-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ермоловская_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2008
Записей: 11906
Комментариев: 18681
Написано: 31774


Первая победа советских подводников

Среда, 31 Августа 2011 г. 19:08 + в цитатник
31 августа 1919 года русская подводная лодка "Пантера" потопила новейший английский эсминец "Виттория". Это была первая боевая победа и большой успех советских подводников. Об этом подвиге, о боевом пути подводной лодки "Пантера" и судьбе ее командира
04 (700x545, 345Kb)
Летом 1919 года войска Красной Армии вели тяжелые оборонительные бои против наступавшей на Петроград Северо-Западной армии во главе с генералом Н. Н. Юденичем. Активное содействие белогвардейским войскам оказывали белофинны, белоэстонцы и английская эскадра адмирала Коуэна. С англичанами взаимодействовали флоты Финляндии и Эстонии.

В этот трудный для советской власти период задача балтийцев состояла в том, чтобы не допустить флот интервентов к Петрограду и оказать всемерную помощь войскам Красной Армии. Наиболее активно боевые действия на море вели английские корабли. В конце августа английские крейсера и эсминцы усилили обстрел позиций Красной Армии в районе Копорской губы.


Командование Балтийским флотом решило направить туда подводные лодки. В 6 часов утра 31 августа 1919 года подводная лодка "Пантера" вышла из Кронштадта в район Копорской губы. Командовал лодкой бывший лейтенант российского флота, в годы первой мировой войны служивший старшим офицером на подводной лодке "Волк", А. Н. Бахтин. Бывший штурман этой подлодки, будущий академик и адмирал А. И. Берг, с августа 1919 года был назначен командиром подводной лодки "Рысь", поэтому в этот поход лодка вышла с новым штурманом - Красновым А. И.

Находясь на позиции, при очередном поднятии перископа, около 19 часов, Бахтин увидел, два английских эсминца стаявших на якоре недалеко от острова Сескар. Командир решил атаковать. Для этого необходимо было изменить установку глубины хода торпед. Они были подготовлены для стрельбы по крейсерам и прошли бы под корпусом эсминца, не причинив ему никакого вреда. Пришлось лечь на грунт, вытащить торпеды внутрь подводной лодки и изменить установку глубины их хода. На это ушло около часа. Еще около часа лодка маневрировала, чтобы незаметно занять наиболее удобную позицию для торпедного залпа. В 21 час 16 минут, выйдя со стороны заходящего солнца, "Пантера" с расстояния 4 - 5 кабельтовых выпустила две торпеды. Вторая попала в цель. Эсминец сильно накренился, окутался облаком дыма и пара, а затем быстро ушел под воду. Это был новейший, постройки 1917 года, английский эсминец "Витториа".

После выстрела лодку сильно подбросило вверх. На короткое время над водой показалaсь ее рубка и носовая часть. Второй английский эсминец осветил место погружения подводной лодки прожектором и открыл стрельбу ныряющими снарядами. Вскоре прилетели самолеты, подошли еще миноносцы и катера. Девять кораблей, освещая море прожекторами, искали подводную лодку. Но Бахтин сумел оторваться от преследования. В 4 часа утра попытались всплыть для проветривания отсеков. Как только боевая рубка показалась над водой, ее тут же осветили прожектором, и погоня возобновилась. "Пантере" вновь удалось уйти от преследователей, но дышать в лодке становилось все труднее.

С наступлением рассвета командир приказал поднять перископ, необходимо было определить свое место, чтобы войти в проход минного поля на подступах к Кронштадту. Едва успели определиться, как за кормой показался перископ. Вражеская подводная лодка караулила здесь возвращающиеся из похода русские корабли. Пришлось снова погрузиться и вслепую идти через минное поле. Только в 11 часов, на подходе к Кронштадту, "Пантера" смогла всплыть в надводное положение. Ей пришлось 30 часов идти под водой без регенерации воздуха, что, по тем временам, явилось рекордом продолжительности подводного плавания. Преодолев все трудности, 1 сентября лодка благополучно вернулась в базу.
pantera_01-horz (700x469, 242Kb)
Английское адмиралтейство было вынуждено признать потерю своего корабля, но объявило, что был потоплен не эсминец "Витториа", а небольшой сторожевик. Успешная атака "Пантеры" стала первой победой советских подводников. Командование объявило экипажу благодарность, и каждый участник похода получил по новенькой кожаной куртке, какие носили комиссары, - считалось, самые отважные и достойные. Кроме того, 18 человек из экипажа лодки Реввоенсовет Балтийского флота наградил именными часами.

В марте 1921 года X-й съезд РКП(б) принял историческое решение о возрождении и укреплении Красного военного флота. Учебную группу командиров-подводников плавбазы "Тосно" преобразовали в подводный класс при Военно-Морской академии. Его первым начальником и преподавателем стал А. Н. Бахтин. 15 мая 1921 года экипаж "Пантеры" тепло проводил своего командира к новому месту службы. "А. Н. Бахтин был выдающимся моряком, убежденным и талантливым подводником, очень умным и образованным человеком высоких качеств. Он много читал, отлично знал историю флота, морскую технику, был хорошим организатором. Команда любила его за честность и прямоту, правдивость и смелость. Он всегда был совершенно спокоен и внушал к себе доверие подчиненных. Это был один из наиболее преданных и образованных советских офицеров того времени". Так писал о А. Н. Бахтине его бывший подчиненный, штурман подводной лодки "Пантера" академик и адмирал Аксель Иванович Берг.

В 1923 году Бахтин первым из подводников был удостоен ордена Красного Знамени. Однако в августе 1926 года в числе других командиров РККФ Бахтин был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже. В феврале 1927 г. его приговорили к заключению в концлагере сроком на пять лет. Семь месяцев Бахтин провел в Соловецком лагере особого назначения. В декабре 1927 г. дело было пересмотрено, и лагерь заменили ссылкой в Тобольской губернии. Там Бахтин провел почти полтора года. В мае 1929 года его освободили досрочно. Освободили, но не оправдали, не сняли факт судимости. Тяжелая моральная обстановка и репрессии подорвали его здоровье. Он заболел туберкулезом и 15 июня 1931 г. скончался. В сентябре 1956 года Бахтин был полностью реабилитирован. Славное имя героя-подводника заняло достойное место в истории советского Военно-морского флота.

Подводная лодка "Пантера" прошла поистине героический боевой путь. Она была построена на судостроительном заводе "Ноблесснер" в Ревеле. Утром 5 августа 1916 года на лодке был торжественно поднят военно-морской флаг, и "Пантера" вошла в состав Балтийского флота. Ей предстоял долгий и славный боевой путь. Она стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трех войнах: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. В 1916-1917 годах она совершила несколько боевых походов на коммуникации противника. После Октябрьской революции "Пантера" участвовала в легендарном Ледовом походе Балтийского флота, а затем в боях против белофинских кораблей на Ладожском озере. В ноябре 1918 года командиром "Пантеры" был назначен Александр Николаевич Бахтин. Тогда ему было только 24 года, но он уже несколько лет прослужил на подводных лодках и имел боевые награды.

Зимой в тяжелейших ледовых условиях она дважды ходила в разведку в районе Ревеля. В марте 1919 года "Пантера" в числе наиболее боеспособных кораблей была включена в состав Действующего отряда (ДОТ) БФ, который защищал морские подступы к Петрограду. Летом 1919 года "Пантера" совершила два боевых похода в район Копорской губы. Второй поход завершился потоплением английского эсминца "Витториа", после чего имя "Пантеры" стало известно всему миру.

После гражданской войны лодка использовалась для подготовки кадров подводников. Десятки офицеров и адмиралов, занимавших позднее руководящие посты в ВМФ СССР, начинали свою службу на "Пантере". Она по праву заслужила название кузницы кадров советского подводного флота. В декабре 1922 года "Пантера" получила новое название - "Комиссар", однако моряки продолжали называть ее прежним именем. 30-е годы отмечены быстрым развитием советского кораблестроения. В это время проходили модернизацию и корабли старой постройки. Главным недостатком подводных лодок типа "Барс" было отсутствие внутренних межотсечных переборок, что значительно снижало их живучесть. Когда было решено в экспериментальном порядке модернизировать одну из лодок, выбор пал на "Пантеру". На лодке смонтировали две прочных и одну легкую переборку, установили более мощные дизеля и современную аккумуляторную батарею. В результате этого значительно повысилась живучесть лодки, улучшилась ее мореходность и возросла скорость хода.

В годы Великой Отечественной войны лодка совершила боевой разведывательный поход, а 23 июля 1941 года во время налета немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик. Затем ветеран использовался как зарядовая станция. Почти 39 нелегких лет находилась "Пантера" в боевом составе Балтийского флота. В 1955 году она была списана и разрезана на металл, хотя по праву могла стать мемориалом памяти первых российских подводников и музеем достижений кораблестроения периода первой мировой войны.

Додонов В. А.


tatasoz-
Рубрики:  ИСТОРИЯ./Назад в СССР.
ИСТОРИЯ./Военная история. ВОВ.
ИСТОРИЯ./История и культура России.
ИСТОРИЯ./День в истории. Календарь.
Интересное. Непознанное./Разное.
Армия, Флот, Авиация.
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 1 пользователю

Madam_Irene   обратиться по имени Среда, 31 Августа 2011 г. 19:58 (ссылка)
Очень интересно! С удовольствием прочитала и подчерпнула себе знаний про наши лодки!
Ответить С цитатой В цитатник
potnik   обратиться по имени Среда, 31 Августа 2011 г. 20:46 (ссылка)
Хороший пост. Добротный. И с хорошей информацией. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку