Перед многотысячной толпой рыцарей, крестьян, горожан и монахов, собравшихся на равнине близ города, папа призвал прекратить распри и начать священную войну против мусульман: «Земля та течет молоком и медом. Пусть тот, кто привык грабить своих братьев и воевать против единоверцев, выступит против неверных в бою, который принесет богатые трофеи; кто здесь нищ, там станет богат; каждому идущему туда будут отпущены грехи». Речь прерывалась толпой, восторженно повторявшей как заклинание слова «Deus lo vult!» (Так хочет Бог!), ставшие лозунгом крестоносцев.
Красные кресты франков
Трагическая страница в отношениях Запада с мусульманским миром – средневековые крестовые походы...
Официально они проводились с целью освобождения Святой Земли (Палестины) и Гроба Господня (в Иерусалиме) от «неверных». Перед походом воины нашивали себе красный крест на грудь, при возвращении – на спину, отсюда и название «крестоносцы» (мусульмане называли их «франками»). Участниками этих военно-колонизационных экспедиций руководили психологические мотивы, ими не осознаваемые, но умело используемые организаторами.
На Ближнем Востоке в эту эпоху во весь рост поднялся ислам. Войдя в границы угаснувшей античной цивилизации, мусульмане восприняли и начали развивать ее достижения (мы по сей день пользуемся алгеброй и арабскими цифрами). Невежественные паломники, прибывшие из голодной завшивевшей Европы, выглядели дикарями рядом с арабами, занимавшимися поэзией, астрономией, математикой, изучавшими труды античных мыслителей в то время, когда католическая церковь прокляла все культурные достижения прошлого. Вырвавшись из своих запуганных церковниками нищих стран, они увидели на Востоке мир просвещения и прогресса.
После захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1078 году ситуация христиан в Палестине осложнилась. Католические проповедники будоражили Европу слухами о разрушении святынь, зверском отношении к верующим. Когда турки отобрали у Византии и Малую Азию, император Алексей I Комнин обратился за помощью к Западу.
Для католической церкви его призыв был как нельзя кстати, и она стала организатором крестоносного движения. Реально речь шла о захвате заморских земель, ибо в Западной Европе сложилась следующая ситуация: вся земля была поделена; царило право «майората» – наследования отцовских владений старшим сыном; быстро росло число людей, не имевших земли и жаждущих получить ее любым путем; возник значительный излишек народонаселения, которое становилось все труднее прокормить; нормой жизни были голод и войны. К 1096 году суровые зимы, наводнения, эпидемии «горячки» и чумы еще больше усугубили положение.
В обществе широко распространились религиозное исступление и крайности. Потребность в религиозном подвиге, ведущем к искуплению грехов и спасению души, свойственна каждому серьезно верующему человеку. Это нашло свое выражение в паломничестве в Святую Землю. Здесь имеет место колоссальное различие между восточным и западным богоразумением и миропониманием: православный паломник всегда, в том числе перед лицом гонений, воплощал смирение и миролюбие. Паломник католический стал считать, что можно и должно идти в святые места с огнем и мечом, что убиение и ограбление иноверцев угодно Богу (на Западе крестовые походы называли «вооруженным паломничеством»)!
Церковь вместо воспитания богоугодных добродетелей занялась пробуждением в людях свойственных ей самой богомерзких качеств: алчности, жажды мирской власти, зверского отношения к иноверцам, прикрывая все именем Всевышнего. Она умело воспользовалась настроем народных масс, ею же и воспитанных. Распространяемые слухи возбудили в знати и черни жадный интерес к заморским странам. Вложенное в головы представление о несметных богатствах Востока породило тягу к завоеванию чужих земель и сокровищ, стремление вырваться из серой скотской жизни.
Крестовые походы дали возможность направить агрессивную энергию обозленных людей в «справедливую войну с неверными», сплачивая западно-христианский мир, очищая его от «лишних людей». Кроме того, папство стремилось поживиться, распространив свое влияние на новые территории.
Итальянские пиратско-купеческие республики Венеция, Генуя и Пиза активно поддержали крестовые войны как способ борьбы с арабами за торговые пути в Аравию и Индию.
Впервые к крестовым походам призвал римский папа Урбан II в ноябре 1095 года во французском городе Клермоне.
Многочисленные проповедники разнесли призыв по всей Западной Европе, и он сработал подобно запалу: десятки тысяч рыцарей и простолюдинов продавали свое имущество, покупали оружие, нашивали красные кресты и отправлялись на войну.
И Вальтер-голодранец, и Ричард Львиное Сердце
Весной 1096 года начался так называемый «Крестьянский крестовый поход». Темные, задавленные нуждой и голодом люди попались на лукавые проповеди: папские пропагандисты уверяли, что если им удасться отвоевать у мусульман Гроб Господень, то Всевышний сжалится и облегчит их участь, а в случае гибели их ждало место в раю. Не дожидаясь, пока соберутся рыцари, 70 тысяч германских и французских крестьян во главе с аскетом-проповедником Петром Пустынником и нищим рыцарем по прозвищу Вальтер-Голодранец толпами двинулись на юг. При виде какого-нибудь города эти несчастные принимали его за Иерусалим и начинали грабить и жечь. Их путь был отмечен насилием над местным населением. Во избежание мародерства на византийской территории император сопровождал их конвоем войск, потребовав нигде не задерживаться более трех дней. Сократившееся вдвое горе-войско подошло к Константинополю, его спешно переправили на азиатскую сторону Босфора. Двинувшись на столицу турок-сельджуков Никею, оно попало в засаду и было наголову разгромлено, 30 тысяч крестьян погибло.
Но это была только генеральная репетиция. Настоящее рыцарское ополчение поднялось через несколько месяцев, начав самый успешный, 1-й Крестовый поход (1097-1099 г.г.), закончившийся завоеванием Иерусалима и Палестины. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии, Франции и норманны из Италии. Возглавил его герцог Готфрид Бульонский, епископ Адемар из Пюи «комиссарил» от имени римского папы. Придя в Византию, крестоносцы не особо церемонились с местным православным населением, грабя тех, кого шли защищать. Пролилась кровь, византийцы стали подозревать, что «спасители» пришли их грабить. В апреле 1097 года дипломатам с трудом удалось добиться от разбойной орды присяги Алексею и обещания отвоевать для империи все утраченные территории. Крестоносцы переправились через Босфор, осадили Никею и нанесли поражение армии султана Кылыч-Арслана, однако гарнизон сдался не им, а византийцам. Чтобы спасти горожан от резни, Алексей выделил жадным «гостям» часть добычи. Они пошли на юг, по пути громя турков, вступили в Сирию. Здесь, захватив город Эдессу, основали первое крестоносное государство – «Эдесское графство». Разбив армию эмира Мосула и заняв Антиохию, они основали свое второе государство – «Антиохийское княжество» (здесь, между прочим, нашли «Копье Лонгина», которым был прободен бок Спасителя), и двинулись дальше, захватывая все новые земли. Все стало на свои места: освобождение Гроба Господня было лишь поводом к обогащению рыцарской верхушки. Это настолько разозлило простых воинов, что зимой 1098-99 годов они подняли бунт, требуя идти на освобождение Иерусалима, который между тем перешел от сельджуков под власть египетского султана. 15 июля 1099 года крестоносцы взяли его штурмом, вырезали всех нехристиан и часть христиан (ведь это все равно были не католики, а значит, и жалеть их нечего). Кони ходили по колена в крови – на что не пойдет благородный человек ради высокой идеи! У Гроба Господня рыцари плакали от умиления, столь сентиментальны были их сердца.
На завоеванных землях возникло «Иерусалимское королевство», просуществовавшее 200 лет. Его возглавил Готфрид Бульонский, получив от папы титул «охранителя Гроба Господня». Владения крестоносцев расширялись, они захватили Триполи, Кесарию и Акру, создав «Графство Триполи». Все было, как в Европе: государей не слушались, рыцари ссорились, духовенство было невежественно, законы несправедливы, народ угнетенным.
Для контроля ситуации на завоеванных территориях были образованы рыцарские ордена: иоанниты, тамплиеры и тевтоны.
Но турки отвоевали Эдессу, и папа Евгений III призвал ко 2-му Крестовому походу (1147-1149 г.г.), который возглавили короли: француз Людовик VII и немец Конрад III; численность армии составила 140 тысяч бойцов. Византийский император Мануил I спешно переправил опасных «спасителей» через Босфор. Они обрушились на Малую Азию, были биты турками, отступили в Константинополь и морем добрались до Святой земли. Отсюда с армией иерусалимского короля Балдуина III ходили на Дамаск и Аскалон, где были окончательно разбиты. О крови неверных, доходящей до колен (к чему призывали папские агитаторы), нечего было и мечтать. Разгром крестоносцев был ужасен: десятки тысяч убитых и умерших от болезней и голода на чужбине, выжившие эвакуировались в Европу.
Один из крупнейших феодалов Иерусалимского королевства Рено Шатийонский захватил караван с сестрой египетского султана Саладина, чем спровоцировал войну. Местным крестоносцам был нанесен ряд поражений: султан отобрал часть их владений, в том числе сам Иерусалим (говорили, что, узнав об этом, папа римский Урбан III умер от огорчения). Саладин пленил множество рыцарей, включая великого магистра тамплиеров. Кстати, взяв город, он христиан пощадил, а иерусалимского короля отпустил на свободу. По этим-то «нелогичным» поступкам Европа и узнала, что Святым Городом снова овладели «мерзкие неверные». Папа Клемент III, испуганный потерей такой лакомой добычи, призвал к 3-му Крестовому походу (1189-1192 г.г.), который возглавили знаменитые короли: француз Филипп II, англичанин Ричард I Львиное Сердце и германец Фридрих I Барбаросса, что означает «рыжебородый» (его именем Гитлер назвал свой план уничтожения СССР, подчеркнув однозначную связь «освободителей» разных эпох). Все началось неудачно: едва объединившись, рыцари впали во взаимные кровавые разборки, по пути захватили византийский Кипр и ограбили местное население, которое по идее должны были защищать. В дополнение ко всему Барбаросса при купании утонул, его некрасивая смерть стала знамением будущего поражения. Ричард Львиное Сердце помог выжить рыцарским государствам, но все три попытки отвоевать Иерусалим провалились. Заключив мир с египетским султаном, он покинул Палестину, уступив «побочную» добычу (Кипр) Ги де Лузиньяну, бывшему королю Иерусалима, основавшему себе Кипрское королевство. Вот как вольно обходились с чужим имуществом предки «цивилизованного человечества».
«Заграница нам поможет»
Неудача побудила папу Иннокентия III на агитацию за 4-й Крестовый поход (1199-1204 г.г.) против Египта, владевшего заветным Иерусалимом и угрожавшего католическим владениям в Азии. Победа действительно могла избавить их от угрозы мусульман. Но пиратская Венеция воспользовалась случаем, чтобы направить бронированный кулак против православной Византии, которую в Европе ненавидели больше, чем мусульман. У крестоносцев, якобы, не было средств (это при всех-то папских богатствах!) для оплаты переправы через море, и они приняли предложение лукавых венецианцев – восстановить на троне бежавшего на Запад византийского царевича Исаака (помощь «добрых чужеземцев» типа «заграница вам поможет», знакомо?). В итоге в 1204 году эта орда захватила Константинополь и устроила резню православных христиан. Византийские земли захватчики присвоили, основав «Латинскую империю», «Фессалоникийское королевство», «Афинское герцогство» и «Ахейское княжество», ряд островов достался Венеции. Этот поход привел к окончательному расколу западного и восточного христианства, и здесь предельно ясно, кто на кого нападал, кто кого грабил и кто кому отказывал в праве на существование (на глубинном уровне ситуация не изменилась и по сей день, это – хромосомный набор, и об этом нельзя забывать!).
Идея освобождения Иерусалима, жившая в Европе после провала крестовых походов и захвата рыцарями христианской столицы, возродилась в народах в форме «Крестового похода детей», когда в 1212 году в путь отправились десятки тысяч юных французов и немцев. Почти все они пропали, погибли или были проданы в рабство мусульманам своими же единоверцами.
В 1215 году папа Иннокентий III призвал к 5-му Крестовому походу (1217-1221 г.г.) с целью разгрома Египта. В Палестине высадились австрийцы герцога Леопольда IV, венгры короля Андраша II и рыцари из Германии. Огромная армия под командованием иерусалимского короля Жана де Бриена и великих магистров трех рыцарских орденов вторглась в Египет и взяла стратегически важную крепость Дамиетта в устье Нила. По требованию папского кардинала Пелагия крестоносцы отвергли предложение султана обменять крепость на Иерусалим, пошли на Каир, но оказались зажатыми между египетским войском и разлившимся Нилом. За возможность беспрепятственного отступления им пришлось вернуть Дамиетту и уйти из Египта.
Под давлением пап Гонория III и Григория IX супруг наследницы иерусалимского престола Иоланты германский император Фридрих II (внук Барбароссы) начал 6-й Крестовый поход (1228-1229 г.г.). Безбожник, называвший Христа, Моисея и Магомета «тремя великими обманщиками», в жизни, он исходил из здравого смысла и целей своих добился не войной, а дипломатией. Мусульмане отдали ему Иерусалим, заключив мир на 10 лет, так как перед лицом нового грозного врага (татаро-монгол) не хотели войны на два фронта. Пленных христиан выпустили, утраченные земли вернули, Палестину открыли для паломничества мусульман и христиан. Фридрих короновался на иерусалимский трон и отбыл восвояси.
После десяти лет мира европейцы опять пошли против мусульман. В 1239 году в Палестине безуспешно воевали войска короля Наварры Тибо I. Более удачливые английские рыцари графа Ричарда Корнуэльского в 1241 году добились от султана Айюба освобождения всех пленных христиан. Но через три года султан вторгся в Палестину, разбил крестоносцев при Газе и захватил Иерусалим.
А потом был 7-й Крестовый поход (1248-1250 г.г.). По призыву папы Иннокентия IV француз Людовик IX с 35-тысячной армией высадился в Египте и двинулся на Каир. Идея была проста: захватить побольше земель и обменять их на захваченное арабами в Святой Земле. Дело закончилось катастрофой: крестоносцы были разбиты, флот сожжен, плюс ко всему среди них началась эпидемия моровой язвы, так как воды Нила несли мимо тысячи раздувшихся трупов. Заразившийся Людовик с жалкими остатками армии был окружен и сдался в плен. Рядовой состав был истреблен, королю с большим трудом за 200 тысяч ливров удалось выкупиться на свободу.
Временно европейцы в Палестине вздохнули свободнее, поскольку мусульмане отражали татаро-монгольское нашествие, но с 1260 года они опять начали отвоевывать у крестоносцев исконно арабские земли. Так, приказало долго жить Антиохийское княжество.
Последней попыткой помочь рыцарям на Востоке стал 8-й Крестовый поход (1270 г.), возглавленный исключительно королями: французом Людовиком IX, сицилийцем Карлом Анжуйским и арагонцем Хайме I. Планируя напасть на Тунис и Египет, крестоносцы высадились в Африке, с боями дошли до древнего Карфагена, но тут их настигла моровая язва, от которой скончался и Людовик с сыном. С тунисским султаном заключили мир, обязав его предоставлять католическому духовенству право свободного отправления культа.
Эта неудача ускорила падение последних оплотов католиков на Востоке. Мусульмане ликвидировали графство Триполи, взяли Бейрут, Сидон и Тир. Утрата в 1291 году Акры, которую отчаянно защищали тамплиеры и иоанниты, стала концом крестоносного владычества. Эпоха крестовых походов закончилась.
Кто выиграл?
Многие исследователи этой эпохи делают упор на религиозную подоплеку крестовых походов («стихийное стремление европейцев к духовному подвигу», «самопожертвование ради веры» и так далее). Однако, возникает вопрос, кто же и что выиграл от почти двухсот лет кровопролития?
Прежде всего, оправдались расчеты организатора этих походов: они позволили на время ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Пар сбросили на безопасном удалении самым эффективным способом: воевать за моря уехали социально опасные бунтари, которые могли бы наломать много дров дома, а так использованные «втемную» сорвиголовы легли костьми за чужие интересы.
Католическая церковь утвердилась в роли лидера западного мира: существенно обогатилась, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в натиске на славян).
Походы не прошли бесследно и для западной экономики: ограбление заморских стран вбросило средства в чахлое хозяйство, заимствования с Востока обогатили, дали толчок развитию технологий, расширили культурный потенциал, и Запад стал ускоренно развиваться. Значительно укрепили свои позиции, серьезно потеснив арабов и византийцев, торговые республики Италии, нажившиеся на перевозке крестоносцев через море.
А вот для народов Востока эти походы обернулись неисчислимыми бедами, истреблением людей, уничтожением материальных и культурных ценностей. Они подорвали силы Византийской империи и приблизили ее окончательное падение, разверзли пропасть между католицизмом и православием, углубили вражду между Западом и исламом, что сказывается поныне и еще проявится в будущем. Походы стали вершиной экспансионизма средневековой Европы, первым опытом европейского колониализма, который позже поработил почти весь мир.
Крестоносный дух нашел отражение в средневековой литературе, поэты и трубадуры красиво воспели некрасивое дело.
Вольф Мазур. «Аэропорт»
Однако, в мире ничего не меняется и по сей день!
tatasoz-