полное собрание сочинений любимого Александрой Федоровной писателя Жана Поля (немецкого романиста Иоганна Пауля Рихтера).


Мраморный камин с середины XIX века украшают часы золоченой бронзы, выполненные в петербургской мастерской А. Шрайбера в 1846 г. Эти часы для интерьера заказал А.И. Штакеншнейдер.


Здесь же, на отдельном столике, находится умывальный прибор с росписью в помпейском стиле (Англия, середина XIX в.) из коллекции Розового павильона. Его подарила Александре Федоровне её дочь - великая княгиня Мария Николаевна.






Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 13 - Петергоф. Часть 12.
Часть 14 - Петергоф. Часть 13.
Часть 15 - Петрергоф. Часть 14.


Рубрики:  Страны. Путешествия/Санкт Петербург
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку