"Я всерьез полагаю, что существует реальный сговор Черных Лож, чтобы не позволить людям думать". - Кроули, MWT
Люди, конечно, остаются все теми же, но структура познания за последнее время существенно поменялась в связи с модернизацией методов получения и использования информации. Эта тема требует отдельного рассмотрения.
1. Процесс перераспределения знаний
Общий (т.е. с взаимоучетом качества и количества) поток информации неадекватен возможностям восприятия человека. В связи с этим активно формируются группы, которые можно приблизительно разделить на:
"научные" - ведущие интенсивные исследования в определенной сфере знания с применением соответствующей методологии,
"образованные" - владеющие основами знания в какой-то сфере,
"медийные" - передающие знания предыдущих групп в удобоваримом для публики виде,
ну и группы собственно рядовых потребителей информации.
2. Коррупция знания
"Медийным" кругам ставятся вполне конкретные задачи по формированию информационных потоков, выгодных для продавцов идей, а не для потребителей. Какими это будет сделано способами - хозяев совершенно не волнует, а "медийные" работники, как и все люди, склонны к минимизации усилий в процессе работы. Кроме того, в связи с жизненной необходимостью реагировать быстрее других, у них не хватает знаний и умений вникнуть в проблему, и их информированность и объективность вызывает большое сомнение.
3. Расслоение общества
Наиболее опасное и наименее изученное явление, связанное с переизбытком информации, в результате которого потребитель воспринимает внешнюю информацию строго через фильтр его социальной группы. Все, что не укладывается в мировосприятие, игнорируется, не понимается, либо расценивается как нечто опасное, могущее повредить душевному комфорту. Из массы информации потребитель может выбирать и учитывать только ту, которая для него удобна,выбирать подходящее сообщество и искренне считать, что это взгляды большинства нормальных (по его понятиям) людей.
Вывод можно сделать следующий: основная задача - повышение профессионального уровня "медийной" группы и влияния "научных" и "образованных" кругов. На данном этапе банальные способы ее решения не найдены.