Муладхара чакра
Свадхистхана чакра
Манипура чакра
Анахата чакра
Вишуддха чакра
Аджна чакра
Сахасрара чакра
ЧАКРА
(санскр. cakra = "колесо, диск")- это энергетический центр, узел, образующийся в точках пересечения между собой трех основных энергетических каналов/ надий физического тела . Чакра - это «колесо» энергии, центр энергетические связей. Энергетические каналы соединяются в определенных точках тела, а их соединения создают энергетические узлы - чакры. Главные чакры - это точки, где сходится множество каналов. Считается, что у человека существует семь главных Чакр, образованных пересечением Иды и Пингалы.
ИДА (санскр. ida = "земля"), одна из трех главных надий- энергетических каналов организма, соединяющих между собой верхнюю и нижнюю (а по сути - последовательно все) основные позвоночные чакры организма; // условно говоря (условно, поскольку Ида и Пингала сплетаются, пересекаясь на сушумне), Ида проходит:
у мужчин - слева,
у женщин - справа от позвоночного столба;
и изображается обычно в виде спирали синего (пассивного, холодного) цвета.
ИДА (ida, ж.): левый ток (nadi) в тонком теле, управляющий мысленной энергией, лунная сила читта шакти. Соответствует и связывается со слогом «tha», лyной, а также с Гангой и левой ноздpей. Обычно считается бледно-желтого цвета.
ПИНГАЛА (санскр. pingala = "золотистый, рыжевато-коричневый"), одна из трех главных надий- энергетических каналов, соединяющих между собой верхнюю и нижнюю (а по сути - последовательно все) основные/позвоночные чакры; условно говоря, Пингала проходит:
у мужчин - справа,
у женщин - слева от позвоночного столба (если смотреть спереди);
// изображается Пингала обычно в виде спирали красного (активного, горячего) цвета.
ПИНГАЛА (pingala, ж.):, один из трех главных - правый - ток (нади) тонкого тела, управляющий прана шакти. Связан с практическими сознанием и опытом. Представляется красным или желтым цветом. Слог «ha», означающий Солнце или Солнечную силу; уподобляется также реке Ямуне (притоку Ганги). Употребляется как синоним правой ноздри.
Энергетически Чакра представляется как воронкообразное полевое завихрение с направлением вращения по часовой стрелке, потому для подпитки Чакр рекомендуется направляемую в нее энергетику "закручивать" по часовой стрелке, а для успокоения - в обратном направлении.
"В древних манускриптах чакры часто изображаются в виде вихрей энергии, а не определенными образами. Однако, обычно они представляются в виде лотосов. Когда Кундалини достигает чакры, ее лотос раскрывается и поднимает свой цветок, и, как только Кундалини подходит к следующей верхней чакре, лотос первой закрывает свои лепестки и повисает, символизируя активную энергию чакры и их ассимиляцию с Кундалини. Лотосы держат голову вниз, кроме того случая, когда через них проходит Кундалини, тогда они поднимают голову вверх." (Авалон). Количество лепестков лотоса, увеличивающееся в восходящем порядке, может быть мерой силы восходящей энергии или вибрационной частоты соответствующей чакры, каждая из которых работает как преобразователь мощности энергий. Санскритские буквы, обычно начертанные на лепестках, показывают звуковые вибрации, а также представляют изменяющуюся интенсивность энергий, работающих в различных чакрах. Кроме того, цвет, который каждая чакра отражает, созвучен с его частотой вибрации. Каждая чакра имеет постоянное количество лепестков и соответствующие цвета: Муладхара представлена красным лотосом с четырьмя лепестками; Свадхистхана - ярко-красным лотосом с шестью лепестками; Манипура - голубым лотосом из десяти лепестков; Анахата - двенадцатилепестковым лотосом темно-красного цвета; Вишуддха - дымчато-пурпурным шестнадцати лепестковым лотосом; Аджна - лотосом с двумя белыми лепестками и, наконец, Сахасрара - это тысячелепестковый лотос, светящийся подобно тысяче солнц."
№ Название Расположение Основные функции Цвет Знак Кол-во лепест-ков Стихия Биджа Мантра Божества Лока (план бытия)
1 Муладхара Копчик, основание позвоночника Инстинкт, существование, сохранность тела, здоровье Темно красный 4 Земля Лам Вам Шам Ш'ам Сам Брахма, Сарасвати, Ганапати Бху Лока
2 Свадхистхана Область половых органов Эмоции, сексуальная энергия, эмоциональность и телесная любовь, жизнерадостность Оранжевый
6 Вода Вам Бам Бхам Мам Йам Рам Лам Вишну, Лакшми, Варуна, Дханвантари Бхувар Лока
3 Манипура Солнечное сплетение Власть, желание, управление, свобода, жизненное развитие, карьера Желтый
10 Огонь Рам Дам Дхам Нам Там Тхам Дам Дхам Нам Пам Пхам Агни,Сурья, Рудра, Дурга Сва Лока
4 Анахата Сердце, центр груди Преданность, любовь, сострадание, симпатия, дружба Зеленый
12 Воздух Йам Кам Кхам Гам Гхам Йам Чам Чхам Джам Джхам Нам Там Тхам Иша, Ишани, личный Ишта-дэвата Махар Лока
5 Вишуддха Основание горла Общение, самовыражение, творческий потенциал, голос, гармония Голубой
16 Эфир Хам Ам Аам Им Иим Ум Уум Рим Риим Лрим Лриим Эм Айм Ом Оум Ам Ах Яма, Индра Тапа Локка
6 Аджна Межбровье Интуиция, интеллект, высший разум, ясновидение Синий
2 Махат Ом Хам Кшам Шива-Шакти (Ардханаришвара) Джняна Лока
7 Сахасрара Макушка головы, родничок Просветление, Самадхи Фиолетовый
1000 Все стихии Аум 50 букв дэванагари - санскритского алфавита Все боги и богини Сатья Лока
МУЛАДХАРА ЧАКРА
{санскр. [(mula = "корень; основа, основание") + (-dhara = "держащий, несущий; поддерживающий, помогающий; обладающий, владеющий").
Mуладхара чакра связывает нас с землей. Кроме того, она служит центром органов размножения. Через ноги и корневую чакру мы получаем энергию земли. Йоги считают, что муладхара символизирует жизненный центр, отвечающий за процессы размножения, обоняния, деятельность прямой кишки и т. д. Концентрация на чакре происходит в области окончания позвоночника. Эта чакра связывается с качествами сопротивления и твердости, представленными элементом земля.
Это - "чакра удовольствий", четырехлепестковый лотос, который условно располагается в основании позвоночника: между копчиком и промежностью; малинового цвета со вписанным в него белоснежным кругом, содержащим, в свою очередь, вписанный желтый квадрат, в котором помещаются изображения: указанной выше янтры, слона с опущенным (либо - приподнятым) хоботом и лингама, вокруг которого обвита в 3,5 оборота (по часовой стрелке при взгляде сверху) змея Кундалини, имеющая облик кобры; на лепестках лотоса. изображаются санскритские слоги ВАМ, ШАМ, ЩАМ, САМ, сами же лепестки лотоса Муладхара чакры. символизируют следующие состояния:
"веселье, удовлетворение, контроль над страстями, устойчивость концентрации внимания".
(Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка).
Эти четыре буквы представляют корневую вибрацию и связываются с формой праны - апаной. Перевернутый треугольник в центре квадрата сдерживает непроявленную Кундалини шакти в виде спирали в три с половиной оборота, обвивающейся вокруг черного или красного Сваямбху-лингама. В околоплоднике лотоса находится осуществляющее контроль божество Брахма темно-красного цвета, с тремя глазами, с четырьмя лицами, четырьмя руками, держащими трезубец, чашу освобождения, четки; четвертая рука делает жест, рассеивающий страх (Абхая-мудра). Божество считается царем грубого физического или материального мира. Его энергия или шакти называется Дакини. Она сияет розовым цветом, четыре ее руки держат жезл с черепом, трезубец, меч и сосуд для питья. Ее символом является большой слон с черной полосой вокруг шеи. В этом центре переживается принцип запаха.
СВАДХИСТХАНА ЧАКРА
{sva = свой, собственный; собственное ‘я', собственность) + (sthana = место, местоположение) + (cakra = чакра (колесо) = чакра сущности - самости}, шестилепестковый лотос, половой, детородный центр.
Эта чакра стихии воды, она олицетворяет низший эмоциональный центр. На уровне физического тела свадхистхана чакра представляет собою воспроизводящий сексуальный центр, проявляющийся посредством органов размножения и отвечающий за деторождение. СВАДХИСТХАНА - центр всего того, что составляет личность человека, его особенности характера. Располагается в позвоночнике над гениталиями и управляет принципом вкуса. Именно здесь формируются ощущения безопасности бытия и защищенности жизни.
Вторая чакра расположена в основании полового органа. Представляет собою изображение шестилепесткового лотоса цвета киновари (темно-красного), в который вписан синий круг, содержащий, в свою очередь, меньший - белоснежный - шестилепестковый лотос, в котором помещается еще один синий круг, где - еще один, третий, теперь уже белоснежный, - круг, также содержит еще один - синий лотос c вышеуказанной янтрой. В околоплоднике лотоса находится элемент вода, изображенный полумесяцем с основой мантры на лепестках внешнего лотоса. Лепестки символизируют следующие состояния:
"неограниченность сознания, сострадание, принцип созидания и поддержания, видение истины, доброжелательность, открытость".
Поверх мантры сидит главное божество Вишну, светящееся темно-синим цветом, с тремя глазами, четырьмя руками, держащее раковину, булаву, колесо и лотос. Это божество - всеохватывающая жизненная сила во Вселенной. Его энергия, Ракини или Чакини Шакти, темно-синяя, с тремя глазами, четырьмя руками, держащая трезубец, лотос, барабан и резец, сидит на красном лотосе. Связанное с чакрой животное - светло-серая или зеленая макара (морское чудовище, подобное крокодилу) - эмблема вод и экипажа бога Варуны, царя моря. Тонкая энергия этой чакры - Прана.
В Шива Самхите сказано:
76. Тот, кто ежедневно медитирует на этот Свадхистха-
на-лотос, становится объектом любви и поклонения всех прекрасных Богинь.
77. Он бесстрашно повторяет различные Шастры и науки,
неизвестные ему прежде, становится свободным ото всех болезней и бесстрашно движется по всему миру.
78. Смерть поедается им, а он не естся никем. Он достигает высших психических сил, подобных анима, лагхима* и др. Вайю** движется равномерно по всему его телу, амброзия, выделяемая эфирным лотосом, также увеличивается в нем."
* Лагхима -"легкость, невесомость (как сверъестественная сила, способность)"
** Вайю - ветер/ воздух, (как один из трех составных элементов тела)"
МАНИПУРА ЧАКРА
{санскр. [(mani = "жемчужина, драгоценность; pura = "крепость, оплот - чакра драгоценной опоры"}, "десятилепестковый лотос", "солярный центр.
Третья чакра - центр солнечного сплетения, высший эмоциональный центр. Здесь формируются ощущения обиды, печали и другие эмоциональные переживания. Патанджали в Йога Сутрах говорит, что размышление об этой чакре ведет к познанию физического тела и его функций, потому что Манипура чакра - источник жизненных сил. Чакра связана с принципом зрения, а также со светом - способностью огненного качества распространяться вверх.
Манипура представляет собою изображение десятилепесткового лотоса голубого - с потемнением к краям - цвета, в который вписан белоснежный круг, содержащий в себе обращенный вершиной вниз равнобедренный треугольник кирпичного (темно-красного) цвета с Т-образными выступами на каждой из сторон и янтрой внутри. Иногда Манипура Чакра изображается в виде светло-желтого круга, в котором находится кроваво-красный треугольник. Снаружи по кругу - 10 черных лепестков с санскритскими слогами: ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ПАМ, ПХАМ. Сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния:
"щедрость, отсутствие собственнических чувств, благородство, совесть, бесстрашие, правдивость, ясное видение, разум, милосердие, контроль над желаниями."
Управляющее божество этой чакры - Рудра, красного цвета, в двух из четырех своих рук держащее огонь, четки, и с помощью Вара и Абхая мудр дарующее благо и разгоняющее страх. Рудра сидит на буйволе. Он представляет мир разума. Энергия, генерируемая им, Лакини Шакти, темно-синего цвета, с тремя лицами, имеющая по три глаза на каждом лице, держащая в руках огонь, ваджру (разряд молнии) и делающая мудры, разгоняющие страх и дарующие благо. Животное, ассоциирующееся с чакрой - красный баран, проводник (средство передвижения) огненного бога Агни, ее жизненное дыхание - самана.
В Шива Самхите сказано следующее:
81. Когда йог медитирует на лотос Манипуры, он получает силу, называемую патала*-сиддхи (Патала - подземный мир, населенный змеями-нагами) - дарователь постоянного счастья, он становится владыкой желаний, разрушает печали и болезни, обманывает смерть и может войти в тело другого.
82. Он может делать золото, видеть Божества (ясновидение), открывать лекарства для лечения болезней и видеть спрятанные сокровища.
АНАХАТА чакра
АНАХАТА-ЧАКРА [с санскр. - "невозгорающаяся (мирскими страстями)"] "двенадцатилепестковый лотос", "сердечный центр, центр любви.
Эта чакра символизирует жизненный центр, отвечающий за тактильные ощущения, контроль дыхания, двигательные функции.
Сердечная чакра, как и чакра солнечного сплетения (манипура), относится к высшим эмоциональным центрам, однако, в отличие от Манипуры, сердечная служит еще и центром личности. Мы используем сердечную энергия для преображения, когда, разгневанные кем-то, направляем, возвышая, свой гнев через солнечное сплетение к сердцу. Тем самым гнев преобразуется в сострадание.
Страдание, переживаемое здесь, обычно связано с ощущением отъединенности от любви. Испытываемое нами чувство отъединенности иногда может представлять угрозу для жизни, как, скажем, то ощущение душевной раны, которое мы испытываем в случае смерти кого-либо из близких. В этих случаях необходимо сосредоточиться на очищении сердечной чакры и возвращении ее к открытому - естественному для нее - состоянию.
Так как Анахата расположена в середине тонкого тела, ее энергия распределяется по двум направлениям: вверх и вниз. Вот почему важно, чтобы сердце было открыто, иначе человек будет постоянно в напряжении и не сможет проявить себя.
Анахата чакра представляет собою изображение ярко-красного двенадцатилепесткового лотоса, в который вписан круг темно-красного (кирпичного) цвета, содержащий в себе два вписанных матовых равнобедренных треугольника: один обращенный вершиной вниз (символизирующий женское начало), второй - вершиной вверх (начало мужское), с янтрой в центре общего для них пространства. Здесь присутствует еще один треугольник йони, в который вписаны лунные чакральные символы.
На лепестках сердечной чакры располагаются следующие биджа мантры: КАМ, КХАМ, ГАМ, ГХАМ, ИАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, НАМ, ТАМ, ТХАМ. Сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: любовь, честность, решительность, уверенность, надежда, терпеливость, трудолюбие, сострадание, простота, спокойствие, беспристрастность, уравновешенность.
В центре Анахата чакры располагается золотой треугольник, «горящий как десять миллионов вспышек света», содержащий внутри Бана-лингам. Над шестиугольником располагается божество Иша, сияющее белым или кирпично-красным цветом, с тремя глазами, двумя руками, делающее мудры, дарующее благо и разгоняющее страх. Божество представляет целую мировую систему, в которой последовательно открывается многообразие феноменальных реальностей пространства и времени. Его энергия называется Какини Шакти, сияющая желтым цветом, с одним лицом, тремя глазами, четыре ее руки держат петлю и череп и делают жесты, дарующие благо и разгоняющие страх. Чакра связана с элементом воздуха и принципом осязания. Животное - черная антилопа или газель, символизирующая легкость физической субстанции, проводник Вайю, ведического бога ветра. Ее жизненное дыхание - Вьяна.
В Шива Самхите много говорится о важности этой чакры:
"Лотос Анахата красный как цветок Бандхука и называется так потому, что находится в том месте, где Муни или Мудрецы слышат этот звук, который исходит без ударения двух вещей друг о друга, это звук Шабда-Брахмана, который здесь является пульсом жизни. Здесь живет Пуруша (Дживатма). Это лотос двенадцати лепестков с ярко красными буквами. Это центр таттвы воздуха. Область воздуха - шестиугольник, образованный двумя треугольниками, один из которых перевернут. Его цвет как дым, потому что он окружен массами пара. Его биджа Yam сидит на белой антилопе, которая обозначает текучесть и служит ваханой (ездовым животным) воздуха с его способностью движения. Здесь находится Иша - Высший Господь первых трех чакр. Шакти Какини в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара, и Шакти в форме опрокинутого треугольника - Трикона, в котором находится золотой Бана-лингам, «радостный от прилива желания».
"83. В сердце находится четвертая чакра, Анахата. Она имеет 12 лепестков... Ее цвет - темно-кроваво-красный. Она имеет семя вайю и является приятным местом.
84. В этом лотосе находится пламя, называемое бана-линга*. Медитируя на него, получают объекты видимого и невидимого мира.
85. Его возглавляющее Божество - Пинака, и Какини - его Богиня. Того, кто всегда медитирует на этот лотос сердца, страстно желают небесные девы.
86. Он получает неизмеримое знание, знает прошлое, настоящее и будущее время, имеет ясновидение, яснослышание и может путешествовать по воздуху, когда пожелает.
87. Он видит Богов и Богинь, известных как Йогини, приобретает силу, известную как Кхечари, и побеждает всё, что движется в воздухе.
88. Тот, кто созерцает ежедневно скрытую Бана-лингу, несомненно, приобретает психические силы, называемые Кхечари (движение в воздухе ) и Бхучари (хождение по всему миру по желанию).
89. Я не могу полностью описать важность медитации на этот лотос. Даже боги Брахма и т. д. сохраняют метод его созерцания в тайне."
ВИШУДДХА ЧАКРА
ВИШУДДХА ЧАКРА {санскр. [(vicuddha - очищенный; безупречный) - чакра очищения, безупречности}, шестнадцатилепестковый лотос, горловой центр.
Вишуддха еще называется горловой чакрой. Это второй (после сексуального) творческий центр, центр речи и слуха. Мы творим посредством голоса, служащего нам средством коммуникации. Это первый центр, который мы контролируем сознательно.
Важно ощущать ответственность за то, как мы говорим и слушаем. Если мы скрываем, сдерживаем, подавляем или утаиваем свои чувства, если лжем или просто скрываем правду, то тем самым загрязняем горловую чакру, и все наши проблемы сосредоточиваются в этой области.
Представляет собою изображение шестнадцатилепесткового лотоса черного цвета, в который вписан синий круг со вписанным в нем голубым треугольником йони с символом лингама, в треугольник, в свою очередь, вписан еще один - белоснежный - круг, в котором присутствуют изображения: янтры и под нею - синего слона с приподнятым хоботом на лепестках лотоса Вишуддха чакры изображаются слоги: АМ, ААМ, ИМ, ИИМ, УМ, УУМ, РИМ, РИИМ, ЛРИМ, ЛРИИМ, ЭМ, АЙМ, ОМ, ОУМ, АМ, АХ.
Выше Вишуддхи, у корня нёба, находится маленький центр, называемый Лалана, а в некоторых Тантрах - Кала-чакра. Это - красный лотос с 12 лепестками, порождающий следующие качества: вера, довольство, сознание ошибок, самоконтроль, гнев, привязанность, чистота, отрешенность, волнение, аппетит.
Вишуддха-чакра или Бхарати-стхана (обитель белой речи) с шестнадцатью лепестками дымно-пурпурного оттенка. Здесь центр белого круга акаши или таттва эфира. Акаша одет в белое и сидит на белом слоне. Его мандала имеет форму круга. Здесь находится Садашива и его андрогин или Ардханаришвара Мурти, в которой половина тела белая и представляет Шиву, а другая половина - золотая и представляет Шакти.
Божество с пятью лицами, тремя глазами, держащее в руках трезубец, топор, меч, ваджру (разряд молнии), огонь, Змея Ананту, колокол, стрекало и петлю и делающее мудру, изгоняющую страх. Ее энергия - Шакини - сияюще белая, с пятью лицами, тремя глазами, четырьмя руками, держащая петлю, стрекало, лук и стрелу. Животное - небесно-лунный слон без привязи - Айравата, с шестью хоботами, проводник ведического бога Индры. Жизненное дыхание - удана. Ее форма - Свет. Здесь также область Луны, «Ворота великого Освобождения». В этом месте йог видит «Три формы времени.
Садхака (духовный искатель), достигший полноты знания Атмана с помощью постоянной концентрации своего сознания на этом лотосе становится великим святым, красноречивым, мудрым и наслаждающимся ненарушимым покоем сознания. Он наблюдает прошлое, настоящее и будущее и становится благодетелем всего, свободным от недугов и страданий, долго живущим и разрушителем бесконечных опасностей. Йогин, чей ум устойчиво фиксируется на этом лотосе, чье дыхание контролируется Кумбхакой (задержкой на выдохе), имеет силу, чтобы пройти через три мира.
Шива Самхита так описывает сиддхи, получаемые от медитации на Вишуддха чакре:
5.90. Тот, кто всегда созерцает этот (вишуддха лотос) - поистине владыка йогинов и заслуживает быть названным мудрым. Медитацией на Вишуддхе йогины сразу постигают все четыре Йоги с их тайнами (то есть, карма-, раджа -, джняна и бхакти йога).
5.92. Когда йогин, концентрирующийся на этом тайном месте, чувствует гнев, все три мира начинают дрожать.
5.93. Даже если ум йогина случайно сосредоточится на этом месте, он перестает воспринимать внешний мир и сосредотачивается на мире внутреннем.
5.94. Его тело никогда не слабеет и остается полным сил в течение тысяч лет. Он становится твердым, как алмаз.
5.95. Когда йогин входит в такое созерцание, тысяча лет для него - как минута.
АДЖНА ЧАКРА
АДЖНА-ЧАКРА {санскр. - ajna = знать, замечать, слышать, узнавать = чакра Знания, Ведания}, третий глаз, двухлепестковый лотос, чакра ви'дения/ведания.
Аджна - означает «команда», располагается в области межбровья и управляет различными состояниями концентрации, реализуемыми в процессе медитации, и контролирует всю личность. В открытом состоянии она соединена с седьмой чакрой. Ида и Пингала-нади, разделенные от Сушумны в Муладхаре, встречаются области Аджны, а затем вновь разделяются, направляясь в правый и левый носовые ходы.
Шестая чакра отвечает прежде всего за зрение, однако соотносится скорее не с физическим зрением, а с тем, что называют - шестое чувство. Это центр мышления, воображения, интуиции, интеллекта, определенности и видения, обладающий единственным (внутренним) глазом. Отвечает также за состояния сновидения, галлюцинации.
Представляет собою изображение светло-желтого круга, имеющего снаружи два голубых лепестка и содержащего в себе равнобедренный (обычно - вписанный) треугольник йони с санскритскими слогами ХАМ, КШАМ в центре, где, как обычно, присутствует также символ лингама.
Эти слоги символизируют два аспекта человеческой личности: мужской и женский, или - шире - два начала мироздания - активное и пассивное.
Это лотос с двумя белыми лепестками, между бровями.
Здесь находятся 50 букв санскритского алфавита - деванагари. В околоплоднике находится великая мантра ОМ.
Здесь находится Парамашива в форме Хамса. Сиддха-Кали, белая Хакини-Шакти, «ликующая от поглощения амброзии», перевернутый треугольник Йони - Трикона и Итара Лингам, сияющий как молния. И здесь находится пункт, в котором каждая из трех групп таттв, ассоциированная с огнем, Солнцем и Луной, сходится в одну точку. Именно здесь йогин во время своей смерти помещает свою прану и затем входит в высшего исконного Дэва, Пурана - древнего духа, который был прежде трех миров и был познан Ведантой.
Выше Аджны имеются меньшие чакры, называемые «Манас» и «Сома». Манас-чакра - это лотос с шестью лепестками, на которых находятся ощущения: слуха, осязания, зрения, обоняния, вкуса и центральное начало чувствований во сне и галлюцинации.
Над ним есть еще Сома-чакра. В центре ее располагается перевернутый лунно-белый треугольник и внутри него - Итара-линга с мантрой ОМ. Ее божество - Парамашива, как в Сахасраре. Он представлен в этой чакре в форме точки (бинду), символизирующей неразделимые Шиву и Шакти, космический союз, чье самосветящееся сознание всеохватывающе, всепревосходяще и всеобъединяюще.
Его энергия называется Хакини или Сиддхакали, она лунно-белого цвета, с шестью лицами, тремя глазами, шестью руками, держащая книгу, череп, барабан, четки и делающая мудры, дарующие благо и разгоняющие страх. Хакини сидит на белом лотосе. Эта чакра связана с познавательными способностями разума. Ментальные процессы и абстрактные идеи переживаются на этом уровне. Здесь нераздельное по своей сути существо проявляется с целью творения как две половины.
Шива Самхита:
97. Внутри этого лепестка существует вечная биджа (слог ТХАМ), сияющая, как осенняя луна. Мудрый отшельник, зная это, никогда не ослабевает.
98. Этот великий свет держится в тайне во всех Тантрах. Медитируя на это, достигают высшего успеха, нет сомнения в этом.
99. Я - дарователь спасения, Я - третий Линга* в турье** (уровень экстаза, а также название тысячелепесткового лотоса). Медитируя на это, йог, несомненно, становится подобным мне.
* *Шива как Парама Шива (Высший Шива) - непостижимый для ума и чувств Абсолют в своей сущностной природе, или «теле» (Линге).
* ** состояние души/сознания, соответствующее полному единению с Парама Шивой.
САХАСРАРА ЧАКРА
САХАСРАРА-ЧАКРА {санскр. (sahasra = тысяча) + (ra = имеющий, обладающий) = чакра тысячи лепестков}, тысячелепестковый лотос, венечная чакра.
Седьмая - венечная - чакра находится в теменной части головы и открыта небу. Духовная энергия поступает через венец. Здесь человеческое сообщается с высшими уровнями бытия, лежащими вне пределов человеческого разума.
САХАСРАРА - тысячелепестковый лотос, локализующийся на высоте четырех поперечных пальцев над макушкой. Также называется Брахмарандхра - место встречи Кундалини и Шивы. Лепестки ее несут все потенциальные звуки, представленные буквами санскритского алфавита по пятьдесят в каждом слое. Чакра синхронизирует все цвета, охватывает все чувства и все функции и объединяет всё в своей энергии.
Форма - круг, вмещающий множество планов в восходящем порядке и, наконец, конечное состояние Маха-бинду - супраментальная и метакосмическая трансцендентальная Пустота. Перевернутый лотос символизирует поток космической радиации от тонкого тела. Сахасрара - центр квинтэссенциального сознания, где переживается интеграция всех полярностей, и парадоксальное действие трансценденции сопровождается переходом за пределы изменений (Колеса Сансары) и выходом из времени и пространства.
Над Аджной возвыщается Высочайший Белый (или, как некоторые называют его, разноцветный) лотос с тысячью лепестками, известный как Сахасрара, на котором - все буквы санскритского алфавита (50) повторяются по 20 раз, что составляет 1000, и читаются от начала к концу (анулома), идя вокруг лотоса справа налево.
Тот, кто истинно и полно познает Сахасрару, не возродится в самсаре, потому что он таким познанием разобьет все оковы, которые привязали его к ней. Его земное состояние ограничено для работы над кармой, которая уже начата и не закончена. Он - обладатель всех сиддхи, освобожденный при жизни (Дживанмукта) и достигает бестелесного освобождения (Мокша) или Видэха Кайвалья при растворении его физического тела. (Авалон)
В Шива Самхите сказано:
102. Лотос, который расположен в Брахмарандхре*, называется Сахасрара (тысячелепестковый). В пространстве в его центре пребывает луна. От треугольного места постоянно выделяется эликсир. Этот лунный флюид бессмертия непрерывно течет через Иду. Эликсир течет потоком - постоянным потоком. Идя к левой ноздре, он получил название от йогов «Ганга».
* Брахмарандхра -"дыра Брамы" (т. е. родничок).
145. Я сказал раньше, что существует центр силы (йони) в середине Сахасрары. Ниже этого находится луна. Пусть мудрый созерцает это.
146. Медитируя на нее, йог становится обожаемым в этом мире и пользуется уважением богов и сиддхов.
147. В изгибе лба пусть он созерцает океан молока. От этого места пусть он медитирует на луну, которая находится в Сахасраре.
148. В изгибе лба находится содержащая нектар луна, имеющая 16 пальцев (кал, т. е. полная). Пусть он медитирует на эту безупречную. Он видит ее три дня, вследствии постоянной практики. Практикующий сжигает все грехи, только увидев это.
149. Будущее открывается для него, его ум становится чистым и, хотя он мог совершить пять великих грехов, он разрушает их за момент созерцания этого.
Сайт йогического и тантрического самопознания:
http://www.shivaparvata.od.ua/chakra/